Скупой платит. Дважды ли?
Краткое содержание :
Что говорит закон?
Законодательство о защите прав потребителей в России достаточно жесткое по отношению к недобросовестным производителям, продавцам и исполнителям. Прошу заметить: не ко всем этим лицам, а лишь к тем, кто взаимодействует с гражданами недобросовестно.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется исключительно судом. Всякие контролирующие органы могут выдавать предписания, привлекать к административной ответственности, но защитить именно права гражданина, если контрагент неблагоразумный, может только суд.
Какие санкции применяет суд? Кроме убытка и вреда, причиненного некачественными товаром или услугой, с изготовителя, продавца или исполнителя суд может взыскать пеню и штраф. Размер пени при недостатке товара – 1 % за каждый день неудовлетворения законного требования потребителя. И размер законом не ограничен. То есть пеня может превышать стоимость товара.
Размер пени при несвоевременном устранении недостатка услуги – 3 % за каждый день просрочки. Но тут законодательно ограничен размер: он не может превышать стоимость услуги.
Кроме того, потребитель вправе взыскать моральный вред. В России, в отличие от Америки, суммы взыскивают смешные. Но это для простых граждан. Одной судье присудили 300 000 за какое-то несущественное повреждение. Страдания чиновника такого полета суд признал более серьезными, нежели страдания простого человека в аналогичной ситуации.
В апелляционной инстанции однажды наблюдал, как ответчик с пеной у рта пытался доказать, что 50 000 руб. за сломанную ногу – это для бедолаги несказанно много. К счастью, суд усмирил пыл ответчика, оставив решение в силе.
Кстати, по ходатайству ответчика суд на основании ст. 333 ГК РФ вправе снизить размер пени.
Итак, посчитаем
Суд взыщет убыток, пеню (если просрочка в 100 дней при продаже товара или 34 дня при оказании услуги, то пеня будет равна их стоимости). Т. е. это уже две цены товара (услуги). Компенсирует моральный вред (от 300 до 15 000 встречал). Взыщет штраф в размере 50 % от присужденной суммы. Т. е. как минимум недобросовестный контрагент заплатит потребителю трижды.
Вывод
Если считаете, что потребитель прав, лучше (дешевле и для имиджа полезно) удовлетворить его разумные требования добровольно. Если продавец (исполнитель) чувствуют свою правоту, то стоит заручиться поддержкой эксперта. Иначе траты могут быть заоблачными. В моей практике скупой однажды заплатил в 10 раз больше убытка.
Как лучше поступить?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты