Администрация отдавать распоряжение юр лицам не осуществляющих дорожное строительство за свой счет
Правомочна ли Администрация отдавать распоряжение юридическим лицам не осуществляющих деятельность по дорожному строительству по совершению дорожно-строительных работ за счет собственных средств на трассе муниципального назначения в части укрупнения автодорог муниципального назначения
Нет, не правомочна. Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" }, а также ст. 179.4, "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ Осуществление дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог) признается именно публичной функцией, полномочия по выполнению которой разграничены между государственными и муниципальными органами в зависимости от значения автодороги:
-к полномочиям государственных органов РФ отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог федерального значения (п. 10 ст. 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ);
-к полномочиями органов государственной власти субъектов РФ - осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог регионального или межмуниципального значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них (подп. 11 п. 2 ст. 26.3 Закона);
-к вопросам местного значения - дорожная деятельность в отношении автодорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них (п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона).
Выполнение перечисленных государственных и муниципальных функций может достигаться с помощью различных механизмов: административно-правовых, гражданско-правовых, финансово-правовых. При этом, как правило, имеет место их сочетание. Финансовое обеспечение дорожной деятельности вовлечено в сферу бюджетно-правового регулирования, где недавно были вновь возрождены дорожные фонды, однако уже в качестве целевых бюджетных фондов (ст. 179.4 БК РФ). Организация дорожной деятельности осуществляется органами публичной администрации посредством издания ими административных актов, которые опосредуют исполнение обязанностей и реализацию правомочий публичного собственника. Непосредственная дорожная деятельность (содержание, ремонт автодорог и т.п.) возможна лишь в форме хозяйственной деятельности, для выполнения которой органы публичной администрации создают и финансируют подведомственные организации либо привлекают третьих лиц посредством механизмов государственно-частного партнерства (концессии, государственные и муниципальные закупки).
Необходимо различать субъектов административного управления автодорогами (Федеральное дорожное агентство, аналогичные органы регионального и муниципального уровня), которые реализуют в отношении них организационно-распорядительные полномочия, с одной стороны, и "управляющих" автодорогами в гражданско-правовом смысле, ответственных за их содержание (специализированные государственные и муниципальные учреждения, госкомпания "Автодор"), - с другой.
Использование физическими и юридическими лицами автодорог обеспечивается органами публичной администрации, которые в этих целях осуществляет управление автодорогами. Содержание управленческой деятельности состоит в выполнении обязанностей и осуществлении правомочий публичного собственника непосредственно компетентными государственными или муниципальными органами либо созданными (привлеченными) ими организациями. В целом управление автодорогами включает:
-обязанности по содержанию и ремонту автодорог в соответствии с требованиями технических регламентов. В рамках исполнения данных обязанностей публичная администрация (Росавтодор, аналогичные региональные и муниципальные органы) создает и управляет деятельностью подведомственных учреждений, в том числе обеспечивает финансирование исходя из установленных нормативов. Однако создание подконтрольных организаций не освобождает от ответственности за выполнение государственной (муниципальной) функции соответствующее публичное образование. Показательно в связи с этим Определение ВС РФ от 21 октября 2008 г. N 47-В 08-7 по одному из гражданских дел, где суды посчитали, что местная администрация ненадлежащим образом исполняет обязанности по содержанию автодороги.
Таким образом, права юридических лиц не предусматривают наличие полномочий по осуществлению дорожно-ремонтных работ на автодорогах, в данном случае, муниципального назначения, так как владельцем автодорог муниципального значения является органы государственной власти субъектов РФ в рамках компетенции которых и находится осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог регионального или межмуниципального значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них (подп. 11 п. 2 ст. 26.3 Закона.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: