Вы приобрели технически сложный товар. Он плохо работает, деньги не возвращают. Что делать?
Краткое содержание :
«Дело житейское…»
Вы стали счастливым обладателем телевизора, ноутбука, стиральной машины или какого-нибудь другого «чуда современной техники». Через некоторое время выясняется, что оно работает «как-то не так». Например, компьютерный монитор гудит, когда его включаешь. Вы несете технику в сервис, его принимают на гарантийный ремонт. А через какое-то время сервисный центр дает ответ, что… никаких недостатков не обнаружено. Забирайте товар и работайте (а, вернее, мучайтесь) с ним дальше.
Как правильно защитить нарушенные в этом случае права? Рассмотрим этот вопрос далее.
Пишите претензию
Прежде всего надо, конечно же, написать в адрес продавца претензию. Во-первых, для того, чтобы обозначить серьезность своих намерений. Во-вторых, если потом в суд придется идти, то для потребительских споров предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования.
То есть если претензии и доказательств ее вручения не будет, суд не примет иск к рассмотрению.
Лучше всего выслать претензию почтой, заказным письмом. Тогда оппонент на суде не сможет рассказать, что не туда принесли, не тому вручили и т. п. Причем — внимание!— претензию следует выслать именно на юридический адрес продавца. Необходимые данные для этого возможно найти в магазине и на сайте Федеральной налоговой службы РФ. На суде вместе с квитанцией об отправке представьте распечатку с сайта почтового «трэкинга» о том, что письмо вручено. Или что продавец отказался его получать.
Как лучше всего писать претензию?
Да как угодно, в свободной форме. Но обязательно учтите следующее.
Во-первых, укажите, кому адресована претензия (наименование организации).
Во-вторых, сообщите, от кого претензия (Ф.И.О., место жительства и телефон).
В-третьих, чтобы продавец понял, что обидел «юридически грамотного», сошлитесь на соответствующие статьи законов. В данном случае, например, можно процитировать положения ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей», определяющей права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.
В-четвертых, лучше слегка припугнуть продавца соответствующими государственными органами. Например, напишите, что если он не выполнит ваши требования, то последует жалоба в Роспотребнадзор.
В-пятых, сообщите оппоненту, чего вы хотите. Например, замены товара на аналогичный качественный. Или возврата денег. Закон предоставляет право выбора именно вам.
Написали и отослали? Теперь ждите 10 дней плюс время «почтового пробега». Если продавец никак не отреагировал или отказал вам, переходите к досудебной подготовке. Она заключается в проведении товароведческой экспертизы.
Идите на экспертизу
Для чего нужна экспертиза? Дело в том, что требования потребителя удовлетворяются не всегда, а только если в технически сложном товаре имеют место существенные недостатки. А существенные они или нет, как раз и определяет товароведческая экспертиза.
Приведу пример из моей практики. Смартфон моей клиентки «засвечивал» снимки в ночное время. Некоторые из «технарей», к которым она обратилась в неофициальном порядке, посчитали, что недостаток этот не существенен и телефон эксплуатировать можно. Однако экспертиза подтвердила обратное, и дело мы выиграли.
Повторюсь, что экспертизу лучше делать именно в досудебном порядке, чтобы знать, идти в суд или нет. К тому же вы можете нарваться на «юристов-мошенников», которые расскажут вам, что дело «на сто процентов» выигрывается. Вы заключите с ними договор, потратив немалые деньги, а потом, когда экспертизу назначит суд, выяснится, что недостаток – несущественный и «дело — труба».
Обращайтесь в суд
Следующий этап – подготовка искового заявления. Какие требования туда надо включить?
Во-первых, о расторжении договора купли-продажи и возврате денег.
Во-вторых, неустойку (пеню) за неисполнение ваших требований в размере 1 % за каждый день просрочки их исполнения (ст. 23 закона РФ «О защите прав потребителя»).Обратите внимание, что сумма этой неустойки может быть и больше стоимости самого товара. Правда, суд может снизить ее, но только по ходатайству продавца.
В-третьих, штраф за невыполнение отдельных требований потребителя в размере 50 % от присужденной суммы (ч. 6 ст. 13 закона РФ «О защите прав потребителей»).
В-четвертых, моральный ущерб (ст. 15 закона РФ «О защите прав потребителей). При этом он презюмируется, и доказывать его не обязательно.
А лучше всего, конечно, нанять компетентного и честного юриста!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: