Спросить бесплатно

Проект нового КоАП РФ: положения, заслуживающие внимания

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (3,00) ( 2)
190 просмотров
0 комментариев

Как известно, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был принят уже относительно давно – в конце 2001 года. Жизнь не стоит на месте, и часть его норм и положений либо не соответствует реальной действительности, либо не применима в изменившихся условиях, либо просто «мертворожденна». И вот, в 2019 г., федеральный законодатель решил обнародовать Концепцию нового КоАП РФ. Приведу наиболее интересные, на мой взгляд, положения вышеназванного нормативного правового акта:

1. Первым делом сразу же укажу на признание законодателем несовершенства действующего КоАП РФ: за период с 2002 по 2019 гг. был принят 621 Федеральный Закон, которым в КоАП РФ было внесено свыше 4 800 изменений. При этом, было констатировано, что вносимые в КоАП РФ изменения зачастую не носили системного характера, что приводило к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и в конечном счете негативным образом влияло на обеспечение прав и за-конных интересов физических и юридических лиц.

Исходя из вышесказанного, новый КоАП РФ планируется ввести в действие с 1 января 2021 года;

2. Требует сохранения положение о возможности внесения любых изменений в КоАП РФ только отдельными федеральными законами;

3. В новую редакцию КоАП РФ максимально полно должны быть включены составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, сферу благоустройства. Это может означать декриминализацию ряда преступлений, предусмотренных в Уголовном Кодексе РФ;

4. В новом КоАП РФ следует предусмотреть полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Банка России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов в сфере административной ответственности.

И далее – чуть ли противоречие: указанными нормативными правовыми актами не может устанавливаться административная ответственность, а также изменяться порядок осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо четко обозначить позицию о невключении данных актов в понятие законодательства об административных правонарушениях. Зададимся вопросом: так зачем нужны подзаконные нормативные акты по вопросам административной ответственности за административные правонарушения?;

5. В новом КоАП РФ должно быть раскрыто содержание понятия административной ответственности, причем таким образом, чтобы данная дефиниция позволила бы отделить административную ответственность от других видов юридической ответственности, в частности уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной. Наконец-то законодатель озаботился формулировкой определений базовых понятий!;

6. Необходимо закрепить принципы административной ответственности;

7. В целях закрепления общих требований к формулированию состава административного правонарушения, его объективной стороны, а также в целях конкретизации для разграничения с понятием «преступление» необходимо уточнить понятие «административное правонарушение». Хочется порадоваться тому факту, что законодатель всё-таки начал осознавать, что, прежде чем «расписывать» норму или положение, необходимо, первым делом, дать определение того понятия, о котором будет вестись речь в той или иной статье;

8. В зависимости от характера и степени общественной вредности предлагается выделить категории административных правонарушений. Категоризацию административных правонарушений предлагается осуществлять исходя из их характера и степени общественной вредности: угрозы наступления и (или) факта наступления определенных негативных последствий;

9. Учитывая практику применения законодательства об административных правонарушениях, предлагается закрепить определения вызывающих затруднения при квалификации таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные. Это можно только приветствовать – классификацию административных правонарушений, исходя из временно-го и количественного факторов;

10. Помимо определенных в качестве субъектов административных правонарушений граждан, должностных лиц (и лиц, приравненных к должностным), а также юридических лиц, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей;

11. Необходимо восстановить терминологическое единообразие применительно к процедуре реализации административных наказаний, для чего предлагается использовать понятие «назначение административного наказания»;

12. Требует уточнения содержание понятия такого вида административного наказания, как конфискация имущества. Да и само определение понятия «имущества» сформулировать бы не мешало!;

13. Предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, одновременно включив его наряду с временным запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

14. В целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, реализации принципа гуманизма, обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств;

15. При подготовке нового КоАП РФ необходимо также решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности;

16. В новом КоАП РФ предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания;

17. Принимая во внимание увеличивающееся число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, целесообразно урегулировать особенности административной ответственности несовершеннолетних, которым ко времени совершения правонарушения исполнилось шестнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет, в специальной главе КоАП РФ;

18. Должны быть предусмотрены особенности назначения наказаний несовершеннолетним и случаи освобождения их от наказаний. При этом необходимо учитывать условия жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на несовершенно-летних старших по возрасту лиц;

19. Ограничить до минимума либо полностью исключить практику установления в санкциях норм Особенной части КоАП РФ безальтернативных административных наказаний;

20. Требует рассмотрения вопрос о закреплении института реабилитации лица, незаконно привлеченного к административной ответственности;

21. В частности, в целях унификации требований, предъявляемых к представителям в судах, целесообразно предусмотреть, что представителями в суде по делам об административных правонарушениях могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование;

22. Представляется, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения должно иметь самостоятельный предмет правового регулирования и применяться не только в отношении водителей транспортных средств, но и иных правонарушителей;

23. Наряду с изложенным представляется возможным расширить перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях за счет включения в него обеспечительного ареста имущества, принадлежащего лицу, в отношении которого уполномоченным органом ведется производство по делу об административном правонарушении; приостановления операций по счетам в банках и иных кредитных организациях; залога за задержанное транспортное средство; временного ограничения на право управления транспортным средством; обязательства о явке лица, совершившего административное правонарушение, и т.д.

Исходя из вышесказанного, сформулируем итоговый вывод: новый КоАП РФ выглядит более «человечным», более систематизированным, реально обновленным по сравнению с ныне действующим КоАП РФ. Хоте-лось бы надеяться, что прописанные в нем новые нормы и положения ста-ли реально воплощаться на практике, а не остались бы лишь очередным «плодом творчества» (причем, неудачным) федерального законодателя.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 2
Рейтинг 3,00

Читайте также

0 X