Спросить бесплатно

Институт финансового омбудсмена в России

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (3,25) ( 8)
588 просмотров
3 комментариев

Спрос рождает предложение

В настоящее время растет количество потребителей различных финансовых услуг, люди все чаще для достижения своих целей прибегают к помощи кредитных организаций, вследствие чего увеличивается количество споров между банками и их клиентами.

Россияне нередко в таких случаях либо обращаются в суд, либо, смирившись с возникнувшей негативной ситуацией, оставляют все так, как есть, не пытаясь защитить, восстановить свои нарушенные законные права и интересы. Одним не хватает знаний в данной сфере правоотношений, другим – времени на «бумажную волокиту» и затяжные судебные процессы.

Поэтому весьма актуальным представляется вопрос, каким образом могут быть защищены права, кроме как в судебном порядке. Решение данного вопроса нашло свое отражение в появлении такого института банковского права, как институт финансового омбудсмена.

История вопроса

Впервые пост финансового омбудсмена был введен в Германии в 1992 году Союзом немецких банков. На сегодняшний день данный институт существует в Великобритании, Франции, Швеции, Дании, Норвегии, Италии, Польше, Португалии и многих других странах мира. Каждая страна выбирает свою модель формирования данного органа — инициатором создания может выступать либо государственная структура, либо общественная организация.

В нашей стране впервые такой институт появился в октябре 2010 года по инициативе Ассоциации российских банков. Первым и ныне действующим российским финансовым омбудсменом является экс-депутат Государственной думы профессор Павел Алексеевич Медведев.

За основу деятельности была принята германская модель, согласно которой финансовый омбудсмен не является государственной структурой. Первыми банками — членами АРБ, подписавшими соглашения, были Райффайзенбанк, ОТП-банк, Совкомбанк (Джи И Мани Банк), Хоум Кредит Банк, «Юниаструм Банк», Национальный банк «Траст».

Со временем этот круг расширился за счет присоединения к соглашению других финансово-кредитных организаций.

Офис финансового омбудсмена находится в г. Москве. Также на территории Российской Федерации могут создаваться региональные офисы для приема и предварительной обработки поступающих заявлений (жалоб). Сейчас на территории РФ действует шесть таких региональных представительств — в Республике Башкортостан, Тамбовской, Тюменской, Липецкой областях, Пермском и Краснодарском крае.

Что говорит закон

Правовое регулирование деятельности финансового омбудсмена в России осуществляется на основании принятых Советом АРБ 20 сентября 2010 года «Положения об общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)» и «Регламента Общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена)».

Для дальнейшего развития данного института в РФ 10 мая 2014 года Правительством РФ в Государственную думу РФ был внесен проект федерального закона № 517191-6 «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций». 6 октября 2016 года проект перешел на стадию рассмотрения Советом Государственной думы во втором чтении, однако на данный момент закон до сих пор не принят.

В соответствии с Положением, финансовый омбудсмен – это постоянно действующий общественный орган досудебного урегулирования споров между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами, основная цель деятельности которого — способствование более оперативному и менее затратному для клиента разрешению конфликта путем выработки объективного и непредвзятого решения или разъяснения.

Финансовым омбудсменом может стать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование, обладающий высокой общественной репутацией и который не являлся в течение последних 3 лет до назначения финансовым омбудсменом работником или избираемым должностным лицом в финансовой организации. Назначается Ассоциацией российских банков сроком на 5 лет.

К компетенции финансового омбудсмена относится разрешение гражданско-правовых споров, связанных с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров, заключаемых с физическими лицами – клиентами финансовой организации, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также рассмотрение жалоб, которые возникают в связи с деятельностью финансовых организаций, но только тогда, когда возможность обращения к финансовому омбудсмену предусмотрена в письменных декларациях (заявлениях) сторон спора, за исключением случаев, если по данному спору имеется вступивший в силу судебный акт, разрешающий его по существу.

При осуществлении своих полномочий финансовый омбудсмен выступает как независимый эксперт в данной сфере, он в соответствии с законом самостоятельно разрешает возникшие конфликты, а АРБ и ее должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы его профессиональной деятельности.

Основные достоинства и недостатки данного института

1. Снижение финансовых издержек.

В Положении закреплено, что финансовый омбудсмен осуществляет свою деятельность на основании принципа безвозмездности, то есть для клиента данная помощь носит бесплатный характер. Финансирование деятельности осуществляется АРБ за счет специально созданного фонда, формируемого с помощью целевых взносов членов — участников Ассоциации российских банков.

Поскольку финансовый примиритель сам непосредственно выясняет все факты и обстоятельства дела, обеспечивает юридическое сопровождение всего процесса, то клиентам не придется тратиться на оплату услуг адвокатов или обращаться за помощью к юристам.

2. Более оперативное разрешение споров, снижение временных издержек клиентов, уменьшение нагрузки деятельности судов.

Как вытекает из положений Регламента, разбирательство спора должно быть завершено в возможно короткий срок, в зависимости от степени его сложности. Гражданам (как и представителям банков) не придется являться на многочисленные судебные заседания, а судьям разрешать конфликты, которые могут быть урегулированы в досудебном порядке.

Что касается недостатков:

1. С одной стороны, у клиентов банков существует достаточно много структур, в которые они могут обратиться со своими жалобами. В первую очередь, это сам банк, далее Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк, органы Прокуратуры, суд.

Добавление еще одного участника в этот список не внесет принципиальных изменений в ситуацию и не исключит подачу жалоб в государственные органы. Кроме того, можно предположить, что омбудсмен будет загружен большим количеством жалоб клиентов.

2. На данный момент признание компетенции финансового омбудсмена для финансовых организаций носит добровольный характер, согласие на рассмотрение спора с участием «общественного примирителя» возможно только в случае официального присоединения финансовой организации к данному институту, то есть подписанием специальной декларации.

Из этого положения следует, что возможность передачи спора финансовому омбудсмену наличествует не в каждом банке.

Также в апреле 2017 года глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина в своем интервью рассказала, о том, что ЦБ предлагает вводить институт Финансового омбудсмена поэтапно: сначала для ОСАГО, затем для микрофинансовых организаций, а дальше уже для банковской системы в целом, но как скоро это будет возможно, пока точно утверждать нельзя.

3. В связи с тем, что рассмотрение спора с участием финансового омбудсмена возможно лишь при подписании специальной декларации между финансовой организацией и омбудсменом, то возникает вероятность того, что омбудсмен будет выносить решения в пользу соответствующих банков. У клиентов банков могут возникнуть сомнения в объективности и беспристрастности омбудсмена при разрешении конфликта.

Необходимо сказать о самой процедуре обращения. Способов обращения несколько – можно направить жалобу в письменной форме, по электронной почте, а также позвонить по телефону. Финансовый омбудсмен может принять спор к своему рассмотрению лишь только при наличии письменных заявлений сторон о передаче спора на рассмотрение финансовому омбудсмену.

До подачи такого заявления клиент обязан направить жалобу (заявление) в адрес соответствующей финансовой организации с изложением сути своих претензий (требований). В течение 30 дней со дня получения жалобы финансовая организация должна предоставить клиенту ответ по существу его жалобы, который должен выражать ее четкую позицию относительно отказа, удовлетворения или частичного удовлетворения претензий (требований) клиента.

Клиент имеет право подать письменное заявление финансовому омбудсмену только после момента получения ответа по существу жалобы или по истечении срока. Что касается срока давности, то финансовый омбудсмен рассматривает заявления клиентов, поданные в течение 3 лет со дня, когда клиент узнал или должен был знать о нарушении своего права.

Если проанализировать статистику обращений к финансовому омбудсмену, размещенную на сайте АРБ, можно заметить, что количество обращений и урегулированных споров с каждым годом постоянно растет.

В основном обращения физических лиц связаны с просьбами о предоставлении реструктуризации по кредитным договорам, валютной ипотеке, возврате снятых несанкционированно с банковских карт денежных средств, а также по жалобам на некорректные действия работников банков и коллекторских агентств и разъяснений по поводу сложившихся ситуаций.

Таким образом, появление института финансового омбудсмена в России, несомненно, подтверждает целесообразность его создания и эффективность его функционирования. Число обращений граждан и урегулирование их в досудебном порядке с каждым годом постоянно растут. Развитие и поддержание такого института способствует построению гражданско-правового общества и успешной модернизации банковского сектора Российской Федерации.

Однако, на мой взгляд, для того, чтобы внедрение такого института полностью себя оправдывало и в большей степени предотвратило злоупотребления со стороны банков, необходимо на законодательном уровне закрепить обязанность банков заключать соглашения с финансовым омбудсменом.

Список использованной литературы

1. Положение об общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене) (утв. Советом АРБ, протокол от 20.09.2010 г. № 2).

2. Регламент общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена) (утв. Советом АРБ, протокол от 20.09.2010 г. № 2).

3. Банковское право / отв. ред. Л. Г. Ефимова, Д. Г. Алексеева: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2014.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 8
Рейтинг 3,25

Обсуждение

Комментариев: 3
Вверх
1
Вниз

Спасибо за публикацию очень интересная статья.

+1 / 0
Вверх
0
Вниз
Василий
Василий
24.09.2019 в 19:52
Серпухов

Омбудсмен слово нехорошее.

0

Сейчас много русских слов заменяют иностранными, порой, совершенно неоправданно.

0

Читайте также

0 X