Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Дача взятки должностному лицу и ее получение.

333 просмотров
3 комментариев

На сегодняшний момент получение взятки должностным лицом является особо острой проблемой в нашем государстве. Просматривая криминальные сводки нередко встречаются новости о получении крупных сумм денег чиновником или государственным служащим в обмен на какие либо услуги связанных с их деятельностью. Что же представляют собой дача и получение взятки? Открывая Уголовный Кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) а именно раздел Х "Преступления против государственной власти", главу 30. "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" обращаемся к статье 290 (получение взятки) и 291 (дача взятки) кодекса.

Согласно статье 290 УК РФ должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации получает взятку лично или через посредника в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Таким образом объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки

Субъект преступления является специальным, то есть это должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.

Статья 290 УК РФ, в свою очередь, содержит положения о даче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу). В данном случае субъект преступления общий - то есть это вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Таким образом физическое лицо передает предмет взятки вышеуказанным лицам с целью получения выгоды для себя.

В примечании указано, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Вымогательство взятки является в свою очередь особо квалифицированным составом статья 290 УК РФ.

Должностными лицами согласно статье 285 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с примечанием 2 к статье 290 УК РФ иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК является любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Ответственность по ст. 290 и 291 УК РФ наступает за прием (дачу) взятки на сумму от 10 000 рублей. Ниже этого предела, квалифицируется как мелкое взяточничество по ст. 291.2 УК РФ (введена ответственность с 2016 года). При этом минимального значения суммы взятки не существует в законодательстве.

Следует выделить квалифицирующие признаки суммы взятки:

1) значительным размером взятки в статьях 290, 291 и 291.1 УК РФ признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 000 рублей,

2) крупным размером взятки - превышающие 150 000 рублей,

3) особо крупным размером взятки - превышающие 1 000 000 рублей.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24. "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" приводятся некоторые примеры. общего покровительство по службе. Оно может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Важное отметить п. 7 данного постановления, где сказано что не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Что касается понятия незаконного оказания услуг имущественного характера, то здесь понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Такое определение дает п. 9 вышеуказанного постановления.

П.10 же раскрывает момент окончания получения и дачи взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки. Окончанием является момент принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Разумеется случаи взятки необходимо пресекать, ни при каких условиях не соглашаться с взяткодателем или взяткополучателем и сообщить о попытке дачи (получения) в соответствующие надзорные инстанции.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Великих Артур Артурович
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (3)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
0
Вниз
Солбон
Солбон
13.09.2019 в 08:13
Иркутск

Ну вы и мент, Артур Артурович! Браво!

0
Вверх
0
Вниз

«Есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных» - ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (Подробнее >>>. Так, антикоррупционное законодательство разработано для сферы УПРАВЛЕНИЯ и оно не касается правоотно-шений субъектов учебного процесса, изложенных в ФЗ «Об образовании в РФ». В этой свя-зи Генеральная прокуратура РФ информирует, что заявления студентов на экзаменаторов не являются основанием для возбуждения на них УД за «кормление» (не властные ЛПР). По Конституции РФ из-за противоречий в доказательствах «коррупционных» деяний ППС им должны выноситься только оправдательные приговоры (https://yadi.sk/i/ThRVmzQ0jF5uhg, ст. 309, 314, 344 УПК РФ, ППВС РФ от 31.10.1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», а также https://u.to/hnx_Fg).

За три квартала 2018 года в тюменское РУ СКР поступило 253 сообщения. По матери-алам ОВД было возбуждено 140 уголовных дел, из которых в суд на работников сферы обра-зования было передано 36 (https://72.ru/text/gorod/65717071/ ). Верховный суд РФ осуждён-ных преподавателей не оправдывает, что является проблемой безопасности (см. ЕЛФИМОВА О. (к.с.н., доц. ТюмГУ) Наука, образование и безопасность в векторе движения к обществу знаний – https://clck.ru/JBB4V). При этом ни Рособрнадзор, ни Общественная палата РФ ни-каких мер по защите прав ППС не принимают - см. https://yadi.sk/i/mcunJjaGQrWFdA , https://yadi.sk/i/Ce2ZScd9brygVA.

СПРАВОЧНО. Субъект «Российская Федерация – РФ» в Лондоне зарегистрирована как коммерческая структура (https://bit.ly/2lXeZPY , https://bit.ly/2KjIfaN, https://clck.ru/Hs2Qj). В этой связи, видимо, у нас безнаказанно нарушаются Законы, ППВС, игнорируются Указы, Доктрины и Стратегия национальной безопасности РФ (в частности, см. п.п. 68-70 и 109).

ПРИМЕЧАНИЕ. Проверить регистрацию и статус любых органов власти РФ можно на официальном ресурсе отслеживания юридических лиц можно по адресу - Подробнее >>>

Письмо по поводу недопустимости возбуждений УД на ППС за их «кормление» н-ка отдела УЭБ и ПК УМВД по Тюменской области (Алексеева) от 14.12.2015 г. - см. https://yadi.sk/i/71qXn8cx37P7pg.

0

Читайте также

0 X