Спросить бесплатно

Развитие института игр и пари в российском законодательстве

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (0,00) ( 0)
107 просмотров
0 комментариев

Хотя институт проведения игр и пари и нашел свое законодательное закрепление в российском гражданском праве совсем не так давно, он имеет свои глубокие исторические корни. Так, еще традиционное римское право рассматривало игры и пари в качестве объекта правового регулирования. Именно в римском праве впервые было отмечено негативное отношение законодателя к этому институту, выражавшиеся в установлении применительно к нему каждого рода ограничений. Игры на деньги были допустимы только лишь в отношении «игр с целью телесного упражнения» .

Без сомнения, можно сказать, что идея проведения игр и пари зародилась в римском праве, но следует заметить, что и прошлое России позволяет утверждать, что азартные игры хорошо развивались и на русской земле. Исторические документы говорят и том, что одной из первых игр, пришедших в Россию из Византии, была игра в зернь и тавлеи (шашки) упоминаются и карты. Нужно отметить, что первоначально закон никак не регулировал данные отношения. Поэтому, в таких фундаментальных источниках права как Псковская и Новгородская Судные грамоты, Русская Правда отсутствовали нормы, относящиеся к институту игр и пари. Как свидетельствуют документы приказного делопроизводства, азартные игры были более распространены у служилых людей Сибири, что можно объяснить переходными ненормированными условиями службы. Игра нередко перерастала в драки, провоцировала грабеж, кражи и убийства, ей сопутствовало безудержное пьянство и низкий моральный уровень поведения. Служилые люди зачастую проигрывали свое имущество, казенное оружие и государево жалование, а ещё обманным путем завладевали ценной пушниной, чем увеличивали для инородцев и без этого тяжелые последствия ясачного сбора. В связи с чем, городской администрации и должностным лицам, под угрозой наказания, введен запрет играть в азартные игры или извлекать из них какую-либо выгоду.

Все эти отрицательные явления вызывали негативную реакцию русского общества. Одним из первых преследователей азартных игр стала православная церковь. При том, наказуемым было как участие в азартных играх, так и, например, присутствие при них. В качестве санкций предусматривалось отстранение от должности, которую занимал виновный, а для церковно-и священнослужителей - отстранение от священных служб на срок до 3-х лет.

Уложением 1649 года царя Алексея Михайловича азартные игры были определены к особо тяжким преступлениям и были отнесены к разделу «О разбойных и татинных делах». Впрочем, как следует из самого текста, азартные игры рассматривались как занятие уголовно наказуемое только в тесной связи с вызываемыми ими преступлениями. Крупнейшими нормативными уголовно-правовыми законодательными актами, регулирующим вопросы юридической ответственности за организацию азартных игр в эпоху Петра I, были Артикул воинский с кратким толкованием (1715 г.) и Морской устав (1720 г.) . Морской устав не разрешал играть в карты, в кости и в иные игры на деньги под штрафом. Императрица Анна Иоанновна в своем Указе от 23 января 1733 г. постановила, «чтобы никто, съезжаяся в партикулярных и вольных домах, как в деньги, так и на пожитки, дворы и деревни и на людей ни в какую игру отнюдь не играл». Основание данного запрета Анна Иоанновна мотивировала тем, что «игроки не только в крайнее убожество и разорение приходят и в самый тяжкий грех впадают, и души свои в конечную погибель приводят». Игрока, уличенного в первый раз, ожидал тройной штраф «обретающихся денег в игре», во второй - тюрьма на месяц для офицеров и знатных людей, а «подлых бить батогами нещадно», попавшимся в третий раз эта санкция удваивалось.

Необходимо отметить, что Указом от 23 января 1733 г. было установлено, что «из денег, конфискованных у игроков при игре, треть выдавалась доносителю, а все остальные направлялись на содержание госпиталей. В годы царствования императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761 гг.) азартные игры, обрели постоянное место в досуге столичного и провинциального дворянства, превратились в новую культурную традицию данного сословия. Проводимую Елизаветой Петровной политику законодательного разделения азартных игр на дозволенные и недозволенные, продолжила Екатерина II в «Уставе благочиния» от 1782 года. За нелегальную азартную игру в общественных местах штрафовали на сумму дневного содержания арестованного в смирительном доме, и в случае если, не имел возможности заплатить сразу, то заключался под стражу. Деньги, на которые шла игра, отбирались, притом, что половина этой суммы отдавалась доносчику, четверть шла в доход полиции, а ещё четверть на благоустройство больниц и госпиталей. За посещение игорного дома или помощь в игре, штраф увеличивался в три раза, а за открытие игорного дома - в шесть.

Также, Устав благочиния устанавливал наказание за проведение запрещенных лотерей. Установив запрет на азартные игры в общественных местах, Правительствующий Сенат Указом от 28 мая 1787 года разрешил проведение игры в кегли и бильярд в трактирах в зависимости от их категории. Выделялись два типа игорных заведений: одни для знати и дворянства, иные для простолюдинов. В аристократических салонах и клубах играли за столами, покрытыми зеленоватым сукном, а обычные граждане играли на деревянных столах и лавках в кабаках, банях и трактирах. Одно объединяло эти игорные заведения, что доход от них составлял статью местного бюджета. В связи с чем ещё на протяжении долгого периода времени государство продолжало балансировать между запретительными мерами и собственными фискальными интересами.

11 июня 1801 года своим Указом «Против игры, производившийся без зазора страха и являющейся большим злом, чем самое открытое грабительство», Александр I запретил все азартные игры. Проводимую Александром I политику законодательного запрета азартных игр продолжил его брат, Николай I, который призвал общество бороться «с пагубной страстью к запрещенной игре». Принятое в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных содержало детальное описание всех возможных общественно опасных деяний в сфере проведения азартных игр. Уложением о наказаниях уголовных и исправительных предусматривались и различные виды санкций за данные деяния. Например, в случае если оно было совершено в первый раз, то к виновному могло быть применено наказание в виде денежного взыскания от ста до пятисот рублей. Во второй раз взыскание удваивалось. А в третий раз, кроме указанного денежного взыскания, виновный подвергался аресту на срок от семи дней до трех недель.

Следует сказать, что Уложение предусматривало наказание и за организацию игорных притонов. 20 ноября 1864 г. Александр II утвердил «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», в соответствии с которым к компетенции мирового судьи относилось также и рассмотрение дел об определенных преступлениях, связанных с азартными играми. В соответствии со ст. 47 Устава уголовно наказуемым было и «устройство без надлежащего разрешения публичной лотереи, а равно недозволенная законом раздача билетов иностранной лотереи или промессов». За данные действия было предусмотрено наказание в виде денежного взыскания не свыше двадцати процентов со всей суммы вырученной за проданные билеты или промессы, однако если сумма неизвестна, то предусматривалось денежное взыскание на сумму не свыше двухсот рублей и «отобрание найденных билетов или промессов».

Изменения, произошедшие в правовой системе России при ее вступлении в период абсолютизма, послужили предпосылками для выделения качественно нового этапа в развитии и становлении института игр и пари. Для рассматриваемого этапа была свойственна очень интенсивная систематизация нормативного материала, итогом которой послужило издание под руководством М.М. Сперанского Полного собрания законов и Свода Законов Российской империи. В Свод были включены только действующие на тот момент акты, некоторые законы подвергались сокращению; из противоречащих друг другу нормативных актов составители выбрали позднейшие. Составителям необходимо было расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права. Упоминание об играх находилось главным образом в двух статьях Свода законов, которые затрагивали отношения между одной из сторон данного договора и третьим лицом, возникающие по поводу займа, предоставляемого последним в непосредственной связи с играми и пари.

После того, как к власти пришли большевики в октябре 1917 г. азартные игры и пари объявили вне закона. Постановление Петроградского военно-революционного комитета от 24 ноября 1917 г. обязывало закрыть все клубы и притоны, где находились азартные игры. Выполнение Постановления возлагалось на отряды Красной гвардии, революционных моряков, милиционеров и сотрудников ЧК. Игральные карты и иные «инструменты азарта» конфисковывались, а средства передавались в распоряжение местных Советов. Игорные клубы закрывались, а на их месте создавались другие учреждения. На собрании 23 марта 1918 г. Совет Комиссаров Петроградской Городской Коммуны постановил: «закрыть все клубы и собрания, в которых будут допущены игры в карты, лото и т.д. При обнаружении игры в карты, лото и т.п. в вышеуказанных местах владельцы, управляющие и другие ответственные лица будут арестовываться и препровождаться в ЧК для предания суду. Посетители, застигнутые за игрой или же в помещении, где производилась игра, будут препровождены в ЧК для установления личности и конфискации всех обнаруженных у них денег в доход Петросовета».

Необходимо так же сказать, что в 1918 г. были официально запрещены и лотереи. В период нэпа советская власть, руководствуясь экономическими соображениями, допустила открытие заведений с денежными ставками в неазартные игры. Открытие заведений для игры в лото и карты не разрешалось. ГК РСФСР 1922 г. признавал неправомерными требования возврата уплаченных средств, проигранных в карты, игры или пари. Данные требования лишались исковой защиты, однако, в случае если соответствующие суммы были уплачены по собственной воле, то в силу ст. 401 ГК РСФСР 1922 г. требовать их возврата было невозможно. Как верно было замечено в юридической литературе, проблема правового регулирования азартных игр в то время оказалось практически не разрешимой. С одной стороны – значительная статья в бюджете отдельных государственных или общественных организаций, а с другой - изломанные, исковерканные людские судьбы, трагедии и уголовные правонарушения. Разработанная в 1923 г. комиссия «по борьбе с самогоном, кокаином и азартными играми» установила, что «азартные игры в жизни петроградских рабочих занимали больше времени в их досуге, чем танцы, спорт, музыка, шахматы и шашки вместе взятые». Можно с уверенностью говорить, что именно это и послужило основанием к запрету игорного бизнеса как чуждого народу СССР. 8 мая 1928 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление, в котором предписал Совнаркомам всех союзных республик «принять меры к немедленному закрытию всех заведений для игр в карты, рулетку, лото и других азартных игр». В 1930-е годы азартные игры пропали из общественной жизни, этому способствовали принятые со стороны советского государства запретительные меры. В послевоенное время, азартные игры были распространены в лагерях и тюрьмах. В связи с чем воспринимались как чуждые советскому правосознанию.

В последующем нормы об организации азартных игр нашли свое законодательное закрепление в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. Ст. 226 УК РСФСР 1960 г. устанавливала уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до 5-ти лет с конфискацией имущества или же без такой, за содержание игорных притонов. Необходимо сказать, что Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. не содержал каких-либо норм, регулирующих организацию и проведение игр и пари. Впрочем, в юридической литературе в качестве примеров вероятного применения ч. 4 ст. 473 ГК РСФСР 1964 г. приводили случаи получения дохода в результате азартных игр, попрошайничества и знахарства. Конец 1970-х - начало 1980-х гг. XX века характеризовался необычайно резким всплеском азартных игр и игрового мошенничества. В итоге, в Кодекс об административных правонарушениях РСФСР 1984 г., была введена специальная норма «Азартные игры», которая предусматривала предупреждение или наложение штрафа с конфискацией игральных принадлежностей, а также всех денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре, или без таковой за организацию и участие в азартных играх на деньги, вещи и иные ценности, также принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях. Рассмотрев приведенные выше источники российского законодательства в сфере организации игр и пари, необходимо отметить следующие признаки их правового регулирования: Во-первых, если брать во внимание отрицательное воздействие игр и пари на состояние общественной нравственности, российский законодатель на протяжении ряда веков запрещал или ограничивал данный институт. Разрешались только игры, которые служили приятному препровождению времени или же сближали играющих.

Также следует отметить, что отношение российского законодателя к играм и пари выделялось крайней противоречивостью. Необходимость полного запрета, довольно слабый контроль со стороны органов государственной власти, заинтересованность в увеличении местных бюджетов за счет сборов от игр и пари – все это привело к тому, что на протяжении множества веков законодательство нашей страны продолжало балансировать между карательными мерами и собственными коммерческими интересами. И наконец, положения некоторых норм, которые устанавливали запрет на организацию и участие в играх и пари, носило ярко выраженную уголовную направленность. Анализ гражданского законодательства доказывает о безразличии законодателя нашей страны к регулированию этих отношений, поэтому требования граждан и юридических лиц, связанных с организацией игр и пари или с участием в этих играх, не подлежали судебной защите.

Таким образом, мы рассмотрели становления института игр и пари. Уже в таких правовых актах, как Русская Правда и Псковская Судная грамота, упоминалось о данном институте и его регулировании. На всем этапе развития игр и пари у законодателя были проблемы с созданием правовых норм, регулирующих данный институт. Игры и пари то запрещались государством, то снова были доступны всем слоям населения страны. Из этого следует, что вплоть до 1996 года, когда вступила в силу вторая часть Гражданского Кодекса Российской Федерации этот институт регулировался не должным образом и имелись пробелы в законодательстве.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00

Читайте также

0 X