Спросить бесплатно

Закон о социальной защите чернобыльцев

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 1)
147 просмотров
0 комментариев

ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ

Закон о социальной защите чернобыльцев состоит из семи разделов.

В разд. I содержатся общие положения, определяющие цели и задачи этого Закона, право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки, понятие социальной поддержки чернобыльцев и т.д.

В частности, согласно ст. 3 рассматриваемого Закона гражданам РФ гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные Законом о социальной защите чернобыльцев, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по Закону о социальной защите чернобыльцев и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по данному Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством не предусмотрено иное.

Одним из важнейших факторов при принятии решения о необходимости социальной помощи гражданам является уровень радиоактивного излучения в той области, где они постоянно проживают или осуществляют трудовую деятельность.

Доза негативного излучения измеряется специалистами в зивертах. Так, согласно положениям ч. 2 ст. 6 Закона о социальной защите чернобыльцев допустимым признается показатель облучения, который не превышает 1 мЗв (миллизиверт).

В этой статье законодатель также установил, что лица, находящиеся в зоне облучения, должны быть отселены от опасных населенных пунктов в рамках Единой государственной программы.

При этом гражданам оставили возможность самостоятельно выбирать место проживания согласно данным о радиационной обстановке и предельных дозах облучения на зараженной в результате катастрофы территории.

В разд. II регламентируется режим и экологическое оздоровление территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В частности, в ст. 7 Закона о социальной защите чернобыльцев конкретизируется, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

-из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;

-на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр);

-на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

1) область отчуждения (это земли, расположенные вокруг здания АЭС, из которых было эвакуировано население. На данной территории прямо запрещено постоянное проживание населения. Законодатель ограничивает возможности природопользования и хозяйственной деятельности, производимой в данной области);

2) область отселения (отселение жителей этой зоны на другие участки осуществляется до понижения риска радиационного ущерба. Лица, принявшие решение о выезде с загрязненной радиацией территории, могут рассчитывать на социальную поддержку и возмещение вреда);

3) зона, где проживают лица, имеющие право на отселение (в данной зоне ведется постоянный медицинский контроль состояния здоровья граждан. Здесь проводятся мероприятия по охране здоровья жителей, а также по снижению риска заболеваемости населения. Граждане, которые выезжают с территории, где показатель излучения превышает допустимый уровень, имеют право на установленные российским законодательством льготы);

4) зона, где проживают граждане, имеющие право на социально-экономические льготы (это территория с допустимым уровнем радиации).

Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяется в разд. III Закона о социальной защите чернобыльцев.

Согласно ст. 13 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

-граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

-военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

-граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

-граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в связи с этим инвалидности;

3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;

5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (к лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы).

В разд. IV Закона о социальной защите чернобыльцев регулируются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В частности, в ст. 28.1 этого Закона закреплено, что возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Раздел V Закона о социальной защите чернобыльцев посвящен компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан в результате чернобыльской катастрофы.

В разд. VI оговариваются права предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в связи с чернобыльской катастрофой.

Например, предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в зонах отселения и проживания с правом на отселение, предоставляется право на первоочередное получение кредитов в государственных финансирующих организациях на осуществление мероприятий по перепрофилированию производства и выпуску чистой продукции (ст. 43 Закона о социальной защите чернобыльцев).

В разд. VII предусматриваются меры государственного контроля за исполнением чернобыльского законодательства и меры ответственности за его нарушение.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 1
Рейтинг 5,00

Читайте также

0 X