Прошина Ирина Викторовна
Прошина И. В.Подписчиков: 783
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг48.5к

История Верховного Суда.

156 просмотров
1 комментарий

История Верховного Суда.

Богиня Юстиция из римской мифологии была признана как национальный символ правосудия. Богиня древнегреческого правосудия Фемида, ее образ всегда ассоциируется с восстановлением справедливости. Богиня Немесида, или Немези́да в древнегреческой мифологии выступает покровительницей возмездия, карающего за нарушение общественных и моральных норм. Она изображается с атрибутами контроля весами и уздечками, наказания мечом или плетью и быстроты действия крыльями, колесницей, запряженной грифонами, с согнутой в локте рукой античной метрической мерой, а также синонимом неизбежной кары. Перун и Велес, у древних славян до принятия ими христианства были представления о правосудии, связанные с верованиями в виде клятв, заклинаний, обрядов, но не связанные с государственной властью.

Введение

Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи, Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, создание министерства юстиции. Источники о суде и юстиции по судебной реформе 1860-х гг. включают в себя судебные уставы и материалы по реформе юстиции. Следующая группа источников суд и юстицию в России в 1889 1917 гг. Среди них Положения о земских и губернских учреждениях 1890, Городовое положение 1892, Чрезвычайные меры 14 августа 1881 г. и другие материалы. Дисциплинарное присутствие Сената 1885, судебные акты 1881, 1889 гг., Положение о земских участковых начальниках 12 июня 1889 г., документы об изменении компетенции суда по актам контрреформы, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных редакция 1885 г.

В процессе работы над проектом Верховного Суда заключались в том, что левые эсеры предлагали упразднить Сенат, судебные палаты, военные и политические суды, суд по административным делам. Эсеры считали нужным оставить мировые судебные учреждения. Судебную систему страны они рассматривали как двухзвенную, настаивая на создании окружных судов для рассмотрения более сложных категорий дел. Большевики, исходили из того, что в стране должен быть создан единый местный суд, состоящий только из трудящихся, которые, руководствуясь революционным правосознанием и революционной совестью, разрешали бы все без исключения уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Разногласия касались и вопросов о применении норм законодательства Российской империи, и о возрождении суда присяжных, на чем настаивали левые эсеры. Победила позиция большевиков: при принятии в 1917-1918 гг., помимо Декретов о суде, принимались различные правовые акты, направленные на упорядочение судебной системы страны. К примеру, Декрет «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» от 29 декабря 1917 года; Инструкцию «Об организации и деятельности народных судов» от 23 июля 1918 г. Первыми законодательными актами был ликвидирован и институт судебных следователей, существовавший в России с 1860 года. Статья 3 Декрета «О суде» № 1 указывала, что осуществление предварительного следствия возлагается на местных судей. Таким образом, была упразднена только старая следственная часть, но предварительное следствие, как форма расследования, было оставлено. Учреждение особых следственных комиссий при городских и губернских Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, свидетельствовало о попытке советской власти создать специализированные органы следствия для производства предварительного следствия по делам о контрреволюции, мародерстве и саботаже. Следственные комиссии учреждались и при революционных трибуналах. Они обычно состояли из шести человек, назначаемых местными Советами. В 1918 году в соответствии со ст.4 Декрета «О революционном трибунале при ВЦИК» от 29 мая 1918 г. была создана следственная комиссия при Ревтрибунале ВЦИК. В марте 1920 года появилась должность следователей-докладчиков при ревтрибуналах, что было зафиксировано «Положением о революционных трибуналах» от 18 марта 1920 года. Народные следователи при губернском Совете народных судей появились в конце октября 1920 года. Центральным органом судебного управления стал Наркомат юстиции РСФСР. Он осуществлял надзор за исполнением законов, мог опротестовывать незаконные постановления и решения органов исполнительной власти; привлекал к уголовной ответственности нарушителей закона, руководил расследований дел. В его юрисдикцию также входило: пересмотр приговоров и решений судов, надзор за законностью содержания заключенных под стражей, управление местами лишения свободы. В начальный период деятельности Наркомата юстиции РСФСР последний не имел возможности контролировать формирование и деятельность местных органов юстиции. Основное направление Наркомюста в это время заключалось в попытке влиять на местные органы власти в направлении судебного управления на местах. Но при этом нельзя не отметить его многофункциональность, значительный круг предметов ведения, в том числе и в вопросах отправления правосудия. Историческое становление верховного судебного органа Верховного суда РСФСР, действовавшего в России на протяжении 70 лет. В законодательстве судебное управление было возложено на Комиссариат юстиции, что говорило о подчиненном положении Верховного суда. Народный комиссариат юстиции, в результате проведения судебной реформы 1922 г., утратил функцию надзора за судами. Усиление роли Верховного суда как органа судебного надзора, кассационной инстанции и суда первой инстанции по делам особой государственной важности было закреплено Положением о судоустройстве РСФСР 1926 г. В автономных республиках и областях Отделений Верховного суда, председатели и состав которых утверждался Президиумом ВЦИК по заключению Верховного суда РСФСР, свидетельствовал о централизации судебного надзора в стране. С 1920-х гг. была ликвидирована организационная автономия Верховного суда в системе НКЮ. Это выражалось в организационном включении Верховного суда РСФСР в структуру Комиссариата юстиции на правах управления, статус председателя Верховного суда как заместителя Комиссара юстиции. В 1930-е гг. сформировалась Специальная судебная коллегия при Верховном суде РСФСР для рассмотрения дел о государственных преступлениях, преимущественно по ст. 58 УК РСФСР 1926 года. Конституцией РСФСР 1937 г. Верховный суд РСФСР был определен как высший судебный орган республики, избираемый Верховным Советом РСФСР. Упразднение Спецколлегии, Пленума и Президиума Верховного суда, отделение функций надзора от функций контроля за работой судов, централизация судебного надзора привели к изменению правового положения Верховного суда в судебной системе РСФСР. Упразднение в 1953 году военных трибуналов и прокуратуры в войсках МВД, органов внесудебной репрессии, отмене упрощенного порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях. С середины 1950-х гг. управление судебной системой перешло непосредственно к Верховному суду РСФСР. После ликвидации российского министерства юстиции на Верховный суд были возложены функции по руководству деятельностью судов и нотариата, по контролю за этой деятельностью и подготовке кадров. Изменения внесенные в 1964 и 1972 гг. в Закон «О судоустройстве РСФСР» 1960 г., привели к тому, что Верховный суд РСФСР наделялся правом законодательной инициативы. Определялась юрисдикция Верховного суда на него был возложен надзор за деятельностью всех судебных органов России. С 1981 года Верховный суд РСФСР был наделен правом дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики. Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. задекларировали демократические принципы организации и деятельности суда: социалистическую законность, осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом, гласность судопроизводства, право обвиняемого на защиту, независимость судей. В 1991-1993 гг. к разработке Концепции судебной реформы, которую смогли реализовать только в постсоветской России.

Заключение

история суда в России можно выделить три больших этапа досоветский, советский, современный. К 200-летию первыми опубликовали очерк своей истории Министерство юстиции. Министерская система Российской империи представляет собой снабженный историческими очерками, биографическими справками, комментариями, указателями сборник документов по истории министерской системы в Российской империи 1802—1917 гг.,

1 комментарий
Понравилась публикация?
1 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Прошина Ирина Викторовна
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые