Спросить бесплатно

Пассажиру междугородного автобуса на заметку: права, обязанности, типичные заблуждения

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,07) ( 61)
2 769 просмотров
28 комментариев

Краткое содержание:


Каждому из нас приходится пользоваться услугами междугородных пассажирских перевозок, автобусами. И, к сожалению, зачастую приходится констатировать, что пассажиры не знают о своих правах, забывают о своих обязанностях, а также пребывают в заблуждении относительно отдельных моментов автобусных перевозок.

Бесплатные туалеты на автовокзалах и автостанциях

Каждому пассажиру, находящемуся на автовокзале, приходится пользоваться данным «заведением». И в большинстве случаев многие владельцы подобных «заведений» требуют плату за вход, которая иногда оказывается непомерно высокой.

Пункт 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства России № 112 от 14 февраля 2009 года (далее в статье – Правила), гласит, что любой пассажир имеет право бесплатно воспользоваться расположенными в здании автовокзала и автостанции туалетами и залами ожидания, если у него есть билет на автобус, отправляющийся из данного пункта, прибывающий в него или проходящий его.


Вы можете бесплатно воспользоваться туалетом на автовокзале или автостанции:

  • в день отправления своего автобуса – на автостанции отправления;
  • на автовокзале или автостанции, на которой автобус совершил промежуточную остановку;
  • в течение двух часов с момента прибытия автобуса – на автовокзале или автостанции, на которую вы прибыли рейсовым автобусом.

У автора статьи имеется положительная практика привлечения к административной ответственности недобросовестных владельцев автостанций, требовавших плату за вход в туалет. Административный штраф Роспотребнадзора составил 15 000 рублей, подробнее об этом можете прочитать здесь.

Добровольно-принудительная страховка к билету

При продаже билета кассир нередко включает в стоимость так называемую «добровольную страховку», обычно она стоит от 10 до 100 рублей дополнительно к стоимости билета, и указывает, что она является обязательной. Это не так. Ответственность перевозчика уже застрахована в соответствии с законом, и навязывание вам страховки – это «хитрый трюк» кассира и страховой компании, желающих дополнительного заработка.

Подробнее о «добровольно-принудительном страховании пассажиров при покупке билета» вы можете прочитать здесь.

Пересадка в другой автобус в случае поломки или аварии

Зачастую пассажиры регулярных рейсов волнуются: что будет с ними, если автобус попадет в аварию или сломается в пути, т. е. не сможет продолжить путь?

Этот вопрос урегулирован пунктом 53 вышеупомянутых Правил: водитель вашего автобуса или сопровождающий автобус представитель перевозчика обязаны принять меры к пересадке пассажиров в другой попутный автобус. Если водитель этого не сделал – звоните по контактному телефону перевозчика либо по телефонам контролирующих органов, номера которых должны быть вывешены в салоне автобуса (пункт 37 Правил).

Возврат билета в случае опоздания на автобус

Да, если вы опоздали на свой автобус – не все потеряно. Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта говорит, что опоздавший пассажир имеет право получить обратно стоимость билета (за вычетом 25 %, комиссионных и сервисных сборов) в течение 3 часов с момента отправления автобуса, а в случае болезни или несчастного случая (при наличии подтверждающих документов) – в течение 3 суток с момента отправления автобуса.

Для возврата билета нужно обратиться либо в ту билетную кассу, в которой вы покупали билет, либо в билетную кассу на автостанции отправления с билетом и паспортом.

Доплата за уже купленный билет незаконна

Бывает, что перевозчик по некоторым причинам уже после покупки билета заменяет автобус на более комфортабельный, билет на который стоит дороже. С вас требуют доплатить за комфортабельность или дополнительные услуги.

Данное требование незаконно на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта. Если вас отказываются посадить в автобус с имеющимся билетом без доплаты – требуйте книгу жалоб, звоните по телефонам контролирующих органов и вызовите полицию по телефону 102.

Миф первый: автобус обязан подождать опаздывающего пассажира или подсадить его за пределами автостанции

Реальность: ни один нормативный акт не обязывает перевозчика посадить вас за пределами автостанции и, тем более, ждать опаздывающего пассажира. Более того, за посадку пассажира вне установленного остановочного пункта водитель автобуса может понести административную ответственность в виде штрафа от 3000 до 5000 рублей.

Если вы опаздываете на автобус – будьте готовы сдать билет в кассу и получить деньги за вычетом 25 % стоимости, либо переоформить билет на другой автобус и доплатить 25 % стоимости.
Если вы опаздываете по вине другого перевозчика – будьте готовы все претензии предъявить тому перевозчику, по вине которого вы опоздали.

Миф второй: электронный билет на автобус распечатывать не нужно

Реальность: Правила в настоящее время требуют именно бумажного билета. Если вы купили билет на каком-то сайте, то должны самостоятельно распечатать этот билет. В кассе автовокзала или автостанции не обязаны распечатывать ваш электронный билет, либо имеют право потребовать за распечатку дополнительную плату.

Миф третий: билет «с открытой датой» дает право сесть в любой автобус данного маршрута

Реальность: пункт 43 и приложение 1 «Правил» гласят, что билеты продаются на конкретный рейс, отправляющийся в конкретную дату и конкретное время. Возможности продажи билетов «с открытой датой» ни Правила, ни Устав автомобильного транспорта не предусматривают.

Тем не менее некоторые перевозчики грешат продажей билетов «с открытой датой».

Помните, что, продавая такой билет, перевозчик сообщает вам о том, каким образом сообщить ему о том рейсе, которым вы хотите уехать. И сообщать перевозчику о своих намерениях нужно заблаговременно.


Помните и о том, что наличие билета «с открытой датой» не дает вам гарантии того, что вы уедете требуемым рейсом, и не обязывает перевозчика «придержать» место для вас.

Несколько советов пассажирам

Пользуйтесь услугами только легальных перевозчиков. Помните, что «заказной» или «нелегальный» (отправляющийся не с автовокзала или автостанции, а с какой-то посадочной площадки или просто с улицы) автобус не дает гарантии безопасности Вашей поездки, а также гарантии соблюдения Ваших прав пассажира.

Вы не имеете никаких гарантий, если уезжаете, например, с привокзальных площадей любого города, с рынка «Садовод» Москвы или от метро «Аннино» Москвы, с «посадочной площадки» в аэропорту Казани или у колхозного рынка Казани и т.п.

Оплатив проезд водителю (это не запрещено), требуйте билет и сохраняйте его до конца поездки. Билет – гарантия того, что Вы сможете защитить свои права потребителя.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Как часто Вы пользуетесь междугородными автобусами?

Проголосовало: 229

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 61
Рейтинг 4,07

Комментарии (28)

Вверх
6
Вниз

Очень странно. Я уже писала коммент, но его, почему-то нет.

А писала я следующее.

Цитата:
Пункт 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства России № 112 от 14 февраля 2009 года (далее в статье – «Правила») говорит, что любой пассажир имеет право бесплатно воспользоваться расположенными в здании автовокзала и автостанции туалетами и залами ожидания, если у него есть билет на автобус, отправляющийся из данного пункта, прибывающий в него или проходящий его.

Вы можете бесплатно воспользоваться туалетом на автовокзале или автостанции:

-в день отправления своего автобуса – на автостанции отправления;

-на автовокзале или автостанции, на которой автобус совершил промежуточную остановку;

-в течение двух часов с момента прибытия автобуса – на автовокзале или автостанции, на которую Вы прибыли рейсовым автобусом.

Расскажите это калмыкам. На автостанции в г. Элиста, или на промежуточных - Яшкуль, Утта, Хулхута, где останавливаются все междугородние автобусы, следующие в направлении Ставрополь, Краснодар, Ростов, и др. Везде в пути пропускают по билету бесплатно, кроме Калмыкии.

Пока ездила - руки не дошли до жалоб. А сейчас - просто не актуально, так как езжу на своем авто.

+6 / 0

Хм... Сейчас расскажу объединению автопассажирских перевозчиков, что их ждет...

+1 / 0

В Медвежьегорске тоже туалет на автовокзале только платный, для них никакие Постановления не действуют.

+1 / 0
Вверх
5
Вниз

Полезная информация, но лично я практически не езжу на автобусах, предпочитаю поезда, электрички.

+5 / 0

В Петербурге - да, это работает. А в Кирове и области?

+1 / -1

Там на такси, а если в область, то тоже на машине.

0
Вверх
2
Вниз

Когда автобус останавливают менты-ДПС, будят пассажиров и требуют показать паспорт! Это законно вообще?

+2 / 0

У ДПС нет полномочий таких. Но Вы будете обжаловать?

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

Но я последнее время стараюсь предпочитать другие виды транспорта, а не автобусы.

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

Я правда не так часто пользуюсь городскими автобусами, но опыт с ними у меня был положительные, последний раз ехал из Орши в Москву, даже wi fi был и неплохое кино крутили, а так же в самом автобусе был туалет.

+1 / 0

Белорусский перевозчик...

+2 / 0

Не путайте городской автобус и междугородний, есть ещё и пригородные.

0

Да... Как можно сравнивать МЕЖДУНАРОДНЫЕ и междугородные перевозки? Хотя подобные автобусы, о которых Вы говорите курсируют внутри, н-р, Эстонии, между Пярну и Таллином. 2 часа езды и все удобства)

0
Вверх
1
Вниз

Вы были на Центральном автовокзале столицы Чувашии? Там ВООБЩЕ НЕТ туалета! Так о какой бесплатности может идти речь? Туалет через дорогу, но к вокзалу он не имеет отношения, это частное предприятие!

+1 / 0

Я был на центральном автовокзале Чебоксар, и прекрасно помню платный, но совершенно убитый туалет на другой стороне посадочной площадки.

В Роспотребнадзор пора обратиться по поводу отсутствия доступного для пассажиров туалета в здании вокзала.

А при столовой на втором этаже вокзала его разве нет? Помнится, раньше был, но всегда приходилось долго ждать его открытия.

0
Вверх
1
Вниз

Спасибо. А промежуточные остановки автобуса... вне автостанций и автовокзалов... регламентируются?

+1 / 0

Регламентируются, но это - несколько другие положения, которые я считаю, честно говоря, антинародными.

0

Криухин Николай ВалерьевичПишет 25.09.2019 в 14:02
антинародными.

...да я не про кустики...

...обязано ли автотранспортное предприятие зарегистрировать все остановки по пути следования... в частности у придорожных кафе, не являющихся автостанциями...?

...и изменять привычный маршрут следования без уведомления пассажиров?...

...ездил в конце лета Балаково-Москва...

Спасибо.

+1 / 0

В том то и антинародность...

Каждая остановка в пути следования должна быть оборудована и внесена в реестр, а также в паспорт маршрута.

Что касается остановок у кафе...

С одной стороны - они не запрещены. Но подсадить кого-то или высадить около них водителям запрещено.

Опять же - нужно знать, автобус рейсовый или заказной? Для рейсовых требования одни, для заказных - другие.

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

Не знал об этом, потому что на автобусе уже сто лет не ездил! А в августе ездил к внуку в армию на принятие присяги на автобусе! На промежуточной станции туалет был платный, а на конечной по билету бесплатно (да и то пассажиры подсказали)! На таких мелочах и то обманывают. На всех станциях должны быть вывески: "Вход по билетам бесплатно"!

+1 / 0

В следующий раз ткнете этим пунктом Правил.

0
Вверх
0
Вниз

Спасибо за информацию. Теперь хрен я когда буду платить хоть копейку, имея билет на автовокзалах. Этим грешат на красногвардейском автовокзале.

0

Разве АС Красногвардейская ещё не закрыта?

0

АлександрПишет 22.09.2019 в 18:31
Теперь хрен я когда буду платить хоть копейку, имея билет на автовокзалах. Этим грешат на красногвардейском автовокзале.

То же самое и на поездах, в том числе, и электричках. По предъявлению билета-бесплатно.

+3 / 0

На жд вокзалах то правило бесплатного туалета соблюдается.

+1 / 0
Вверх
0
Вниз

В Ярославле автобусные кассы расположены в здании железнодорожного вокзала. Объясняют, что это не автовокзал и не автостанция, поэтому туалеты платные.

0

Есть повод разбираться с Роспотребнадзором.

0

Читайте также

0 X