Александр
АлександрПодписчиков: 6102
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг529.8к

5 самых жестоких психологических экспериментов

225 просмотров
5 дочитываний
4 комментария
Эта публикация уже заработала 0,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сегодня в психологии и психиатрии подход к пациенту гуманистический: уважение к личности, открытый диалог о чувствах, поддержка и принятие. Но еще недавно ученые, пытаясь нащупать психическую «норму» и границы допустимого, проводили такие эксперименты, которые сейчас кажутся совершенно бесчеловечными.

Тюремный эксперимент

В 1971 году профессор психологии Филип Зимбардо провел знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент. Он хотел понять, что будет с хорошими людьми — а именно с обычными студентами без психологических проблем и криминального прошлого, — если поместить их в условия тюрьмы. Естественно, понарошку — «тюрьма» была сооружена в подвале Стэнфордского факультета психологии.

Часть студентов, принимавших участие в эксперименте, должна была играть заключенных, другая часть — надсмотрщиков. Результаты оказались печальными и шокирующими: всего за пару дней участники, которые выполняли роль надсмотрщиков, стали проявлять садистские наклонности, а «заключенные» — испытывать сильный стресс и показывать первые признаки депрессии. Эксперимент, который был рассчитан на две недели, пришлось прекратить досрочно, спустя всего шесть дней.

Зимбардо и его команда тщательно продумали эксперимент, чтобы воссоздать тюремные условия. Тех, кто играл заключенных, с самого начала подвергали унизительным процедурам: обыскивали, раздевали, обрабатывали спреем от вшей. Затем их одели в тюремные робы с порядковыми номерами — такая процедура должна была обезличить «преступников». К ногам привязали цепи с замками — этот «аксессуар» должен был постоянно напоминать участникам, что они несвободны.

«Надсмотрщиков» одели в униформу цвета хаки, выдали им полицейские дубинки и свистки. Также студенты, которые играли охранников в тюрьме, носили солнцезащитные очки — за ними не было видно глаз, что придавало этим участникам больше отстраненности. Исследователи разрешили «надсмотрщикам» придумать собственные правила поведения в «тюрьме» и наводить порядок так, как они посчитают нужным.

Уже спустя сутки нахождения в постановочной тюрьме «заключенные» устроили бунт. В ответ на это «охранники» стали применять сначала физическое, а затем и психологическое насилие: раздевали «заключенных», лишали их еды, заставляли ходить в туалет в ведро и не выносили его содержимое.

Эксперимент пришлось прекратить после того, как исследователи просмотрели видео с ночных дежурств «надсмотрщиков» — когда те думали, что за ними не наблюдают, они вели себя еще более жестоко, чем днем. Финальную точку поставила Кристина Маслак, доктор психологических наук Стэнфордского университета: она увидела, как «заключенные» маршируют к туалету с мешками на голове, скованные цепью, и сказала, что исследование перешло границы морали и этики. Так Стэнфордский тюремный эксперимент завершился через шесть дней после начала.

Зимбардо сделал вывод, что необходимо менять условия содержания в тюрьмах, так как нынешняя система — почти безграничная власть надсмотрщиков и унизительно бесправное положение заключенных — пробуждает в людях их худшие качества.

Однако результаты тюремного эксперимента имеют отношение не только к преступникам и охранникам. Они показывают, как сильно условия, в которых оказываются люди, и их социальная роль влияют на поведение — больше, чем личностные качества конкретного человека. Ни один из интеллигентных студентов так и не отказался от роли садиста-надсмотрщика в процессе эксперимента и даже не смог противостоять агрессии своих «коллег» — ведь участники считали, что просто выполняют свои обязанности по поддержанию порядка.

Удары током

Другой эксперимент, похожий на исследование Зимбардо, провел Стэнли Милгрэм, психолог из Йельского университета. В 1963 году, еще до тюремного эксперимента, Милгрэм изучал, насколько далеко могут зайти люди в своем подчинении власти и авторитетам.

Участники исследования Милгрэма думали, что помогают обучать других людей. Те должны были запоминать слова по парам, и если «ученики» давали неправильный ответ, то «учителя» нажимали на кнопку и «били» второго участника током. На самом деле, конечно, никаких ударов током не было, это была постановка. Но «учителя» не только этого не знали, но и думали, что каждый последующий удар тока становится все более мощным.

Остановились ли участники эксперимента, когда сила ударов стала критической, а их «ученики» стали молить о пощаде? Так же, как и в тюремном эксперименте, большинство — 65% испытуемых — проявили не свойственный им садизм, дойдя до самого мощного «удара». Все потому, что экспериментатор, который сидел в комнате вместе с участниками, постоянно повторял: «Вы должны продолжать, у вас нет выбора». Некоторые подопытные явно испытывали стресс от этой ситуации — они дрожали, потели, нервно смеялись, — но продолжали несмотря ни на что.

Милгрэм сделал из своего эксперимента такой вывод: приказы тех, кто имеет власть и авторитет, могут перевешивать личную мораль человека. Он использовал результаты своих исследований, чтобы объяснить эпизоды масштабной жестокости в истории человечества — такие, как Холокост.

Наказание за сексуальность

Еще в середине прошлого века гомосексуальность считалась болезнью, и лечить ее психиатры пытались самыми разными методами. Среди экспериментальных способов терапии были такие, которые сегодня выглядят жестокой пыткой.

Например, психиатры использовали аверсивную шоковую терапию, «лечили» таким образом в основном мужчин. Гомосексуальный мужчина просматривал слайды с изображением мужчин или женщин. Когда он видел сексуальные сцены с участием мужчин, специальное устройство било его током. Картинки с женщинами и гетеросексуальным сексом не приводили к удару током.

Более того, пациент мог нажать на кнопку и сменить слайд, чтобы избежать удара током — таким образом психиатры хотели сформировать у него «правильные» — гетеросексуальные — предпочтения. В самых агрессивных формах аверсивной терапии электроды прикрепляли прямо к половым органам — как только они возбуждались, пациент получал электрический удар. В 1973 году Американская психологическая ассоциация исключила гомосексуальность из списка психиатрических диагнозов, однако попытки лечить гомосексуальность не закончились.

Сладкая соленая каша

В истории психологии есть много экспериментов, известных изощренным издевательством над детьми. Они, безусловно, не такие жестокие, как испытания Зимбардо и Милгрэма, однако тоже серьезно испытывают границы детской психики. Серию таких экспериментов проводили советские ученые — эти исследования вошли в научно-популярный фильм 1971 года «Я и другие».

Задачей советских психологов было показать, как сильно внушение со стороны других людей влияет на психику и восприятие реальности. Ответ на вопрос они искали в экспериментах над детьми. В одном из экспериментов детям показывали две пирамидки разного цвета. Исследователи сажали детей вчетвером и ставили на стол черную и белую фигуру, а затем просили участников ответить, какого цвета пирамидки. Трех из четырех участников исследователи заранее подговорили отвечать «обе белые». Зачастую четвертый участник вслед за остальными утверждал, что обе фигурки белые — хотя прекрасно видел, что это не так.

В аналогичном испытании четырех детей кормили кашей: троим давали обычную сладкую кашу, а четвертому — пересоленную. Но так как дети думали, что пробуют одну и ту же кашу, то четвертый участник часто говорил, что его каша тоже вкусная и сладкая.

Психологи сделали вывод, что многие люди отказываются верить собственным ощущениям, чтобы соответствовать поведению большинства. Такие люди — как дети, которые давились соленой кашей и называли ее сладкой, — являются внушаемыми, или конформными. А вот те дети, которые, несмотря на слова окружающих, утверждали, что каша соленая, а фигурки — белая и черная, продемонстрировали независимое поведение: люди с таким поведением больше ориентируются на свои чувства и внутренние ценности, а не на то, что внушает им общество.

Запретное желание съесть лакомство

Еще одним любителем поиздеваться над детьми был американский психолог из Стэнфорда Уолтер Мишел, который в 1960-е годы провел свой знаменитый «зефирный тест». Идея эксперимента была в том, чтобы проверить, насколько ребенок способен сдерживать свои сиюминутные порывы. В данном случае речь шла о желании немедленно съесть одну из любимых сладостей американских детей — зефир маршмеллоу. Экспериментатор оставлял ребенка на 20 минут в комнате наедине с зефиркой. Если участник выдерживал соблазн, то по возвращении взрослый выдавал ему вторую сладость. Если нет — что ж, тест на силу воли провален!

Задание оказалось неожиданно сложным — только треть участников оказались стойкими и смогли выждать те самые 20 минут, остальные сорвались и съели зефир раньше. Но этот эксперимент вошел в историю не только из-за изощренного издевательства над детьми. Спустя 20 лет Уолтер Мишел нашел участников исследования и посмотрел, как они живут. Оказалось, что наиболее волевые дети, которые не съели маршмеллоу сразу, добились больших успехов в работе и учебе и были меньше подвержены стрессам. Ученые сделали вывод, что умение противостоять соблазнам в детстве говорит о более высоких шансах человека преуспеть во взрослой жизни.

4 комментария
Понравилась публикация?
12 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 4
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Корвацкий Владимир Николаевич
Подписчиков 293
сегодня, 16:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг80.8к
Совсем недавно, 4 апреля 2024 г. я, как Самозанятый, стал пользователем системы Диадок.Контур, Екатеринбург.
Подробнее
Неинтересно
0
1
Денис
Подписчиков 9415
сегодня, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг15.7М
В экономике России давно существует просто колоссальный перекос. С одной стороны, богатство ...
Подробнее
Неинтересно
-2
124
Корнилова Ирина Владимировна
Подписчиков 1233
сегодня, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Здравствуйте, уважаемые читатели юридического сайта 9111.ru!
Подробнее
Неинтересно
-1
53
Валерий Ш
Подписчиков 26748
сегодня, 13:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг43.8М
Это видео уникально тем, что существует сразу в двух временных измерениях: молодой ...
Подробнее
Неинтересно
02:40
Поделитесь этим видео
0
30
Казак Анатолий
Подписчиков 6965
сегодня, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.5М
Добрый день или добрый вечер уважаемые читатели!
Подробнее
Неинтересно
0
22
Марина
Подписчиков 4623
сегодня, 15:52
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.9М
Заместитель министра обороны Российской Федерации Тимур Иванов отправлен в СИЗО до 23 июня.
Подробнее
Неинтересно
00:09
Поделитесь этим видео
0
10
Шевчук Дарья Сергеевна
Подписчиков 278
сегодня, 06:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.4М
Подробнее
Неинтересно
00:25
Поделитесь этим видео
0
17
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 19732
сегодня, 13:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.4М
Добрый день. Гости и пользователи сайта. Ко мне обратилась доверительница с таким вопросом:...
Подробнее
Неинтересно
02:06
Поделитесь этим видео
0
12
Разина Дарья Алексеевна
Подписчиков 45498
вчера, 21:47
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг19.6М
Автор о жизни (вспомнила 2010 г)Встречи с мужчинами с сайта знакомств - есть ли подвох?Добрый день,...
Подробнее
Неинтересно
-4
150
Александр
Подписчиков 8746
сегодня, 15:12
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.4М
На мой шестидесятилетний юбилей собрались не только родственники, но все знакомые Советского времени,...
Подробнее
Неинтересно
0
14
Кочетков Александр Владиленович
Подписчиков 93326
сегодня, 13:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.8М
Краткое содержание:1. Введение.2. Обсуждение.Здравствуйте дорогие друзья и посетители сайта!
Подробнее
Неинтересно
0
19
Кнутас Людмила Викторовна
Подписчиков 1680
сегодня, 13:51
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.4М
ВведениеБелое море прекрасно в любое время года ,не смотря на погодные катаклизмы ...
Подробнее
Неинтересно
0
23