Спросить бесплатно

Трудовой договор: важные условия, правовые последствия ненадлежащего оформления. Часть 2.

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 1)
170 просмотров
1 комментариев

При заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим также есть важные особенности. Согласно ч. 3 ст. 64.1. ТК РФ в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы новый работодатель обязан сообщить бывшему работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении с последним трудового договора. Соответственно, если после увольнения с государственной или муниципальной службы прошло свыше 2 лет, указанная обязанность сообщить о заключении трудового договора прекращается. Также такой обязанности нет, если бывший государственный или муниципальный служащий не замещал должности, входящие в соответствующий перечень. При отсутствии такого перечня в период прохождения соответствующей службы ориентироваться следует на правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 № 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Также п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 № 46 указаны случаи, когда работодатель не обязан направлять соответствующие сведения.

Перечень для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" с учётом пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

Не выполнение вышеуказанных требований работодателем влечёт административную ответственность для него на основании ст. 19.29. КоАП РФ. При этом ответственность не наступает, если в период прохождения бывшим государственным (муниципальным) служащим государственной (муниципальной) службы замещаемая им должность не входила в соответствующий перечень, в том числе в иные правовые акты согласно п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 № 46. Также работодатель не несёт административную ответственность, если работник не предоставил ему сведений о том, что он бывший государственный или муниципальный служащий (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 № 46).

Методические рекомендации о порядке действий работодателя при заключении трудового договора с целью установления требований, указанных в ч. 3 ст. 64.1. ТК РФ, предусмотрены Письмом Минтруда России от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 "О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией".

Итак, обязательные условия трудового договора установлены ст. 57 ТК РФ. Но Трудовой кодекс РФ имеет ряд нюансов, с учётом которых важные условия так или иначе регулируются также иными нормами права.

Заключение трудового договора

Подписание трудового договора со стороны работодателя должно осуществляться полномочным лицом. Это по умолчанию лицо, указанное в записи ЕГРЮЛ, ЕГРИП соответственно как лицо имеющее право действовать от имени организации без доверенности либо физическое лицо-предприниматель. При этом работодатель может уполномочить иное лицо заключать трудовые договора от его имени без доверенности. Такие полномочия фиксируются в учредительных документах организации или локальном нормативном акте, либо в трудовом договоре представителя работодателя (ч. 6 ст. 20 ТК РФ, абз. 2 п. 12 постановления Пленума ВС РФ № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", Письмо Роструда от 08.04.2011 № 941-6-1"О представителе работодателя").

Понимать, надлежащее ли лицо действует от имени работодателя, важно, чтобы в случае возникновения спора знать надлежащего ответчика, т.к. если действовало неуполномоченное лицо, то спор о признании трудового договора заключённым будет с работодателем, в интересах которого выполнена работа (ст. 67.1. ТК РФ), а не работодателем, с которым первоначально предполагались трудовые отношения со стороны работника. В свою очередь работодатель, в интересах которого выполнена работа, может быть привлечён к административной ответственности за фактический допуск к работе без оформление трудового договора (ч. 3 ст. 5.27. КоАП РФ), а лицо, непосредственно допустившее к работе, помимо административной ответственности может быть привлечён также к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 67.1. ТК РФ).

Работодатель обязан запросить сведения о дисквалификации работника до заключения с ним договора, если работник принимается на должность, по которой может применяться дисквалификация (абз. 2 ч. 2 ст. 32.11. КоАП РФ), например, в органах государственной и муниципальной власти (ч. 1 ст. 3.11. КоАП РФ) (см. например, Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы"), за исключением работников, не относящихся к служащим, а также иные случаи, указанные в ч. 1 ст. 3.11. КоАП РФ. Если же трудовой договор заключён с дисквалифицированным, то он подлежит прекращению (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).

При заключении трудового договора с иностранным гражданином работодатель обязан в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора уведомить об этом территориальный орган МВД в субъекте РФ (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности на основании ч.ч. 3, 4 ст. 18.15. КоАП РФ. Исключение составляют случаи заключения трудового договора с гражданами Беларуси (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий", постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 № 78-АД 17-19). В целом граждане государств-членов ЕАЭС граждане Беларуси и Казахстана) на территории России осуществляют трудовую деятельность без разрешения на работу и патента (п. 1 ст. 97 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).

Если иностранный гражданин (ограничения не распространяются на граждан Беларуси и Казахстана) привлекается в качестве высококвалифицированного специалиста в сферу торговли для руководства и координации деятельности в сфере торговли, то он может занимать только должности, указанные в Приложении № 1 и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в Приложении № 2, утв. Приказом Минтруда России от 23.09.2013 № 475 н. При этом высококвалифицированный иностранный специалист должен иметь разрешение на работу (ч. 4 ст. 13, ч. 12 ст. 13.2. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). За привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности при отсутствии у него разрешения на работу работодатель может быть привлечён к административной ответственности (ч. 1 ст. 18.15. КоАП РФ). Также и иностранный работник может быть привлечён к административной ответственности за отсутствие разрешения на работу (ч.ч. 1, 2 ст. 18.10 КоАП РФ). При этом заключение трудового договора без фактического допуска к выполнению работ правонарушением не является (п. 1 примечания к ч. 1 ст. 18.15. КоАП РФ). Работодателю не требуется разрешение на привлечение и использование в работе иностранных высококвалифицированных специалистов (п. 2 ч. 4.5. ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

В трудовом договоре с временно пребывающим в России иностранным гражданином должны быть указаны сведения о разрешении на работу (абз. 2 ч. 1 ст. 327.2. ТК РФ).

P.S. Продолжение следует...

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 1
Рейтинг 5,00

Комментарии (1)

Читайте также

0 X