Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Право должника уменьшить удержания из заработной платы, пенсии по исполнительному производству

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,27) ( 11)
3 328 просмотров
10 комментариев

Содержание:

1 Права должника по исполнительному производству.

2 Уменьшение удержаний из заработной платы, пенсий должников.


Многим гражданам приходится быть взыскателями и должниками по испольным производствам, возбуждаемыми судебными приставами-исполнителями на основании статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ № 229-ФЗ), но, к сожалению, и те, и другие, плохо знают положения этого Закона, а соответственно плохо знают свои права и обязанности по исполнительному производству.

В этой небольшой статье как раз пойдет речь о некоторых важных правах именно должников по исполнительным производствам, возбужденных в отношении их судебными приставами-исполнителями (да простят меня взыскатели).

1 Права должника по исполнительному производству.

Основные права сторон исполнительного производства (должника, взыскателя) определены статьей 50 Федерального закона № 229-ФЗ.

Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства

1. Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
1.1. Заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 274-ФЗ)
1.2. Вид электронной подписи и требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Кроме того, другими статьями ФЗ № 229-ФЗ конкретизируются права должника по исполнительному производству.

Какие ещё права имеет должник по исполнительному производству?

Должник по исполнительному производству имеет следующие права.

1 Получить от судебного пристава-исполнителя копию постановления о возбуждении в отношении него исполнительного производства (ч.17 статья 30 ФЗ № 229-ФЗ) и оплатить в течение 5 дней с даты получения этой копии добровольно полностью или частично сумму долга.

Если судебный пристав-исполнитель не выслал в адрес должника копию постановления о возбуждении исполнительного производства, то он не имеет права:

-выносить постановление о наложении ареста на счет должника в банке;

-выносить постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации;

-выносить постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом;

-выносить постановление об аресте и об изъятии имущества должника;

-выносить постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.

2 требовать от судебного пристава-исполнителя вынесение постановления о прекращении исполнительного производства, если срок предъявления взыскателем исполнительного документа истек (статьи 21, 43 ФЗ № 229-ФЗ);

3 в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения (статья 32 ФЗ № 229-ФЗ).

4 требовать от суда и от судебного пристава-исполнителя приостановление исполнительного производства (статьи 39, 40, 45 ФЗ № 229-ФЗ);

5 требовать от суда и от судебного пристава-исполнителя прекращение исполнительного производства (статья 43, 45 ФЗ № 229-ФЗ);

6 требовать от судебного пристава-исполнителя окончание исполнительного производства (статьи 46, 47 ФЗ № 229-ФЗ);

7 заключить с согласия взыскателя мировое соглашение (статья 43 ФЗ № 229-ФЗ);

8 иметь представителя по исполнительному производству (статьи 53, 54, 57 ФЗ № 229-ФЗ);

9 требовать отвода судебного пристава-исполнителя (статья 63 ФЗ № 229-ФЗ);

10 обращаться с письменными заявлениями, ходатайствами к должностным лицам службы судебных приставов и получать ответы в сроки, определенные статьей 64.1 ФЗ № 229-ФЗ;

Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве
(введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ)

1. Заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
2. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
3. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.
4. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.
5. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
6. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
7. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

11 должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь (ч.5 статья 69 ФЗ № 229-ФЗ);

12 требовать от судебного пристава-исполнителя и от банка в случае наложения ареста на счет должника, на который ему перечисляется заработная плата, пенсия, соблюдения положений статьи 99 ФЗ № 229-ФЗ;

Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления

1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

13 требовать от судебного пристава-исполнителя снятие ареста со счета должника, на который ему перечисляются доходы, указанные в статье 101 ФЗ № 229-ФЗ;

Как можно сделать, смотрите здесь Подробнее >>>

14 должник вправе в порядке, установленном ФЗ № 229-ФЗ, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 статья 112 ФЗ № 229-ФЗ);

Как можно сделать, смотрите здесь Подробнее >>>

15 обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть в порядке подчиненности и оспорены в суде (статьи 121-128 ФЗ № 229-ФЗ);

16 должник вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (статья 37 ФЗ № 229-ФЗ).

17 на уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

2 Уменьшение удержаний из заработной платы, пенсий должников.

В связи с тем, что в Федеральном законе № 229-ФЗ нет конкретики по вопросу уменьшения удержаний по исполнительному производству из заработной платы, пенсии должника, существуют разные мнения юристов и адвокатов по этому вопросу, в т.ч. на этом сайте, рассмотрим более подробно именно этот важный юридический вопрос для должников по исполнительному производству.

Да, есть статья 37 ФЗ № 229-ФЗ и статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (кратко – ГПК РФ), согласно которых должник вправе обратиться с заявлением в суд об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица. Также есть статья 99 ФЗ № 229-ФЗ, которая регулирует размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления.

Приведем пример.

Есть должник, из заработной платы которого по исполнительному производству ежемесячно удерживают по месту работы на основании постановления судебного пристава-исполнителя с копией исполнительного документа 50% согласно ч.2 статьи 99 ФЗ № 229-ФЗ.

Есть еще должник, из пенсии которого по исполнительному производству ежемесячно удерживают в Пенсионном фонде на основании постановления судебного пристава-исполнителя с копией исполнительного документа 50% согласно ч.2 статьи 99 ФЗ № 229-ФЗ.

У обоих этих должников имеются финансовые затруднения, так как не на всякую зарплату и тем более пенсию после удержания из них 50% в погашение долга по исполнительному производству можно на оставшиеся деньги нормально жить (питаться, одеваться, укреплять здоровье, платить за коммунальные услуги и т.д.), а тем более радоваться жизни.

В этой ситуации должники могут обратиться с заявлением в суд на основании статьи 203 ГПК РФ об уменьшении удержаний из их зарплаты, пенсии, например, с 50% до 30% или 20%. Естественно, что такие заявления в суд нужно грамотно обосновывать, а свои обоснования подтверждать письменными доказательствами. И суды, к сожалению, не часто удовлетворяют такие заявления должников.

Могут ли указанные должники по исполнительным производствам, минуя суд, обратиться с таким заявлением об уменьшении удержаний из их зарплаты, пенсии непосредственно к судебному приставу-исполнителю, который возбудил исполнительное производство?

Имеет ли право судебный пристав-исполнитель удовлетворять такие заявления должников по исполнительным производствам, исходя из положений Федерального закона № 229-ФЗ?

Конкретного ответа на эти юридические вопросы, к сожалению, в Федеральном законе № 229-ФЗ нет.

Между тем, Верховный суд Российской Федерации в Кассационном определении от 12 января 2017 г. № 45-КГ 16-27 дал положительный ответ на эти юридические вопросы и подтвердил право судебного пристава-исполнителя по заявлению должника об уменьшении размера удержаний из его заработной платы или песни по исполнительному производству при наличии оснований без суда уменьшить размер удержаний у должника из его заработной платы или пенсии согласно положений статьи 99 ФЗ № 229-ФЗ. При этом Верховный Суд Российской Федерации в своем Кассационном определении указал следующее.

Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, которые могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства, определяется статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве.
Должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 5 и 7 указанной статьи).
Как усматривается из материалов дела, судебный пристав-исполнитель приведенные законоположения не исполнил, на ходатайство Салтанова В.Л. и Салтановой Л.А. об установлении минимального процента удержаний в размере 20 процентов из пенсий ответил письмом, поставленные ими вопросы не рассмотрел.
В нарушение предписаний части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, содержащей открытый перечень исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель не запросил необходимые сведения, информацию, справки для установления обстоятельств, на которые ссылались в ходатайстве административные истцы, ограничился лишь ссылкой на то обстоятельство, что законодательство об исполнительном производстве не предусматривает при обращении взыскания на заработную плату или иной ежемесячный доход должника учитывать такой критерий, как прожиточный минимум.
Действительно, федеральный законодатель, предусматривая в статье 99 Закона об исполнительном производстве возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания, в части 2 установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.
Исходя из буквального прочтения приведенной нормы, она не содержит запрета на установление размера удержания в максимальном пределе.
Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные статьей 4 поименованного закона: принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.
Следовательно, судебный пристав-исполнитель, получив ходатайство административных истцов, являющихся в исполнительном производстве должниками, обязан был проверить их материальное положение.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 г. N 10-П и определения от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О и от 24 июня 2014 г. N 1560-О).
Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, делая вывод о законности действий судебных приставов-исполнителей, не исследовали обстоятельства, на которые ссылались административные истцы, не проверили, является ли пенсия их единственным источником существования и после удержания платежей обеспечены ли должникам условия, необходимые для их нормального существования.
Если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, как неоднократно констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (постановления от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 13 июня 1996 г. N 14-П, от 28 октября 1999 г. N 14-П, от 22 ноября 2000 г. N 14-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, определение от 5 марта 2004 г. N 82-О).
При таком положении состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Салтанова В.Л. и Салтановой Л.А., считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда второй инстанции и направить дело в Кировский районный суд г. Екатеринбурга на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.

После этого Кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2017 г. № 45-КГ 16-27 судебная практика по административным искам должников по исполнительным производствам начала меняться в пользу административных истцов, которые обоснованно обжаловали действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей при рассмотрении их заявлений об уменьшении удержаний по исполнительным производствам из заработных плат и пенсий. Смотрите, например, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 13 июля 2017 г. № 33 а-4899.

Как же быть со статьей 203 ГПК РФ, согласно которой должники по исполнительным производствам также вправе обратиться с заявлением в суд об уменьшении удержаний из их заработной платы или пенсии?

Во-первых, если судебный пристав-исполнитель отказал в удовлетворении такого заявления должнику по исполнительному производству об уменьшении удержаний из его заработной платы или пенсии, то он вправе попытать «удачу» в суде на основании статьи 203 ГПК РФ.

Во-вторых, согласно статей 8, 9 Федерального закона № 229-ФЗ взыскатель вправе направить исполнительный документ с заявлением, минуя судебных приставов, в банк, где имеется счет должника, или по месту работы должника (о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей).

В этом случае должник вправе воспользоваться правом обратиться в суд на основании статьи 203 ГПК РФ об уменьшении удержаний из его заработной платы или пенсии, так как к судебному приставу-исполнителю без возбужденного им исполнительного производства обратиться с таким заявлением должник не вправе.

Юрист Зотов В.И.

https://www.9111.ru/urist-9953/

г.Петрозаводск,

30 сентября 2019 г.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Куда надежней обращаться должнику об уменьшении удержаний из заработной платы, пенсии по исполнительному производству ?

Проголосовало: 55

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Автор: Юрист Зотов Валерий Иванович
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 11
Рейтинг 4,27
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (10)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
6
Вниз

Неужели так сложно убирать и текста "статьи" подобные предложения - (часть 1.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 274-ФЗ)?

Режет глаз и отбивает всякое желание читать до конца.

И уменьшать процент удержаний нужно не через 203 ГПК РФ, а как раз через ходатайство приставу по ст. 64.1

Кроме того, не расписана обязанность пристава направлять возбуждение заказным письмом, хотя законом это предусмотрено. Но ссылки нет.

+4 / -2

Уважаемый Дмитрий Валерьевич!

Эту статью юридическую я готовил в первую очередь для посетителей этого сайта, которые не имеют юридического образования и особого желания разбираться со всем огромным и сложным Федеральным законом № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". А поэтому в перечисленных правах должников я и указал нужные статьи этого Закона.

Удачи Вам!

+7 / 0

Так не читайте!

Почитайте сами еще раз Федеральный закон № 229-ФЗ "ОБ исполнительном производстве"...

+1 / 0
Вверх
5
Вниз

Статья хорошая. И судя по собственному опыту нужно обращаться в суд. Приставы просто отмахиваются от таких заявлений.

+5 / 0

А я попробую обратиться сначала к приставу... письменно естественно...

+2 / 0

Если судебный пристав-исполнитель женщина, Вам с ней проще будет этот вопрос решить...

+1 / 0
Вверх
2
Вниз

Спасибо большое за статью. Очень актуально и своевременно для меня, благодарю.

+2 / 0
Вверх
1
Вниз

Приветствую!

Если у кого появятся юридические вопросы по этой теме, то пишите их по этому адресу https://www.9111.ru/urist-9953/

Удачи Всем!

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

С некоторыми судебными приставами-исполнителями можно по человечески решать вопросы, связанные с исполнительным производством, а вот с судьей это решить (по человечески) проблематично...

+1 / 0
Вверх
0
Вниз
Комментарий удалён автором публикации

Читайте также

0 X