Для чего нужен МРОТ?
Краткое содержание :
Новый законопроект о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 850 рублей внесен в Госдуму Подробнее ➤. Около двух лет назад в стране было принято решение ежегодно индексировать сумму МРОТ с учетом меняющейся ставки прожиточного минимума трудоспособного населения. Изменения в законодательстве произошли на основании Федерального закона № 421-ФЗ от 28.12.2017. С начала 2019 года МРОТ установлен в размере, равном прожиточному минимуму – 11 280 рублей. С 1 января 2020 года планируется установить планку – 12 130 рублей.
Взаимосвязь величины прожиточного минимума и МРОТ
В РФ величина прожиточного минимума ежеквартально устанавливается правительственными нормативными актами. 12 130 рублей – это показатель в целом по России, рассчитанный за II квартал 2019 года для трудоспособного населения.
Именно II квартал предыдущего года берется за основу для расчета МРОТ. Приказ Минтруда России от 09.08.2019 № 561 н также включает соответствующие данные для пенсионеров – 9 236 рублей, для детей – 11 004 рубля и общее значение на душу населения, равное 11 185 рублей.
Одним из базовых документов для расчета величины прожиточного минимума в стране является Федеральный закон № 227-ФЗ от 03.12.2012 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». На основании статьи 1 документа такие корзины для основных групп населения должны пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет. Срок действия настоящего закона ограничен 31 декабря 2020 года. Это значит, что в новом году следует ждать изменений в составе и объеме товаров и услуг по принятому государством списку.
Законодательные собрания российских субъектов должны ежегодно приводить ставку минимальной зарплаты в соответствие с местным прожиточным минимумом. Поэтому цифры МРОТ могут отличаться в зависимости от региона.
При этом статьей 133.1 Трудового кодекса РФ установлено, что федеральный МРОТ является нижней планкой для минимальной оплаты труда в субъектах РФ.
Почему МРОТ не имеет отношения к труду?
С вступлением в силу Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ из статьи 129 ТК РФ исчезло определение МРОТ. Ранее часть 2 характеризовала термин как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работв нормальных условиях труда, и указывала, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Действующие положения о месячной заработной плате разъясняют, что вознаграждение работника за выработку по времени и обязанностям не может быть ниже МРОТ (ч.3 ст.133 ТК РФ). Вот только заработная плата теперь рассматривается законодателем с учетом дополнительных компенсаций, различного рода надбавок и доплат (ст. 129 ТК РФ).
Таким образом, и начинающий специалист без образования, и выпускник вуза, и корифей производства уравнены в своих правах на зарплату. Какой установить между ними «коридор» – решать будет только их непосредственный работодатель.
Если МРОТ одинаков для всех профессий и не отражает стоимости труда, квалификации, стажа и условий труда работника, то разве речь идет о труде? Скорее о минимальных потребностях трудоспособного населения. Способности перестали кого-либо, по большому счету, интересовать. Зачастую не от трудовых талантов зависит доход наемного работника, а от других, не контролируемых государством факторов.
Лозунг с плаката «Упорство и труд к успеху ведут» утратил прежнее значение. В мире потребителей хорошо ценятся только покупательские возможности. Современная задача государства – найти баланс между заработанными деньгами населения и потребительским ассортиментом. А уж как население заработает эти деньги, никого не интересует. Главное, социальная миссия выполнена. Гарантия законом установлена - люди должны получать зарплату, размер которой выше установленного прожиточного минимума работника. Осталось только не ошибиться при расчете новой потребительской корзины. Иначе еще 5 лет оторванная от жизни «корзина» будет существовать сама по себе, а люди отдельно.