Спросить бесплатно

Анализ негативных новшеств в возврате госпошлины с 2020 года. Письмо в Минфин.

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,00) ( 4)
258 просмотров
7 комментариев

29.09.2019 г был принят Закон О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Часть незначительных изменений, касающихся порядка возврата госпошлины были приняты, по моему не скромному мнению, не без моего непосредственного участия. Об этом я писала ранее вот здесь.

Однако, помимо этого, были введены новшества, которые, как я считаю повлекут за собой негативные последствия для налогоплательщиков.

Свой анализ, я изложила в письме в Минфин, которое, конечно же отправило ему.

Текст его предлагаю вам мои читатели, на ваш строгий суд:

Здравствуйте!

В ответ на Ваше письмо 03-05-06-03/75345 от 29.09.2019 года сообщаю следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Вместе с тем, в Вашем письме Вы сообщаете мне, что 29.09.2019 был принят закон 325-ФЗ, ущемляющий права граждан, которые у них имееются на данный момент, в ситуации возврата госпошлины, вот в этой части:

"Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом."

Ущемляет данный пункт права граждан по следующим основаниям.

Во-первых, в настоящее время Налоговый кодекс РФ не содержит прямого запрета на подачу заявления через личный кабинет налогоплательщика и тем более не ограничивает данную возможность способом подачи заявления на возврат госпошлины в суд.

Так, в действующей редакции статьи 333.40 сказано:

"Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина".

При этом форма данного заявления не уточнена.

В пункте 7 данной статьи сказано: "Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса."
А в пункте 2 статьи 79 главы 12 написано: "Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога".

Таким образом, в настоящее время ничего не мешает налогоплательщику физическому лицу подать заявление через личный кабинет налогоплательщика.

Если Вас смущает платежный документ, то во-первых, оригиналом электронного документа является сам электронный документ, а во-вторых, при возврате госпошлины частично и вовсе нужна копия. Таким образом, в указанных двух случаях нет никаких препятствий для подачи заявления на возврат госпошлины через личный кабинет налогоплательщика.

Если же госпошлина уплачивалась в суд, здесь ситуация следующая.

Как Вы указывали ранее в своем письме, Вам нужен электронный документ суда. Для того, чтобы его получить физическому лицу, достаточно быть просто зарегистрированным в системе "ГАС Правосудие", либо иметь доступ к личному кабинету на сайте соответствующего суда. При этом неважно, каким способом было подано заявление на возврат госпошлины: лично, по почте или через интернет - получить документ суда в электронном виде при наличии личного кабинета все равно можно. То есть и в данном случае в настоящее время нет никаких препятствий для использования личного кабинета налогоплательщика с целью подачи заявления на возврат госпошлины.

Однако с 1 января 2020 года ситуация резко меняется, поскольку законом 325-ФЗ вводится зависимость возможности электронного способа подачи заявления от способа подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий. А это значительно усложняет жизнь граждан, ущемляет их права, поскольку подать документы в электронном виде теперь смогут не все, а лишь немногие, и это никак не способствует развитию цифрового общества.

То есть одни граждане смогут воспользоваться возможностью подачи заявления в электронном виде, а другие нет.

Опять же, а если я заявление на возврат госпошлины в суд подала через интернет, а само исковое заявление лично, я что, не смогу в данном случае подать заявление в налоговую через интернет?

Вы понимаете, сколько сложностей, непонятностей и противоречий вызовет введенный пункт?

Во-вторых, даже если все граждане с 2020 года начнут подавать все через интернет, что делать тем, кто уже подал заявление не так? Они же и предположить не могли, что вы так ограничите их в правах.

В-третьих, самая последняя Ваша фраза: "... уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом."

Я госпошлину (и думается мне, что ни одна я платила через систему Сбербанк Онлайн), платила в 2017 году еще до того, как был введен данный закон. Она подключена к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Но Сбербанк Онлайн, равно как и интернет-банки, не относится к ни к системе ЕСИА, ни к другим порталам госуслуг.

И что получается, что они также не смогут подать заявление через интернет, через личный кабинет налогоплательщика?

В связи с вышеизложенным прошу Вас дать разъяснения по трем указанным выше вопросам:

1. Что будет означать на практике: "Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом."

И почему он так ущемляет права граждан по сравнению с действующими нормами Налогового кодекса.

2. Что делать тем, кто подал заявление не через интернет до вступление в силу нового закона.

3. Смогут ли подать заявление через интернет те, кто заплатил госпошлину через интернет-банки, например, как я через Сбербанк Онлайн.

Спасибо всем, что прочитали.

Приглашаю к дискуссии.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 4
Рейтинг 4,00

Комментарии (7)

Вверх
2
Вниз

Когда индивидуум решает основательно свою частную проблему, в итоге он решает общегосударственную проблему.

+2 / 0

Спасибо, надеюсь мне удастся ее все-таки решить. Какие-то подвижки всё-такие есть, но что-то мне кажется они перемудрили опят

+2 / 0

Философия ИренПишет 07.10.2019 в 20:58
Какие-то подвижки всё-такие есть, но что-то мне кажется они перемудрили опят

Вот поэтому надо к ним обращаться с готовыми формулировками, с проектами статей закона.

В этом случае возможно два варианта - либо примут, либо отвергнут.

+2 / 0

Дык я такую форулировку им не делала, они сами ее придумал

+2 / 0

На будущее на заметку возьмите, что надо продвигать конкретный проект статьи закона.

+3 / 0

Читайте также

0 X