Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

«НЕ ЛЮБИЛИ ТОЛСТОЗАДЫЕ БАТЮШКИ ЖИТЬ ПЛОХО»

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,33) ( 3)
281 просмотров
1 комментариев

УДК 359:947.08

ББК 63. 3 (2)47

Ливенцев Д.В.

Доктор исторических наук,

профессор (г. Воронеж)

«НЕ ЛЮБИЛИ ТОЛСТОЗАДЫЕ БАТЮШКИ ЖИТЬ ПЛОХО» (АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА В ТЮРЬМЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ)

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором Р.Г. Гостевым, доктором исторических наук, профессором Л.М. Савушкиным

Статья рассматривает антирелигиозное воспитание в местах заключения в 20-е гг. ХХ в. Исследуется и взаимодействие партийных органов с местами заключения в рамках антирелигиозной пропаганды.

Отдельно уделяется внимание истории отечественной общественной мысли.

Ключевые слова: пропаганда, церковь, религия, невежество, монахи, Соловецкие острова.

"DIDN'T LOVE A FAT-ASS FATHER TO LIVE BADLY" (ANTI-RELIGIOUS PROPAGANDA IN PRISON IN THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER)

D. V. LIVENTSEV

doctor of historical sciences,

professor history

(Voronezh)

The article deals with anti-religious education in places of detention in 20-ies of XX century is Investigated and the interaction of party bodies to places of detention in the framework of anti-religious propaganda.

Separately focuses on the history of Russian social thought.

Keywords: advocacy, Church, religion, ignorance, the monks of the Solovetsky Islands.

События Октябрьской революции 1917 г. и изменения структуры власти нашли отражение в воспитательном процессе заключенных и мест лишения свободы.

Новая советская действительность требовала для заключенных более скептического отношения к религии. Процветала антирелигиозная пропаганда. Достаточно посмотреть статью заключенного Николая Дидко: «… Было время, когда к этим фетишам народ подходил «со страхом и трепетом», то есть в таком настроении, какое необходимо духовенству для успешного опоражнивания карманов «паствы». Но произведенное в 1918 – 1920 гг. в России вскрытие мощей святых и угодников показало, что «благодать божия», находившаяся в раках, состояла из полусгнивших скелетов, остатков волос, воску, кукол из ваты, дамских чулок, тряпок, трупов крыс, экскрементов молей, тараканов, мух и т.п. И только в 12 раках найдены остатки высушенных трупов. Но это не относится к области чудесного, и наука знает много случаев высыхания трупов многих людей независимо от того, были ли они святыми или нет. Например, египетские мумии, имеющие по несколько тысяч лет. Или хотя бы труп фальшивомонетчика, спрятанный спекулянтами в сухом подвале и найденный агентами ЧК в 1919 году – это ведь тоже «мощи», хотя и находятся они теперь в музее наркомздрава.

Зато в Успенском соборе в Москве найден спирт, 2 бочки вина, костюмы, белье; в Троицком соборе – 15 четвертей спирта, ящик вина в бутылках, бочка вина, женские принадлежности.

Не любили толстозадые батюшки жить плохо» [1].

Антирелигиозную пропаганду можно обнаружить и в периодических изданиях соловецких лагерей: «… В кузнечном корпусе можно видеть последнего соловецкого схимника, дряхлого тихого старца Саватия. Иронией судьбы первый и последний соловецкий схимники носят это имя.

Смотритель маяка «Секирная гора», бывший иеромонах Флавиан, живет на острове уже 40 лет. Столько же живет слесарь – монах Аркадий.

И они, и более молодые, энергичные – работающие на постройках, в мастерских, кузницах и других предприятиях лагеря – вне жизни.

Ни революция, ни приход лагеря, ни вскрытие «нетленных» мощей соловецких святителей не вызывают новых духовных запросов.

Они – уходящие…» [2].

Таким образом, советская власть в первые годы активно насаждала антирелигиозную пропаганду во всех сферах общественной деятельности. Особенно важным подобное воспитание считалось в местах заключения. Отдельно отметим, что сама русская православная церковь до 1917 г. неоднократно представляла обширный пропагандистский материал для своих политическим противников.

Список литературы

1. Дидко Н. Сквозь дымок кадильницы. / Н. Дидко. // Узник: Орган заключенных Центрального исправительного дома Советской Социалистической Республики Белоруссии. – 1924. – № 8. – С. 5 – 6.

2. М.М. Уходящие. / М.М. // Соловецкие острова: Орган Управления Соловецкими лагерями особого назначения ОГПУ. – 1925. – Кн. 9. – С. 69.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Ливенцев Дмитрий Вячеславович
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 3
Рейтинг 4,33
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (1)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
0
Вниз

Не совсем понятен смысл и посыл статьи.

0

Читайте также

0 X