Спросить бесплатно

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОРОНЕЖСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (0,00) ( 0)
115 просмотров
0 комментариев

УДК 359:947.08

ББК 68.53 (2) 5-1

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОРОНЕЖСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Ливенцев Дмитрий Вячеславович, доктор исторических наук,

профессор кафедры истории России,

Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация: Статья рассматривает религиозные преступления, совершенные в Воронежской губернии в начале ХХ века. Одновременно исследуется деятельность российской полиции.

Отдельно уделяется внимание истории преступного мира Воронежской губернии.

Ключевые слова: «Святой человек», Воронежская губерния, полицейский пристав, крестьянин, икона, Дивногорский монастырь, секта, преступление.

VORONEZH RELIGIOUS CRIMES

IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

Liventsev Dmitriy Vyacheslavovich, doctor of historical sciences, professor of the Voronezh State Pedagogical University

Abstract:

The article examines the religious crimes committed in Voronezh province in the early twentieth century. At the same time investigate the activities of the Russian police.

Separately paid attention to the history of the underworld of the Voronezh province.

Keywords: «Holy man», Voronezh province, a police constable, peasant, icon, monastery of Divnogorsk, a sect, a crime.

Среди преступлений, совершенных в Воронежской губернии в начале ХХ в., особое место занимают правонарушения, затрагивающие религиозную сторону жизни населения. Нельзя не отметить, что в Российской Империи религиозным преступлениям уделялось значительно больше внимания, чем в наше время.

Прежде всего, необходимо упомянуть о религиозном мошенничестве. Интересный случай произошел в Воронежской губернии в 1905 г. Связан он был с одной из самых известных православных святынь в начале ХХ века – Дивногорским монастырем. Надо сказать, что в тот период Дивногорский монастырь славился в среде русского обывателя как место святое и чудотворное. Естественно если где и должно было явиться чудо, то только в окрестностях Дивногорского монастыря.

Подобной славой святого места и решил воспользоваться ловкий мошенник. В 1905 г. в селах в районе Дивногорского монастыря распространился слух. Крестьяне рассказывали друг другу, что у источника с ключевой водой неподалеку от монастырских стен поселился местный пожилой человек [1]. Прежде всего, упомянутый крестьянин при помощи меловых плит переоборудовал колодец с ключевой водой. Затем он решил удалиться от мира для молитв в меловой пещере. Результаты ревностного божественного служения не замедлили явиться для истинно верующих людей. Новоявленный отшельник объявил, что в святом колодце неожиданно возник чудотворный лик иконы Божьей Матери.

Жители сел Воронежской губернии, узнавшие о явлении иконы Божьей Матери, стремились посетить святое место. Новоявленный святой подвижник демонстрировал всем желающим святой образ, являвшийся на дне колодца на 1 – 2 минуты, и взимал с верующих денежные и прочие материальные пожертвования [2]. Надо отметить, что подавляющее большинство среди паломников составляли женщины.

Деятельность святого подвижника настолько стала известна в Воронежской и сопредельных губерниях, что вызвала закономерный интерес представителей министерства внутренних дел [4]. Местные пристав с урядником установили постоянную слежку за деяниями «святого человека». Достаточно быстро их ждал ряд интересных открытий. Перед очередным явлением Богоматери подвижник регулярно удалялся в меловую пещеру для молитвы [5]. Вскоре от меловой пещеры до колодца обнаружилась канава, засыпанная всяким мусором, но с проволокой внутри. Сам проволока вела в нишу на дне колодца, откуда на непродолжительное время и возникала настоящая икона, затем втягивавшаяся на проволоке, внутрь колодца [6].

Схваченный «святой человек» долго не сопротивлялся и признался полицейским в совершенном мошенничестве. Такому положению вещей способствовал факт кражи иконы из соседнего сельского храма. В результате икона возвратилась на свое прежнее место, а хитроумный крестьянин отправился к мировому судье.

Другое преступление напоминает современный триллер, перенесенный в Воронежскую губернию начала ХХ в. Все началось в 1910 г. с агентурных сведений, сообщенных приставу первого стана Новохоперского уезда Воронежской губернии. Исполнительному полицейскому удалось выйти на след преступников, ограбивших винокуренный завод купца Ивана Васильевича Быценко на сумму в 2000 руб. серебром и убивших сторожа. В число подозреваемых попали пять человек из города Борисоглебска Тамбовской губернии. Следствие, начавшееся в селе Нижний Корочан, привело к крестьянину Шлеенкову из хутора Нагорный. Одновременно выяснилось, что крестьянин Шлеенков, одолживший грабителям лошадь, в свое время привлекался к уголовный ответственности как глава религиозной секты «атетуев» в Новохоперском уезде. Данная религиозная секта возникла как органичное продолжение небезызвестной секты хлыстов.

Собственно, «атетуи» не самоназвание, а полицейский термин, исходящий из деятельности сектантов. Впрочем, предоставим слово самому становому приставу: «Название возникшей секты «атетуи» происходит, очевидно, от греческого слова Ате – несчастье, бедствие. В мифологии – богиня ослепления, начало бедствий. Дочь Юпитера, свергнутая им с Олимпа, и с тех пор странствующая по земле, побуждая людей к совершению преступлений» [3]. «Атетуи» считали, что их преступления умножают горести мира и неизбежно приближают «конец света» с последующим небесным блаженством. Более того, они старались совершать преступления с человеческими жертвами. Конечно, воронежская полиция бросила все силы на уничтожение опасной религиозной секты.

«Атетуи» вместе с хлыстами выбрали своей базой отдаленное село Ржавца [4]. Все преступное сообщество управлялось хлыстовскими «богородицами», «апостолами» и «богом». Из-за ограниченности полицейского штата губернское начальство долгое время не могло навести порядок в удаленной местности. Причем глава секты «атетуев» Федор Воронин у хлыстов занимал почетную должность «апостола».

Пристав вместе с двумя полицейскими урядниками проникли в село, и установили время очередным «радений» или вступления в беспорядочные половые связи, обязательные для членов двух сект. В последующей операции 50 полицейский сотрудников с утра пораньше захватили 10 подозреваемых в разбойных грабежах. Бескровности проведенной операции, способствовало расслабленное состояние бандитов, отдыхавших с хлыстовскими «голубицами» после усиленных ночных «радений» [5]. Шлеенков и Воронин получили различные сроки за совершенные преступления, а религиозные секты вынуждено свернули свою деятельность на территории воронежской губернии. Практически за короткий срок сотрудники воронежской полиции в начале ХХ в. ликвидировали две незаконные религиозные организации.

История упомянутых преступлений одновременно свидетельствует о наличии в русской провинции религиозных мошенников вместе с представителями различных сект уже в начале ХХ века и об эффективной работе губернской полиции.

Литература:

1) Борьба с преступностью // Вестник полиции. – 1909. – № 36. – С. 770 – 771.

2) Воюцкий Н. Сельские гастролеры (из записной книжки бывшего станового пристава). / Н. Воюцкий. // Вестник полиции. – 1911. – № 7. – С. 206 – 207.

3) Из воспоминаний станового пристава // Вестник полиции. – 1910. – № 2. – С. 47 – 48.

4) Ливенцев Д.В. Хроника воронежских преступлений в начале ХХ в. / Д.В. Ливенцев. // Берегиня-777-Сова. – 2015. – № 1. – С. 65 – 78.

5) Ливенцев Д.В. Хроника воронежских преступлений начала ХХ века. / Д.В. Ливенцев. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1 (266). – С. 138 – 147.

6) Яловицкий. Из Воронежа (корреспонденция «Вестника полиции») / Яловицкий. // Вестник полиции. – 1908. – № 8. – С. 18 – 19.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00

Читайте также

0 X