Спросить бесплатно

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗАКЛЮЧЕННЫХ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В 20-х гг.

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (0,00) ( 0)
143 просмотров
0 комментариев

УДК 359:947.08

ББК 63. 3 (2)47

Ливенцев Д.В.

Доктор исторических наук,

профессор (г. Воронеж)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗАКЛЮЧЕННЫХ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ В 20-х гг. ХХ в.

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором Р.Г. Гостевым, доктором исторических наук, профессором П.А. Кротовым

Статья описывает организацию художественное творчество советских заключенных в 1920-х гг. Рассматривается организация советской исправительной системы и попытки либерализации ее режима.

Кроме того, уделяется внимание истории отечественных исправительных учреждений.

Ключевые слова: исправительный дом, заключенный, администрация, воспитатель, стихотворение, журнал, просветительская работа, либерализация, исправительно-трудовая система, перевоспитание.

ARTISTIC CREATIVITY OF PRISONERS AS A REFLECTION

OF THE LIBERALIZATION OF THE PENAL

SYSTEM IN 20-IES OF THE TWENTIEN CENTURY.

D. V. LIVENTSEV

doctor of historical sciences,

professor history

(Voronezh)

The article describes the artistic works of the Soviet prisoners in the 1920s, the organization of the Soviet penal system and the attempts of liberalization of its regime.

In addition, attention is paid to the history of domestic correctional institutions.

Keywords: reformatory, inmate, administration, teacher, poem, magazine, education, liberalization in the corrections system, rehabilitation.

Если говорить о демократичности и открытости периодических изданий советской исправительной системы в 20-х гг. ХХ в., то надо признать абсолютные достижения по сравнению с предыдущим и последующим историческими периодами. Чего только стоит публикация достаточно смелого с точки зрения нравственности стихотворения «Страстная дружба» с припиской автора «посвящаю голубому Коле» в журнале заключенных Пермского исправительного трудового дома и изолятора «Пробуждение».

«Страстная дружба.

(посвящаю голубому Коле)

Ой, тоска – ты израненный путь!

Ой, тоска, высоко поднялась ты,

Я устал… Я хочу отдохнуть,

Но сгораю лазоревой страстью» [5, с. 7].

Администрация исправительных учреждений уже в повседневной жизни пыталась рассмотреть ростки будущей демократической тюремной системы. Весьма показательно стихотворение, опубликованное в журнале Симбирского губернского исправительного трудового дома «Заключенный»:

«Пролог.

Как во славном во граде славянском,

Что зовется дворянским гнездом,

Одиноко на тракте сызранском

Поднимается каменный дом.

И стоит точно замок старинный,

Окруженный высокой стеной…

Что же это? Не двор ли гостиный

Постояльцам построен казной?

Люди самого разного мира

Здесь находят бесплатный приют, –

Отопление, стол и квартира,

Освещенье, покой и уют.

Есть обычай такого здесь рода;

Будь ты самый отчаянный плут.

Тебя встретят с парадного входа.

И с почетом в квартиру введут.

Управляющий бдительным взором.

Постояльцев усердно хранит.

И живут здесь всегда под запором.

У дверей же охрана стоит.

Вдалеке от свободы и света

Занимаются люди трудом,

И зовется гостиница эта

«Трудовой Исправительный Дом».

Двери хода широко открыты.

И на вывеске лозунг такой:

«Придите все воры, бандиты,

И обрящете мир и покой»» [6, с. 8].

При таком творческом сотрудничестве администрации исправительных учреждений с поднадзорным контингентом верится в искренность стихотворения «Воспитателю», опубликованного в журнале заключенных Вятского исправительного трудового дома «За железной решеткой»:

«Воспитателю.

Для нас, в неволе заключенных,

Вы были другом и отцом,

В минуты горести и скуки

Делились ласковым словцом.

Нужду и горе заключенных

Вы только знали лишь одни,

На воспитанье и заботу.

Вы отдавали свои дни.

Ваш труд полезным был и будет

И все довольны вами мы,

Спасибо скажем за работу,

Когда пойдем мы из тюрьмы.

Ваше брошенное семя

Пусть принесет обильный плод,

Преступником не будет боле,

Кто на свободу жить пойдет» [7, с. 75].

Заключенные участвовали в политической жизни в Советской России. Вот стихотворение «На смерть В.И. Ленина», написанное осужденным П. Махневым:

«На смерть В.И. Ленина.

Пусть умер вождь! Его идеи

В стране свободной не умрут,

Все победит рабочий гений,

Все победит упорный труд!» [4, с. 7].

В рамках участия в международной политической жизни было издано стихотворение заключенного Льва Горина, посвященное германским рабочим социалистам, находящимся в тюрьме:

«Заключенным братьям в германских тюрьмах.

Вы жертвы террора, насилия, мести,

Страдальцы во имя великой борьбы,

Поборники правды, поруганной чести

Не падайте духом! Ведь вы не рабы!» [2, с. 17].

Заключенные даже выражали в поэтической форме изменения, произошедшие в исправительно-трудовой системе в первые годы советской власти:

«Раньше и теперь.

Замок мрачный и суровый –

ты живых могилой был;

все, кто шел сюда здоровый, –

живым трупом выходил.

Драки, карты, ругань, пьянство –

вот тюрьмы вседневный быт,

да в неделю раз начальство

в церковь гнало «грехи бить».

Там с амвона поп тюремный

об одном всегда твердит:

призывает быть смиренным

да царя с попом любить.

Но настали дни Свободы,

в замке жизнь изменена.

Постепенно год за годом

умерла сама тюрьма.

Пробудились стены замка.

забурлила жизнь внутри;

новый строй расширил рамки,

крикнул всем: «Твори! Твори!».

Труд с искусством здесь шагают,

отбивая мерный такт:

день чертят, куют, строгают,

ночью читка иль спектакль.

Курсы, студии и школа –

все к себе манит, зовет,

в бывшей церкви – клуб открыли

отдых каждый в нем найдет.

В замке песня раздается,

Гармонируя с трудом –

Не тюрьмой теперь зовется

Замок, а Исправтруддом» [3, с. 7].

Часто в стихотворном творчестве звучали мотивы, рассказывающие о настоящей системе перевоспитания советской исправительно-трудовой системы:

«Вступающим в Соловки»

«Здесь пройдя через горн очистительный,

Через бодрый, сознательный труд,

Вы поймете, что путь принудительный,

Был единственный правильный путь» [1, с. 39].

Таким образом, меры по либерализации советской исправительной системы имевшие место в конце 1920-х гг. нашли яркое отражение в художественном творчестве заключенных. Нельзя не учитывать, в рамках осуществления данного направления деятельности администрация мест заключения осуществляла для подопечного контингента широкую культурно-просветительскую программу, что благотворно сказалось на развитии художественного творчества в специализированных изданиях Наркомата внутренних дел.

Список литературы

1. Глубоковский Б. Соловки в поэзии «соловчан». / Б. Глубоковский // Соловецкие острова: Орган Управления Соловецкими лагерями особого назначения ОГПУ. – 1925. – Кн. 6. – С. 39.

2. Горин Л. Заключенным братьям в германских тюрьмах. / Л. Горин // Мысль заключенного: Журнал учебно-воспитательной части Витебского окружного исправительно-трудового дома и его филиальных отделений. – 1924. – № 7. – С. 17.

3. Кадурин А. Раньше и теперь. / А. Кадурин // Пробуждение стен: Литературно-научно-художественный журнал Царицынского губернского исправительного дома. – 1922. – № 1. – С. 5 – 7.

4. Махнев Л. Заключенный. На смерть Ленина. / заключенный. П. Махнев // За железной решеткой: журнал Вятского исправительного трудового дома. – 1924. – № 1. – С. 7 – 8.

5. Николай З. Страстная дружба (голубому другу Коле). / Н. Золотухин // Пробуждение: Литературно-художественный, общественно-политический, и научно-популярный ежемесячный журнал заключенных Пермского исправительного трудового дома и изолятора. – 1926. – № 1. – С. 5 – 7.

6. Пролог. // Заключенный: Симбирский губернский исправительный трудовой дом. – 1924. – № 1. – С. 6 – 8.

7. Таныгин М. Воспитателю. / М. Таныгин. // За железной решеткой: журнал Вятского исправительного трудового дома. – 1924. – № 2 – 3. – С. 75 – 77.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00

Читайте также

0 X