Спросить бесплатно

Вмешательство в частную жизнь. Правомерно ли установление средств видеофиксации вашими соседями

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (3,80) ( 35)
4 096 просмотров
84 комментариев

Зачастую наши соседи, будь то в многоквартирном доме либо в частном секторе, устанавливают на своих жилищах (а иногда на общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме или, вообще, на не принадлежащих им объектах недвижимого имущества) средства наружного наблюдения – видеокамеры. Затрагивает ли это наши личные, частные интересы, является ли вмешательством в частную жизнь?

Ситуация эта довольно непростая, а судебная практика – неоднозначная.

Нормативная база

Что с точки зрения закона будет являться вмешательством в частную жизнь?

В первую очередь, в силу ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно ст. 24 Конституции РФ, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В п. 1 ст. 8 Международной конвенции «О защите прав человека и основных свобод» предусмотрено, что каждый имеет право на уважение его личной жизни. Таким образом, право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23, ч. 1 Конституции Российской Федерации) означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Ст. 150 ГК РФ дано понятие нематериальных благ. К ним законодателем отнесены жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренными, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий нарушения.

В силу ст. 152.2. ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Однако фактически в сложившейся ситуации осуществляется видеоконтроль за территорией, относящейся к земельному участку, где находится жилое помещение другого лица, в отсутствие правовой основы и законной цели. Это может представлять собой серьезное вмешательство в осуществление права на уважение частной жизни вне зависимости от того, осуществляются ли при этом сбор и использование информации о частной жизни.

Названные действия являются грубым вмешательством в частную жизнь. В частности, федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» предусматривает следующее: персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3), что включает фото-и видеоизображение человека.

Этим же законом установлено, что обработка персональных данных осуществляется с согласия на это субъекта (п. 1 ч. 1 ст. 6). В связи с этим, получение фото-и видеоизображений людей путем установки видеокамер может осуществляться только при наличии согласия в письменной форме (ч. 4 ст. 9) соответствующего субъекта персональных данных (ст. 11).

Какие выходы их сложившейся ситуации?

Исковым заявлением об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, демонтаже незаконно установленных средств видеофиксации, основываясь на вышеуказанных нормах, а также ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Но и здесь не все так просто. В суде необходимо будет доказывать множество технических моментов, например, угол, ракурс обзора камеры, ссылки на носитель информации. Где все это добыть? Самостоятельно вам эти данные получить вряд ли осуществимо.

Однако существует ст. 137 УК РФ (незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации).


Как видим из диспозиции данной статьи, одно лишь собирание сведений о частной жизни уже образует состав преступления. Соответственно, как выход – обращаться в правоохранительные органы. С точки зрения судебной перспективы уголовного дела эффективность практически «нулевая». Вместе с тем сведения, которые будут получены в рамках расследования уголовного дела, очень пригодятся при рассмотрении гражданского дела в суде.

Как видите, ситуация довольно неоднозначная. Да, в целях защиты своей собственности можно, например, установить камеру и направить на свой автомобиль. Но если установлена камера, которая фиксирует вход непосредственно в вашу квартиру – кому это будет приятно? Какой выход видите вы в такой ситуации?

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Вам будет комфортно, если вход в Ваше жилище будет под постоянным видеонаблюдением ?

Проголосовало: 320

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 35
Рейтинг 3,80

Комментарии (84)

Вверх
54
Вниз

Автор, а является ли видеоглазок, в обзор которого попадает дверь соседа и проходящие по нашей площадке? Почему вообще дверной глазок не только не запрещён, но и в случае чего, милиция/полиция собирает информацию, в том числе и ту, которую соседи могли увидеть в глазок.

Далее, почему ещё не запрещены фотоаппараты и видеокамеры, в том числе на сотовых? Ведь вы можете случайно (в кадр попали) зафиксировать чьи-то тайны, встречу любовников, например. А в камеры видеонаблюдения охранных структур сколько людей попадает. А в камеры, следящие за скоростным режимом. Я уж не говорю о структурах силовиков, чьи камеры не просто фиксируют всё и всех, но и определяют по лицам кто это идёт.

"Бешенный принтер" выдаёт на гора по 1.5 тысячи законов и подзаконных актов каждый год, которые в итоге входят в противоречие друг с другом. Судьи же пользуются теми, которые им выгодны в конкретном случае: когда надо - признают информацию с видеоглазка, например, как легальное доказательство, когда надо - как нарушение прав других.

Я так думаю: если под видеоконтроль попадают личные или общественные территории, в том числе общий коридор, то будьте готовы, что вас снимает скрытая камера, а вот если кто-то установил скрытный видеоглазок в вашей спальне, то это уже противозаконно.

А вот Законы наши нужно просто сесть и переписать профессионалам высшей категории. Адский труд, по хлестче чистки авгиевых конюшен, и больше депутатов в нынешнем их статусе к законам близко не подпускать.

+54 / 0

Там, скорее, придётся аннулировать большую часть принятого ими бреда, который в лучшем случае дублирует и разжевывает уже имеющиеся.

+7 / 0

Всё правильно, Вадим Иванович, Вас бы в законодательные структуры! Простой пример. Наши юристы даже не обращают внимание на разницу понятий "Закон" и "Законодательство", и в официальных документах указывают: "на основании Законодательства", а не на основании: "Закона", как правильно у Вас сказано. Я бы уточнил: незамаскированные глазки домофонов, видеокамеры в местах общего пользования (кроме туалетов), общие коридоры, подъезды, общая дворовая территория, улицы, дороги, камеры мобильных телефонов и экшн-камеры, ЗАКОННЫ, если их записи, в дальнейшем, или он-лайн трансляция не используются в преступных целях. Конкретику "преступных целей" уточнят профессионалы-юристы-законодатели.

+3 / 0

Вадим ИвановичПишет 23.10.2019 в 08:18
Автор, а является ли видеоглазок, в обзор которого попадает дверь соседа и проходящие по нашей площадке?

Напрашиваятся аналогия - замочная скважина

+3 / 0
Вверх
39
Вниз

Цитата:
Вам будет комфортно, если вход в Ваше жилище будет под постоянным видеонаблюдением?

Да! В случае если что-то случится, я буду иметь бесплатную возможность отсмотреть видео. А из квартиры я выхожу одетый! Ещё вопросы есть?

+39 / 0
Вверх
35
Вниз

Значит если мой сосед установил видеокамеру для наблюдения за местом возле дома где стоит его, мой и соседские автомобили или за входом в подъезд, то он совершает преступление, а если государственные и частные конторы сплошь и рядом ставят камеры, то они просто заботятся о нас... Зашибись! Лично я считаю что видеокамера соседа для меня полезней. А вот всё остальные лично для меня на хрен не нужны!

+35 / 0

Там вообще много невнятного - с одной стороны разрешена съёмка для фиксации и профилактики правонарушений в общественном месте, чем все эти «хрюши” и «охотники за просрочкой» пользуются, с другой, пресловутая личная информация. Сосед скажет, что камера снимает общественную территорию и висит для профилактики правонарушения и иск провалится. Сдаётся мне, что часть подобных статей плодит возможные бесперспективные иски.

+4 / 0
Вверх
33
Вниз

Лично мне все равно. Могу на камеру рукой помахать.

+33 / 0
Вверх
24
Вниз

Хотелось бы, что бы жулики знали, что моя собственность под наблюдением.

+24 / 0

Когда пароль есть у всего дома, а это 300 квартир. В этих квартирах могут проживать отморозки и педофилы, и неизвестно как они и в каких целях будут использовать информацию полученную с камер.

0
Вверх
21
Вниз

А почему у вас нет варианта "Да, я не против"? Зато можно быть более спокойным, уезжая в отпуск или на дачу на длительное время. А камеры на улицах, в подъездах, лифтах (не знаю, только работают они или нет) ,магазинах - это не вторжение в частную жизнь? Если договориться всей площадкой и установить камеру хотя бы на выход из лифта, было бы очень хорошо. Мне вот лично дела нет, кто к кому во сколько приходит и уходит.

+21 / 0
Вверх
15
Вниз

Тогда, ссылаясь на Ваши умозаключения о хранении и переработки моих данных, камеры установленные на дорогах тоже нарушают мои конституционные права, им я согласия на мои персональные данные тоже не давала, как здесь быть? Камеры на государственных зданиях?

+15 / 0
Вверх
14
Вниз

Видеонаблюдение происходит не в квартире, а дверь пускай снимают, даже несколькими камерами.

+14 / 0

Проследили по камере когда квартира пустая, замазали камеру и вас спокойно ограбили.

0
Вверх
11
Вниз

А почему нет варианта ответа "да" будет комфортно.

+11 / 0
Вверх
8
Вниз

Применение разрешенных средств видео-фиксации правомерно, если этим не осуществляется вмешательство в чужую личную жизнь.

+8 / 0

Даже если разрешенное средство, но будет направлено на дверь моей квартиры это будет грубым вмешательством в частную жизнь.

+7 / -2

В случае кражи не вздумайте пойти посмотреть кто украл.

+14 / 0

Как же работали милиция СССР и царская полиция без видеокамер?

Они, видимо, были гениями?

+5 / 0

Работали без всяких камер и раскрывали. Да мы были гениями.

+5 / -1

МарияПишет 23.10.2019 в 06:38
Как же работали милиция СССР и царская полиция без видеокамер?

Они, видимо, были гениями?

Раньше под ковриком ключи прятали.

+3 / 0

Им было работать труднее, чем сейчас. Вместо Чикатило расстреляли других людей, а попал бы он на видеокамеру, многие остались бы живы.

Когда-то не было туалетов в домах, электричества. Как люди жили? Трудно жили.

+3 / 0

Как работали пока не было идентификации по отпечаткам пальцев? Работали, но с ними стало лучше. А то начнём вспоминать, что и пытки были когда-то у следствия.

+1 / 0

Олегу

"в случае кражи" не факт что ьнаблюдающий сосед даст вам что то отсмотреть. Просто не захочет участвовать в разборах с полицией-даже как свидетель.

Может сказать что ЕГО камера в тот момент была отключена.. не работала

"Наблюдать" за гражданами ДОЛЖНО ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВО (камеры в целях безопастности)

+1 / -4

У нас, установлены камеры во дворе, по решению общего собрания жильцов.

С их установкой, во дворе резко уменьшилось количество алкашей и наркоманов, на лавочках. А так же, соответственно и мусора.

Кроме того, они уже неоднократно оказывали существенную помощь жильцам.

- Например, тракторист управляющей компании, снёс ворота. Камера это зафиксировала. За ремонт заплатила страховая компания, по ОСАГО.

- В подъезде, нашли мужчину, без сознания. Сначала думали, что его избили, но при просмотре записей, выяснилось, что в подъезд, кроме него, никто не заходил. Мужчина упал сам.

Ну и так далее...

+5 / 0

Да я с вами согласно только государственные власти!

+1 / 0

Юрист.

Филилеев Филипп Владимирович.

Рейтинг: 43.3k

13.10.2019 в 10:08

Брянск.

Пожаловаться.

Даже если разрешенное средство, но будет направлено на дверь моей квартиры это будет грубым вмешательством в частную жизнь.

Как юрист, вы должны знать, что в данной ситуации ваше личное находится за дверью, а камера смотрит, скажем так, в общедомовое пространство (лестничная площадка) в котором видна ваша лицевая сторона двери, которая доступна всеобщему обозрению! В данной ситуации понятие "личная жизнь" не применимо! С таким же успехом можно обвинить соседа напротив, который через глазок видит постоянно вашу дверь!

+18 / -4

Согласна с Вами.

+2 / -2

Павел анатольевичу.

Если камера сморит в общедомовое пространство ЗНАЧИТ должно быть согласие соседей.

+1 / -3

Немного не правильно: не согласие соседей, а решение (разрешение) ТСЖ.

+1 / -1

Павел АнатольевичПишет 23.10.2019 в 15:58
Немного не правильно: не согласие соседей, а решение (разрешение) ТСЖ.

Немного не правильно.

Не разрешение ТСЖ, а решение ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЖИЛЬЦОВ.

К стати, камеры, хорошо помогают и в спорных случаях с ТСЖ и Управляющими компаниями.

+2 / 0

Павлу анатольичу

) нет. не ошибаюсь-имеенно соседей-жильцов дома. Не везде ТСЖ..

0

Все-таки ошибаетесь. Соседи-жильцы не причем. Либо решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, либо решение иного органа (ТСЖ, управляющей организации и т.д.), которому общим собранием переданы таковые полномочия.

0

Через "глазок" Вы не собираете и не аккумулируете информацию. А камера это делает.

+3 / -2

Не правда... Некоторые особи еще как аккумулируют!

+3 / -1

Юрист.

Филилеев Филипп Владимирович.

Рейтинг: 47.2k сегодня в 09:39

Брянск.

Пожаловаться.

Через "глазок" Вы не собираете и не аккумулируете информацию. А камера это делает.

Делает. Но не только вашу дверь, но и все, что попадает в поле ее объектива! И если в изображении видна только ваша дверь (не видно элементов стены, пола и т.п.) тогда смело можно утверждать, что сосед "шпионит" именно за вами! Тогда сосед идиот, если в мониторе он видит только крупный план вашей двери!

0 / -2

Одно дело смотреть на дверь, а другое фиксировать с кем ты пришел, когда ушел, что принес.

+2 / 0

Филилеев Филипп ВладимировичПишет 13.10.2019 в 10:08
Даже если разрешенное средство, но будет направлено на дверь моей квартиры это будет грубым вмешательством в частную жизнь.

Когда обнесут вашу квартиру не дай бог, вы нарушителя камеры будете в засос целовать.

+8 / -2

А когда вы ходите по своему участку, в баню, выходите и дома! И за вами двигается камера тогда как? Можно и задуматься какие соседи и с какой целью собирают информацию.

+4 / -1

Если кто-то нездоровый или криминальный использует камеру в плохих целях, это вопрос к тому, кто использует, а не к камерам и соседям. Если кто-то стукнул другого костылем по башке, это же не значит, что нужно приравнять костыль к оружию.

+3 / -1

Вмешательство в частную жизнь. Правомерно ли установление средств видеофиксации вашими соседями

Тут костыль причем! Частный дом собственный двор и за вами следит камера! А по закону наказать не можешь!

0

Камера на стене и когда придурок сосед за вами в баню и в туалет ходить, это совсем другое.

0

Когда будут обносить квартиру, я думаю оно найдут как избавиться от камеры, которая у всех на веду.

0

А если направлена на общую лестничную площадку? Или видеоглазок на двери соседней квартиры?

+3 / 0

Читайте также

0 X