Спросить бесплатно

Конструктивная критика российского образования от судьи КС РФ – комментарий юриста

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,64) ( 11)
218 просмотров
8 комментариев


По данным газеты «Коммерсантъ», судья Конституционного суда РФ Константин Арановский заявил о недоверии к дипломам российских вузов и в целом жестко раскритиковал систему российского высшего образования. Арановский считает, что «бессчетные средства», потраченные на образовательные реформы, стоило использовать «на достойную оплату преподавательского труда».

Предыстория вопроса

В 2015 году в Службу занятости обратился бывший предприниматель Чайковский, которому было отказано в постановке на учет в качестве безработного по причине отсутствия справки о среднем заработке с последнего места работы и документа, удостоверяющего квалификацию. Чайковский оказался человеком настойчивым и, пройдя все судебные инстанции, которые признали правоту чиновников, обратился в Конституционный суд РФ.

КС РФ признал за гражданином право постановки учет в качестве безработного, так как «отсутствие диплома или других документов о квалификации не должно ограничивать право граждан на защиту от безработицы».

Дополнительно к постановленному решению Константин Арановский выступил с особым мнением, в котором отметил, что «уверенно гарантировать квалификацию обладателей дипломов» невозможно. Судья также отметил, что «болонская система (бакалавриат и магистратура) в России себя не оправдала, что чиновники от просвещения видят пользу в сокращении штата преподавателей и перераспределении средств бюджетов, однако такие начинания не делают систему образования жизнеспособной.

Реформирование образовательной системы длится почти тридцать лет, но улучшений не видно, доверие к дипломам явно снижается. Низкие зарплаты преподавателей способствуют уходу из вузов высококлассных специалистов и вынуждают оставшихся брать на себя дополнительные административные функции, которые отвлекают от научной и обучающей деятельности, чтобы немного увеличить доход. Система платит не за результат преподавательской работы, а за хорошую отчетность и статистику, «за демонстрацию компетентностного подхода вместо академических методов, за соискание грантов и за рейтинги».

«В такой обстановке ценят не преподавание и не учебу, а учебно-методические комплексы, которые нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях», – заявил Арановский.

Он также напомнил, что основополагающее начало в деятельности вузов КС РФ видит в их автономии, свободе научного, технического и других видов творчества, преподавания, с правом каждого на образование и с другими конституционными ценностями.

Комментарий юриста

Мне видится, что мнение председателя Конституционного суда РФ весьма актуально. По данным официальной статистики, примерно 83% выпускников вузов устраиваются на работу не по специальности. И причина тому – непродуктивность системы высшего образования, которая не исследует профессиональный спрос на рынке труда, выпускает низкоквалифицированных специалистов, ограничивает объем получаемых студентами знаний программами, которые пересматриваются раз в десять лет, а на их утверждении уходит по два года.

Научные разработки в разных видах профессиональной деятельности сегодня развиваются очень и очень быстрыми темпами. Система твердых программ не способна угнаться за потребностями общества. Преподаватели, идущие в ногу со временем, не имеют возможности в рамках учебного процесса передать студентам свои новейшие знания и наработки, так как они «не утверждены».

Разделение образовательного процесса на бакалавриат и магистратуру чуждо нашему менталитету. Да и что такое звание «бакалавр»? По сути – недоучившийся (не дополучивший знаний) человек, вынужденно находящийся между специалистами среднего и высшего звена. Система техникум – вуз давала четкое разделение по уровню профессиональных знаний. Техникумы выпускали больше специалистов, чем вузы, как того и требует любая экономика.

Ликвидация огромной части учебных заведений среднего звена профессионального образования оголила рынок труда, Бакалавры не хотят признавать себя специалистами среднего звена, а работодатели не могут признать их специалистами с полноценным высшим образованием. Казус, порождающий недоверие, обесценивание вузовских дипломов, потерянность специалистов на рынке труда, невозможность найти специалиста и одновременно невозможность найти работу по специальности.

Не могу не прибавить к этому, как недобросовестность части преподавательского состава, так и нежелание самих студентов получить знания, а не диплом. Скачивание работ из Интернета студентами и отсутствие критического к ним отношения со стороны педагогов, денежное вознаграждение за оценки, да и сама платная система (я плачу вузу, а вы требуете, чтобы я еще и учил…) также немало способствуют снижению качества высшего образования.

Некомпетентность работников, к которым мы обращаемся по разным поводам, все чаще обескураживает.

Все чаще людям приходится либо искать знания по вопросу и заниматься делом самому, либо искать квалифицированного специалиста и оплачивать его труд, тогда как уже вложены деньги в бюджеты и отданы псевдоспециалистам. И дело предпринимателя Чайковского – живой тому пример. Ведь и чиновники, и судьи даже не увидели разницы между словом «право» и «обязанность» иметь образование (по сути – документ об образовании). По их мнению, при отсутствии у гражданина «бумажки» государство не обязано его защищать и не важно, что в соответствии с Конституцией РФ любой человек наделен всеми правами, в ней указанными, уже по тому факту, что он гражданин Российской Федерации.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Считаете ли вы систему образования в РФ хорошей?

Проголосовало: 25

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать Голосовать
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 11
Рейтинг 4,64

Обсуждение

Комментариев: 8
Вверх
5
Вниз

Цитата:
Образование в России достойно только критики

Причем и дошкольное, и начальное. И среднее и среднее специальное, а Высшее это отдельная история.

+5 / 0
Вверх
5
Вниз

Самое страшное, что на выпускном когда спрашиваешь детей, кто куда будет поступать. Почти все троешники говорят, что в медицину. Туда легче поступить. И ведь же поступают! Деньги берут своё. Зато реальный ребёнок, который со знаниями и с желанием, не может поступить в медицинский, за не имением таких денежных средств. И это замечу было так всегда. Даже в нашем возрасте в те далёкие 90 е когда мы закончили школу, у нас девочка закончила с красным аттестатом, а вот доучится в мед, у неё не хватило денег.

+5 / 0
Вверх
4
Вниз

Образование в России не выдерживает никакой критики.

+4 / 0
Вверх
4
Вниз

Как в песне: до основания все разрушим, а потом - а вот потом и не получается. Нельзя было разрушать систему образования, надо было качественно ее улучшать (улучшать материальную базу, строить больше школ и дошкольных учреждений не только в крупных городах но и в малонаселенных селениях, кадровая политика, оставить без изменения программы, принципы и методы обучения, сдача экзаменов и т.д. ) Как то так.

+4 / 0
Вверх
1
Вниз

Констатации факта плохого образования не достаточно, это уже давно очевидный факт. Пора обсуждать обосновано решение проблемы.

+1 / 0
Вверх
0
Вниз

Образование в России явно недофинансировано.

0
Вверх
0
Вниз

В России образование очень высокого уровня, но реалии наших дней таковы, что как бы не были вы образованы, почти везде денежки нужны.

0
Вверх
0
Вниз

Читаю учебники у внука-первоклассника. Вот задание: составить связный рассказ, используя слова «нос», «рак», «кот», «рука». Его буйной фантазии не хватило.

0

Читайте также

0 X