Конструктивная критика российского образования от судьи КС РФ – комментарий юриста
Краткое содержание :
По данным газеты «Коммерсантъ», судья Конституционного суда РФ Константин Арановский заявил о недоверии к дипломам российских вузов и в целом жестко раскритиковал систему российского высшего образования. Арановский считает, что «бессчетные средства», потраченные на образовательные реформы, стоило использовать «на достойную оплату преподавательского труда».
Предыстория вопроса
В 2015 году в Службу занятости обратился бывший предприниматель Чайковский, которому было отказано в постановке на учет в качестве безработного по причине отсутствия справки о среднем заработке с последнего места работы и документа, удостоверяющего квалификацию. Чайковский оказался человеком настойчивым и, пройдя все судебные инстанции, которые признали правоту чиновников, обратился в Конституционный суд РФ.
КС РФ признал за гражданином право постановки учет в качестве безработного, так как «отсутствие диплома или других документов о квалификации не должно ограничивать право граждан на защиту от безработицы».
Дополнительно к постановленному решению Константин Арановский выступил с особым мнением, в котором отметил, что «уверенно гарантировать квалификацию обладателей дипломов» невозможно. Судья также отметил, что «болонская система (бакалавриат и магистратура) в России себя не оправдала, что чиновники от просвещения видят пользу в сокращении штата преподавателей и перераспределении средств бюджетов, однако такие начинания не делают систему образования жизнеспособной.
Реформирование образовательной системы длится почти тридцать лет, но улучшений не видно, доверие к дипломам явно снижается. Низкие зарплаты преподавателей способствуют уходу из вузов высококлассных специалистов и вынуждают оставшихся брать на себя дополнительные административные функции, которые отвлекают от научной и обучающей деятельности, чтобы немного увеличить доход. Система платит не за результат преподавательской работы, а за хорошую отчетность и статистику, «за демонстрацию компетентностного подхода вместо академических методов, за соискание грантов и за рейтинги».
«В такой обстановке ценят не преподавание и не учебу, а учебно-методические комплексы, которые нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях», – заявил Арановский.
Он также напомнил, что основополагающее начало в деятельности вузов КС РФ видит в их автономии, свободе научного, технического и других видов творчества, преподавания, с правом каждого на образование и с другими конституционными ценностями.
Комментарий юриста
Мне видится, что мнение председателя Конституционного суда РФ весьма актуально. По данным официальной статистики, примерно 83% выпускников вузов устраиваются на работу не по специальности. И причина тому – непродуктивность системы высшего образования, которая не исследует профессиональный спрос на рынке труда, выпускает низкоквалифицированных специалистов, ограничивает объем получаемых студентами знаний программами, которые пересматриваются раз в десять лет, а на их утверждении уходит по два года.
Научные разработки в разных видах профессиональной деятельности сегодня развиваются очень и очень быстрыми темпами. Система твердых программ не способна угнаться за потребностями общества. Преподаватели, идущие в ногу со временем, не имеют возможности в рамках учебного процесса передать студентам свои новейшие знания и наработки, так как они «не утверждены».
Разделение образовательного процесса на бакалавриат и магистратуру чуждо нашему менталитету. Да и что такое звание «бакалавр»? По сути – недоучившийся (не дополучивший знаний) человек, вынужденно находящийся между специалистами среднего и высшего звена. Система техникум – вуз давала четкое разделение по уровню профессиональных знаний. Техникумы выпускали больше специалистов, чем вузы, как того и требует любая экономика.
Ликвидация огромной части учебных заведений среднего звена профессионального образования оголила рынок труда, Бакалавры не хотят признавать себя специалистами среднего звена, а работодатели не могут признать их специалистами с полноценным высшим образованием. Казус, порождающий недоверие, обесценивание вузовских дипломов, потерянность специалистов на рынке труда, невозможность найти специалиста и одновременно невозможность найти работу по специальности.
Не могу не прибавить к этому, как недобросовестность части преподавательского состава, так и нежелание самих студентов получить знания, а не диплом. Скачивание работ из Интернета студентами и отсутствие критического к ним отношения со стороны педагогов, денежное вознаграждение за оценки, да и сама платная система (я плачу вузу, а вы требуете, чтобы я еще и учил…) также немало способствуют снижению качества высшего образования.
Некомпетентность работников, к которым мы обращаемся по разным поводам, все чаще обескураживает.
Все чаще людям приходится либо искать знания по вопросу и заниматься делом самому, либо искать квалифицированного специалиста и оплачивать его труд, тогда как уже вложены деньги в бюджеты и отданы псевдоспециалистам. И дело предпринимателя Чайковского – живой тому пример. Ведь и чиновники, и судьи даже не увидели разницы между словом «право» и «обязанность» иметь образование (по сути – документ об образовании). По их мнению, при отсутствии у гражданина «бумажки» государство не обязано его защищать и не важно, что в соответствии с Конституцией РФ любой человек наделен всеми правами, в ней указанными, уже по тому факту, что он гражданин Российской Федерации.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты