Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

ПРАВДА О ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВЕ

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (3,00) ( 2)
151 просмотров
0 комментариев

ПРАВДА О ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВЕ

Написать статью на заявленную тему не так-то просто, если даже сами юристы не могут разобраться, в чём же смысл этих вечных понятий – чести и достоинства? По словарю русского языка С.И.Ожегова честь объясняется как «достоинство, высоко ценимое общественно-моральное состояние, вызывающее и поддерживающее общее уважение, чувство гордости». А вот как оценивается по тому же словарю «достоинство – это совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе».

Идея написания этих заметок пришла после долго судебного гражданского процесса по иску нашего незабвенного руководителя областным Союзом писателей России Владимира Евгеньевича Сорочкина, который посчитал себя, что мы покусились на его честь и достоинство. Но чтобы вернуться к нему и его творчеству, нам необходимо затронуть литературу – святая святых для каждого любителя словесности. И с помощью неё попытаться ответить на вопрос, что есть честь и достоинство?

С 2012 года, когда в журнале «Новый Литератор» №2 вышла небольшая совершенно мирная статья поэта Николая Ивановича Ивакина «Куда плывём», на которую сильно обиделся Сорочкин и буквально по её следам он созвал общее собрание писателей и снял с учёта Ивакина. А заодно с ним и его единомышленника писателя Лескова Виктора Николаевича. Но за что, коли статья не критиковала самого Сорочкина как человека, а только высвечивала проблемы и его недостатки в работе? Кто-то пустил слух, будто бы некто хочет развалить организацию. Но конкретных зачинщиков не нашлось и тогда стрелы упрёков полетели в Ивакина и Лескова…

Но мы пока отвлечемся и поговорим о том, как должен был бы поступать убеждённый человек в своей правоте, если он честный, в среде людей разных взглядов и воззрений?

Понимание художественной правды и правды жизни для любого писателя должно быть очевидным и не вызывать сомнений в том, что его взгляд на этот метод у него самый верный. И между тем он, как знаток эстетики, хорошо посвящён в то, что такое прекрасное и безобразное. Ведь с этих позиций он постигает мир как диалектическую модель. В творчестве без этих категорий никак не обойтись и эти противоположные явления он рассматривает не в отрыве одно от другого в поведении людей, а во взаимосвязи. Для своей работы писатель избирает не только близкие его творческой индивидуальности темы, но и такие, которые его волнуют. И тут я не буду поднимать вопрос, почему большинство писателей нашего края страдают (того сами не желая) мелкотемьем. Это так и есть, думаю, для каждого пишущего важно знать, что честь и достоинство любого человека в советское время не очень ценились. Когда надо, об этом говорилось, но система воспитания этим вопросам не придавала должного значения. Ведь в тоталитарном обществе упор делался не на воспитание личностей, а поданных, с мышлением «винтиков». На высокие понятия семья и советская школа не очень делали упор, и оттого в обществе часто преобладала беспринципность, примиренчество с пороками. А то и принятие их как нормы поведения. Кто мог в этих явлениях разобраться? Только большой писатель, который владел методом социального детерминизма. Почему такие явления, как приписки, очковтирательство, которые сегодня уже прочно забыты, бытовали на уровне управленцев и чиновников? Потому что для этого была создана среда планового хозяйства. Сегодня она называется по-другому. Но взяточничество и подкуп как бытовали тогда, так успешно действуют и в наши дни. Новая система отношений в обществе рождалась буквально на ходу. Но вглядываться в неё мы пока не будем. Лишь заметим то, что среда для этого сохранилась и благополучно существует. Но современные проницательные писатели не боятся касаться этих явлений, чего не скажешь о писателях приспособленцах. Хотя как таковых сегодня можно пересчитать на одной руке, типа Сорочкина, Ашеко Семенищенковой, Лодкина и некоторых других…

А если в писательском сообществе руководством установлена шкала поборов, то, как они будут браться за эту тему, коли они сами в пушку? За приём в СП Сорочкин взимает 2900 рублей. Но это ещё ничего, если в московской писательской организации эта плата в разы больше. Так что Сорочкин ещё младенец по сравнению со Львом Котюковым. Мне не раз предлагал ИСП (интернациональный союз писателей) за шесть тысяч принять в свои ряды сперва кандидатом, а потом и постоянным членом. Но сейчас там вступительные взносы стали выше. А теперь, как мне они объясняли, по условиям устава это не поборы, а вполне законные взносы и тут никакой связи с коррупцией не усматривается, так как организация на что-то должна существовать. Другое дело получение грантов, помощь спонсоров и то, как эти средства используются, уже никого не волнует. По уставу председатель организации, и её члены не имеют права распоряжаться средствами на свои усмотрения…

Если следовать судебному протоколу, Сорочкин платил символическую зарплату тем членам организации, которые вели секции поэзии, прозы и драматургии. Хотя по уставу он не должен был этого делать, так как полученные средства используются на уставные цели организации. А это помощь и содействие в издании книг членам организации и т.д.

Знали ли, понимали ли значение слов «честь» и «достоинство» все те, которые нарушали не только нормы морали, но и закон? И почему в дворянском обществе «честь и достоинство» существовали не как отвлечённые понятия, а наполненные нравственным содержанием и существовали как обязательные категории в воспитании привилегированного общества, тогда как в советское время эти же высокие понятия подменялись таким размытым словосочетанием как «советский человек». И горьковское

– «Человек – это звучит гордо», не давали то же самое понимание, которое вкладывалось в эти слова в девятнадцатом веке. А ведь эти термины отражают в себе систему воспитания той эпохи.

В советское время понятия «чести и достоинства» нивелировались ещё и потому, что они несли в себе отголоски старого буржуазного мира.

Когда подкуп чиновника происходит, о его чести не могло уже идти речи. Был ли ты воспитан, как человек, который превыше всего для себя считает главным быть в согласии с честью. Наверно, и в те времена далеко не все чиновники воспитывались в понятии соблюдения чести.

С этой точки зрения понятно то, почему Сорочкин так упорно добивался звания народного поэта и звания заслуженного работника культуры. Этими званиями, кроме тех лауреатских дипломов, грамот, премий и других наград, он понимал, как нельзя лучше прикроет свои, мягко говоря, неблаговидные поступки. Как проходило голосование на портале «СТИХИ РУ» хорошо знают не только работники брянских городских, районных, школьных библиотек и все члены организации, которые подключали к этой акции своих родных и знакомых. И разве такое неправедное голосование прибавило ему чести и достоинства в том, как надо неустанно наращивать голоса, что знают все пользователи своих страниц «Вконтакте», на «Фейсбуке», «Одноклассниках», «Твитере», и других известных сетях. И чего стоило самому Сорочкину посидеть в день по часу на своих страницах и попросить так называемых друзей и пользователей поставить за его творчество лайки. Об этом говорят избранные авторы, которых у него легион.

Мы ещё рассмотрим его творчество (как поэта и гражданина), и какого оно достоинства на предмет его отношения к истории России и вообще, какую автор занимает нравственную позицию и может ли он в соответствии с этим называться народным поэтом?

Кстати, коли Сорочкина нарекли "народным поэтом", тут следует определить, что такое "народность" в творчестве поэта. Вот как эту самую «народность» трактовал В.Г.Белинский. «Поэт, поэзия которого выросла не из почвы субстанциональной жизни своего народа, не может ни быть, ни называться народным или национальным поэтом… Он при самом начале своём уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами…»

И в другом месте Белинский замечает ещё определённей: «Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на этом основании общий голос нарёк его русским национальным, народным поэтом… Нам кажется это только в половину верным. Народный поэт – тот, которого весь народ знает, как, например, знает Франция своего Беранже; национальный поэт – тот, которого знают все сколько-нибудь образованные классы, как, например, немцы знают Гёте и Шиллера...».

А вот как оценивал народность в творчестве Пушкина Николай Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул его границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Но мы отвлеклись от главной темы. Наверно, и в те времена далеко не все чиновники воспитывались в понятии соблюдения и сбережения чести. Хотя на так называемые «хлебные должности» старались попасть как раз люди без чести и достоинства, то есть склонные к подкупности или продажности. И таких должностей было немало. Уж так сложилась исстари, причём и преемственность на этих должностях, туда не брали даже самых лучших специалистов. Хотя не каждый шёл на важную «должность» самостоятельно, так как существовали свои правила назначения по понятиям (даже не по принципу) – «он нам подходит». Так и сложились традиции в энном ведомстве за многие десятилетия. А если случайно (хотя ничего случайно не происходило) в эту систему попадал принципиально честный чиновник, его обкатывали. Если он в схему не укладывался, его «чернили» и удаляли как «очернённого», не подходящего им…

Так что и сегодня существует система подбора кадров по таким понятиям, как «круговая порука». Там у них существует свой негласный «кодекс»...

А тогда как быть с честью и достоинством? Ведь там, где продажность возведена в норму, там процветает коррупция и сегодня. Эта система подбора кадров существовала даже и в средние и поздние века. Поэтому в тех кругах честь и достоинство, как условие существования, надуманные понятия – они есть, и как бы их нет. У вора тоже имеется своя шкала ценностей, то есть не нарушать «честь вора». Но здесь имеют место извращённые понятия о чести и достоинстве. Не всякий вор пойдёт защищать от врага свою страну. Если его к тому не принудят насильно, как в войну воров отправляли в «штрафные батальоны».

Все те, кто приходит во власть рано или поздно сталкиваются с так называемым уставом, по которому он должен действовать. Но устав уставом, а кодекс корпоративного начальника – это совсем другое. Поэтому уставы существуют для регулировки внутренних отношений членов организации. И форма его исполнения соблюдается только условно.

Казалось бы, что тут нового можно придумать, чтобы "честь и достоинство" заработали так, как им положено исполняться в условиях личных и служебных отношениях. И они должны составлять не формальные понятия, а входить в нравственность человека как необходимые и важные органы для жизнедеятельности человека в его плоть и кровь.

Но в действительности этого не происходит, и потому подменяются понятием – «рука руку моет» - и что с успехом продолжается. А как чуть что, продажные субъекты бегут в суд отстаивать свою "честь и достоинство", поскольку круговая порука сильнее служения долгу с достоинством и честью, и даже сильней, как ни странно, самого института правосудия. И кто ему служит не по праву совести, а по негласному праву неправого, и те и те сами не без греха. И, наверно, не зря сочинено не один десяток анекдотов и баек не только шутки ради о подкупе косной формы служителей правосудия, а на всём серьёзе...

Начал о правде в литературе и жизни, но оказалось, правда не может быть правдой там, где нарушаются принципы чести и достоинства. Правду из тех мест изгоняют. И не поэтому ли система воспитания в человеке чести и достоинства не готова к такому воспитанию, поскольку о ней мало говорят и на неё умышленно закрывают глаза в чиновной среде. Многие десятилетия категории чести и достоинства существовали без их истинного смыслового наполнения.

В гражданском кодексе эти понятия также лишены точного определения, и они почему-то рассматриваются как самостоятельные категории в отрыве от нравственности. И тогда бы ст. 152 ГК РФ звучала бы шире. А ведь нравственность – это целая система этических понятий. Кто хорошо разбирается в этой шкале ценностей, того часто называют наивным, так как в деловом мире мало подлинно нравственных и этических отношений…

Но как быть при толковании чести и достоинства с совестью и стыдливостью? Есть ли между ними связь, коли иногда можно слышать, что сегодня скромность, стыд, устарели. Но может, тогда и совесть устарела и её пора отменить? Хотя в деловом мире учатся обходиться без таких чувств, как стыд и совесть. Вряд ли наша социология и даже психология затрагивает такие явления, как роль совести и чести в отношениях чиновников высшего эшелона власти или на низшем звене какого-нибудь важного ведомства, в котором сделки с совестью обыденное явление. А значит, во время решения принципиальных вопросов с честью происходит часто нечто аномальное?

Социология обходит острые углы. Она решает вопросы свои в отрыве от правды поступков. И только художественная литература способна вскрывать явления и создавать типы чиновников в социально-психологическом романе.

А теперь мы приступим к разбору стихотворения Сорочкина «К России». На нём следует остановиться подробней, чтобы попытаться понять, можно ли по этому стихотворению определить наличие или отсутствие у него народности? Это понятие мы уже услышали из уст Белинского и Гоголя. Но что бы они сказали об этом произведении нашего поэта? Попытаемся у него найти черты народности. Ему это стихотворение нравится. Оно кочует из книги в книгу, и он считает его одним из лучших. И читатель сейчас увидит насколько верно этот стих подан автором…

Раньше стихи Сорочкина попадались в газетной периодике, в журнале «Десна»№ 1 1994 г, в журнале «Пересвет», в антологии «Брянские писатели» 2008 г., читал его первую книгу «Луна», и наконец, в третьей книге «Завтра и вчера» за 2005 г. И это не считая портала «Стихи ру», и другие интернет-издания. Сначала стихи Сорочкина вселяли надежду, и экс-губернатор, Юрий Лодкин, кажется, называл его даже «нашей надеждой», что он раскроется как настоящий поэт и будет нести в народ поэтические шедевры. Да, стихи его сделаны вроде бы технически грамотно. Но, как говорится, и к столбу можно придраться. Но мы не будем этого делать, наша цель доказать, Сорочкин поэт или просто стихотворец? Ведь перед нами подававший надежды поэт.

Помню, какую горечь я испытал, когда прочитал нижеприведённый стих то ли в главной областной газете, то ли в каком-то журнале. А когда оно же попалось и в третьей книге, мне захотелось его разобрать построчно. Первое впечатление от него я получил такое: «Нет, по истории России так лихо прошёлся не наш поэт, а иностранный, который не может любить нашу страну».

Разве для хорошо знающего историю России с древних времён и до наших дней её «судьба темна» да к тому же «до сердцевины, до корней»? Автор, видно, имел в виду под «сердцевиной» Москву, а под «корнями», наверно, весь русский народ. Где-то он слышал, что кто-то назвал её Мессией, но разве в истории об этом говорится? Но он не берёт прошлую Россию, а сегодняшнюю. Но кто же её довёл до состояния девяностых, как ни либералы? А кто они теперь, мы хорошо знаем этих разных чубайсов, гайдаров, березовских, гусинских и прочих и прочих так называемых демократов, которых мы теперь воспринимаем как «пятую колонну».

Но кого же под местоимением «нами» подразумевает автор, не себя ли и этих либералов? Да, сила на русских движет, и ещё какая! Теперь либералам не очень вольготно продолжать растаскивать и разграблять и разворовывать Россию. Теперь остаётся «идти окольными путями», то заглянут в американское посольство, как это делали Касьянов, Немцов, Рыжков, Навальный и др, а то и тайно вредить своей стране, выполняя инструкции госдепа США. И вот они идут «к истоку прежнего пути», то есть к началу девяностых, когда начался крах страны.

Но картина страдающей и нищей страны ужасает, и чтобы придать естественность движению к не расцвету, а к упадку страны, тут вот и получается надо «идти то кучей, то строем» и «на неоправданной крови и на слезах младенцев строим земные царствия свои». Автор хочет с болью выразить своё отношение к происходящему, но взывает к России с чувством восторга и лихо констатирует: «На лихих годинах, Не возродился Третий Рим, Не кесарь скрыт в твоих глубинах, А — Новый Иерусалим».

Это что за напасть автор насылает на русский народ? Мы можем только догадываться, что он конкретно имел в виду под этим градом? Коли президент США Д.Трамп назвал Иерусалим новой столицей Израиля, тогда понятно, о чём мечтает наш пиит. И далее Россия, под оком автора, превращённая в «Морок, грязь и тленье, Гляжу в тебя, боготворя, В твоих страданьях — искупленье, И правда страстная твоя». Скорее всего, правда предстаёт не страстная, а страшная, когда страна теряет по воле автора свою идентичность и становится придатком США и Запада. А концовка так вообще убийственная как приговор Высшего суда «Самой себе ты — крест и плаха, И стыд позорного столба… Яви свой лик, восстань из праха! — И пусть исполнится судьба!»

Оказывается, Сорочкин «мастер конспирологии» и хорошо владеет кодировкой. Сколько бы его стихов ни прочитал, создаётся впечатление мутности и завуалированности. Впрочем, он и сам производит такое же двойственное впечатление. У него немало стихов на исторические темы древней Руси. Но все они незавершённые, сюжеты часто драматические и трагические обрываются и картины кажутся недорисованными. Стихи лишены исторической глубины и достоверности, нисколько не чувствуется сама атмосфера русской жизни. Большинство стихов даже не вызывают сопереживания, читатель остаётся равнодушным, строфы не трогают. А многие коллеги по цеху называют его стихи холодными. Хотя читатели на «стихи ру, пишут вежливые благожелательные отклики, но для взыскательного читателя они ничего не значат, так как не волнуют. Есть стихи многострофные и разбиты на главки, как поэмы, хотя к этому жанру они не имеют отношения. Но все насквозь малосодержательные!

Всякий незнакомый с творчеством Сорочкина может зайти на его страницу на портале «Стихи ру» и убедиться прав я или неправ...

Умаление и не признание ведической культуры, отсутствие связи прошлого и настоящего, такие мотивы присутствуют во многих стихах об истории Руси. Их нельзя назвать в полном смысле балладами, так как в них нет ничего героического, и подавно трудно именовать народным поэтическим эпосом. Скорее всего, это попытки небрежных эскизов на исторические мотивы. Недостатки автора видны с первых строф теми, кто знает историю Руси, что нравственная позиция автора не окрашена подлинными чувствами скорби, сострадания. Это не объективный, а субъективный взгляд на историю, это ни что иное, как упрёк Руси выражен к тому же невнятно и плохими стихами. Когда автор создаёт картинку междоусобицы, не давая ей должной оценки, будто русичи только то и знали, что воевали между собой: князь шёл на брата князя. Да, эти баталии нередко случались, но почему так происходило, почему враждовали князья, в стихах ни слова? Создаётся впечатление, автор даёт понять, что на Руси никогда не было и не будет порядка, и будто не было внутренних и внешних подстрекателей к вражде…

А ведь по новым исследованиям теперь известно то, что на Руси было немало сил, которые разобщали союз русских князей и таких примеров можно приводить и приводить. Тот же Креститель Руси известен своей жестокостью и нерусским милосердием, воевал со своими единокровными братьями. Разве он не нанёс вреда Руси, лишив её исконной веры – ведизма? Ведь известно, почему с третьего века нашей эры почти по всей Европе стало утверждаться христианство. Правящие круги видели в нём единый метод управления всеми народами. Римская империя распадалась и на её обломках возникла Византийская. А там христианская вера уже сложилась, точнее, укреплялась. И такой военный союз как Крестоносцы под влиянием нескольких сил во главе с Ватиканом, стал подчинять страны Европы новой вере. Это делалось для того, чтобы можно было подчинять своей власти народы, выпавшие из-под влияния Рима…

Продолжалась христианизация Европы три века в бесконечных войнах и крестовых походах. И надо было укротить Русь новой верой. Князь Святослав на это не пошёл и был обречён, так как остался верен ведизму. Другого мнения была его мать Ольга, которая приняла христианство. А её внук после долгих колебаний и переговоров с Византией согласился. Тогда так называемая мода на христианство была уже в закатном состоянии…

Сорочкин же, поверженными врагами ведической культуры, Перуном и Сварогом, плывшим по реке, не сочувствуя беде русского народа, рисует картину христианизации Руси так просто, будто никакой борьбы не произошло, а были только недовольные. Некоторые современные историки считают, что князь Владимир, родившийся от иудейки Малуши, сначала был ярым, поборником ведизма. А что с ним произошло после? Я нарочно не называю его язычником. Поскольку как такового на Руси язычества не было, а всегда существовала ведическая культура. Это была даже не вера, а образ жизни русичей. И этот образ делал Русь сильной и сплочённой, что раздражало Европу. И надо было на Руси утвердить разброд и шатание, на что христианизация и была направлена. И ничего общего не было с тем утверждением, что надо было с помощью новой религии улучшить внешнее положение страны. Многие века христианство на Руси не принималось, потому началась гражданская война, по сути, одобренная Европой. Замысел внешних сил воплотился, и с тех пор междоусобица утвердилась как метод борьбы за единое влияние на Русь и её раздробление.

Так что такие поэты, без подлинной гражданской позиции, как Сорочкин, продолжают в своих стихах политику раздробления. Ему удаётся ссорить писателей и вместе с тем подчинять своему влиянию так называемых поэтов политически и исторически неграмотных.

Так есть ли у него честь и достоинство, с которыми поэт должен быть на острие борьбы за русские идеалы сплочения и единения всех граждан нашего славного края?! Я считаю, что нет у него такой чести и достоинства, но есть неуёмное стремление выдавать себя не за того, каким он является на самом деле, а патриотом. Но если бы он был таковым, то в набат бил бы из-за уничтожения литературного музея и доведения до развалин усадьбы А.К.Толстого в Красном роге.

На портале «Стихи ру» прочитал много "гражданских" стихов Сорочкина и ни один не тронул, но все до одного вызвали два чувства: досаду и недоумение и возник невольно вопрос: за что он получал награды, дипломы, грамоты, премии, медали? А недавно пришла новость: он стал лауреатом премии им. Н.С.Гумилёва. И честно скажу: грешным делом подумал, куда же подевались истинные знатоки поэзии? А никуда, они есть, но их и близко не включают в жюри разных премий. Там место находят для тех, кто видит в таких, как Сорочкин своих... И полностью согласен с великим русским поэтом Юрием Кузнецовым, который руководил семинаром в литературном институте им Горького, а Сорочкин был у него в слушателях. Юрий Поликарпович у него спросил: «Зачем вы пишите стихи?» А что бы сегодня сказал Кузнецов о стихотворчестве своего бывшего слушателя? Наверно, покачал бы сокрушённо головой и только...

В одном интервью, на этот же вопрос Сорочкин ответил: «писание стихов для меня – это разговор с самим собой…».

Вот и хорошо, тогда зачем их выносить на широкую публику? Чтобы в мутной воде стало больше мути, а в обществе - под видом поэзии разной стихотворной муры?..

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Владимир
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 2
Рейтинг 3,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Читайте также

0 X