Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Антиалкогольная кампания в СССР 1985-88 гг.

147 просмотров
1 комментариев

Антиалкогольная кампания в СССР 1985-88 гг. - редкий пример того, как радикальные меры придумывают политические лидеры. После Пьера Мендес-Франса, премьер-министра Франции в 1954-55 гг., никто из европейских лидеров не пропагандировал трезвенничество.

Антиалкогольная кампания была невыгодна, в первую очередь, трем китам алкогольной экономики - Министерству финансов, Министерству торговли, Госплану.

Продажа алкоголя - важнейший источник доходов советского правительства. В 1920 гг. главным аргументом за гос. монополию на продажу спиртного были отсылки к опыту царского правительства. Большевики планировали решить проблему с доходами гос. бюджета, торгуя алкоголем.

Не все большевики поддерживали легализацию алкоголя (в годы Первой мировой войны в России был введен сухой закон). Но, как сказал Сталин, нельзя построить социализм в белых перчатках.

В 1927-28 гг. алкоголь давал 50 % всех акцизных платежей и 12 % всех доходов советского государства. Эта пропорция сохранялась десятилетия. В 1965 г. алкоголь приносил 11,5 % гос. доходов. В 1982 г. - 12-13 %.

Кучу денег приносили налоги, включенные в цену напитков. В 1979 г. граждане СССР заплатили 23 млрд подоходного налога. Налоги, включенные в цену потребительских товаров, - 65 млрд, из них 25,4 млрд с алкоголя. То есть, покупая алкоголь, граждане вносили в казну больше денег, чем в виде подоходного налога.

Бюджет СССР зависел от алкоголя. Когда в 1987 г. объявили "гласность", одной из первых тем, которая всплыла в обществе, была растущая зависимость экономики от алкоголя. В 8-й пятилетке (1966-70 гг.) налоги, полученные с продаж алкоголя, равнялись 67 млрд. В 11-й пятилетке (1981-85 гг.) - 169 млрд.

Горбачев официально признавал: если бы не экспорт нефти и алкоголь, в начале 1980 гг. советская экономика упала бы без денег.

На пленуме ЦК КПСС в феврале 1988 г. он однозначно описал состояние советской экономики: цены на нефть упали, производство вина и водки снижено, поэтому экономику страны ждут "самые серьезные финансовые проблемы".

Антиалкогольная кампания противоречила не только интересам правительства, но и интересам местных властей. Во-первых, не было возможности выполнить постановление Совмина и переоборудовать производство вина на производство соков. Во-вторых, соки стоили дешевле, поэтому сложнее выполнить план по выручке. Это касалось не только винного производства, но и ресторанов. Выручка ресторана, который переставал продавать спиртное, падала в 8 раз.

В сентябре 1985 г. ЦК КПСС пообещал, что планы для заводов, ресторанов, магазинов будут скорректированы с учетом исключения алкоголя. Но этого сделано не было. План по-прежнему предполагал уровень выручки, сверстанный с учетом производства и продажи алкоголя.

Министерство торговли в 1986 г. было обвинено в срыве антиалкогольной кампании. На самом деле чиновники просто пытались выполнить план.

Итак, центральное правительство, местные власти - против антиалкогольной кампании. Третья сила - граждане. Среднее домохозяйство СССР тратило 10-15 % дохода на алкоголь. Не было никаких признаков того, что в стране есть общественное движение за запрет спиртного (в США в начале XX в., перед введением сухого закона такое движение было).

В 1970 гг. тема социального вреда алкоголя была полностью монополизирована МВД. В конце 1970 гг. начальники МВД жаловались на то, что им никто не помогает в борьбе с пьянством - ни ученые, ни врачи, ни юристы. Сложившаяся ситуация объяснима тем, что пьянство в официальной идеологии - это пережиток капитализма. При коммунизме не может быть алкоголиков. Поэтому пьянством может заниматься только милиция, борющаяся с преступниками.

В начале 1980 гг. алкоголизм начинают обсуждать в экономическом контексте. Стали публиковаться работы, доказывающие, что советская экономика могла бы быть успешнее, если бы не пьянство. Урон для ВВП оценивали в 7-8 %. Снижение производительности - 10 %.

Антиалкогольная кампания началась именно по этой причине. Возникла идея о том, что советская экономика отстает из-за пьянства. Действительно, объем потребляемого алкоголя в СССР непрерывно рос с 1950 гг. Смертность, связанная с алкоголем, выросла более чем в 4 раза в период с сер. 1960 гг по 1978 г. Советские медики осознали, что алкоголь влияет не только на заболеваемость циррозом печени. Выяснилось, что экономические потери (смертность, болезни, прогулы, снижение трудоспособности, преступность, деморализация и т. д.) превышают прибыли от продажи алкоголя.

Важный фактор - желание самого Горбачева. Горбачев и идеолог антиалкогольной кампании Лигачев хотели подчеркнуть аскетическую направленность коммунистической верхушки. Партийная элита взяла курс на аскетизм. Первый секретарь Ульяновского обкома Колбин еще до 1985 г. ввел запрет на торговлю алкоголем три дня в неделю.

Экономический результат кампании, помимо снижения гос. доходов, - это увеличение кустарного производства алкоголя. Самогонщиков в 1987 г. стало в 5 раз больше чем в 1985 г. Как следствие, увеличилось потребление сахара (необходим для самогоноварения). В 1988 г. сахар полностью исчез в некоторых регионах.

Следствие снижения доходов - затыкание дыр в бюджете обильным печатанием денег, что приводит к инфляции. В 1988 г. стало ясно, что антиалкогольная кампания может окончательно разорить страну. Кампания была закончена, а через 3 года закончилось и государство.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Demonthin Cowessess
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (1)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
0
Вниз
Олег
Олег
19.10.2019 в 19:13
Пермь

Это было ошибкой Горби.

0

Читайте также

0 X