Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Осторожно мошенники! Или как не стать жертвой телефонного обмана

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,18) ( 78)
985 просмотров
37 комментариев

Краткое содержание:


• Статистика
• Как я чуть не стала жертвой мошенников
• Наиболее распространённые схемы мошенничества и как обезопасить себя в каждой из них:
• Внезапный выигрыш
• Родственник в беде
• Попытка незаконного списания средств с вашей карты
• Обсуждение

Доброго всем времени суток! Вы можете сказать, что предостережений на эту тему написано достаточно. Однако, телефонных мошенничеств при этом меньше не становится. Напротив, только в 2018 году, согласно публикуемой в СМИ статистики, мошенниками с банковских карт россиян похищено около 1,3 млрд. Рублей, что на 44 % выше, чем в предыдущем году. В этом году снижения тоже же не наблюдается. Так почему же люди по-прежнему становятся жертвами обмана и как обезопасить себя от телефонных мошенников?

Схемы «телефонных разводов» постоянно меняются, становятся более изощрёнными. Психологическая подготовка мошенников и сила их убеждения просто поражает, не попасться в расставленные ими сети неосведомленному человеку довольно сложно.


Личное знакомство с мошенником

На днях я сама чуть не стала жертвой телефонного мошенника. На сотовый телефон поступил звонок, мужчина, представившись сотрудником безопасности Сбербанка спросил: совершала ли я в течение последних 10 минут операции с банковской картой. Его звонок показался мне вполне уместным, наверное, потому, что я как раз пять минут назад рассчиталась банковской картой.

На протяжении следующих 10 минут мужчина рассказывал мне про неоднократные попытки несанкционированных списаний с моих карт; он так красиво и убедительно говорил об участившихся кражах, призывал к осторожности, что пока он не высказал просьбу назвать код с оборотной стороны карты, я была уверена: говорю с сотрудником банка. Услышав просьбу назвать код, я естественно вежливо попрощалась с собеседником, я на протяжении остатка дня анализировала статистику телефонных мошенничеств и пыталась понять, почему так много взрослых, неглупых людей становятся жертвами обмана.

Позвольте, поделится сделанным выводом: расчет телефонных мошенников всегда основан на моменте внезапности. Мошенники понимают, что когда человек взволнован или напуган, его способности к логике и анализу притупляются.

Разберем наиболее распространённые, типовые схемы телефонных мошенничеств и действий в каждой из них.


1) Внезапный выигрыш.

На мобильный телефон звонит якобы сотрудник банка, представитель оператора связи или любой компании и поздравляет с крупным выигрышем (квартира, автомобиль, денежный приз) в розыгрыше, организованном среди клиентов, а также сообщает номер «отдела выдачи призов».
Когда потенциальный потерпевший мошенника перезванивает на названный номер, ему отвечает «сотрудник», который доброжелательно объясняет условия получения выигрыша. Как вы уже догадались, чтобы его получить, необходимо внести взнос: налог, или страховую сумму. В данной ситуации мошенник играет на чувстве «наживы» и любви к «бесплатному сыру».

Даже если требования «отдела выдачи призов» не выглядят подозрительными, например: внести на свою банковскую карту денежные средства, необходимые для оплаты налога за выигрыш – необходимо насторожиться. Возможно, злоумышленники получили доступ к Вашей карте и ждут появления на ней крупной суммы денег.

Как обезопасить себя в этой ситуации


• главное не спешите оплачивать требуемую сумму;
• если возможность выигрыша кажется вам реальной, не поленитесь найти официальный телефон компании, из которой Вам звонили и прояснить вопрос и условия проведения розыгрыша.

2) Родственник в беде


Мошенник представляется медицинским работником или сотрудником полиции (чаще следователем, инспектором дорожного движения) и сообщает, что ваш внук (варианты: муж, сын) попал в беду: совершил преступление и задержан или пострадал в аварии и ему срочно нужна операция. Сценарии разные, а требования аналогичные: срочно нужны деньги для «решения проблемы»: на операцию, на взятку следователю.

При этом, мошенник может знать имя и другие данные вашего родственника, что не должно вызывать удивления: наши персональные данные в век Интернета не скачал только ленивый. Для большего эффекта мошенник может предложить вам поговорить с пострадавшим родственником. Когда же вы скажете, что не узнаете его голос, злоумышленник «успокоит» вас: просто у него сломана челюсть.

Данная схема срабатывает за счет неожиданности и эмоций. Например: звонок поступает ночью на номер пожилой женщины, дети которой живут отдельно от нее. Женщина спросонья слышит, что её сын совершил аварию, в которой погиб человек и его собираются арестовать. Но, если она переведет деньги на озвученный счет, можно успеть договориться со следователем и сына отпустят. К сожалению, у многих в таких случаях, мысль позвонить сыну возникает уже после перечисления денег на указанный мошенником счет. Человек действует инстинктивно, эмоции (страх и беспокойство за близкого человека) «отключают» разум.

Как обезопасить себя при поступлении подобного звонка:


• не позволяйте себя торопить и не поддавайтесь панике;
• свяжитесь с родственником или с теми, с кем он проживает;
• спросите, в какой больнице или отделении полиции находится попавший в беду родственник, позвоните туда;
• запомните: срочное требование денег – признак мошенничества.

3) «Пресечение» попытки незаконного списания средств с вашей карты


Мошенники, представляются сотрудниками безопасности банка или единой службы безопасности банков. Сообщают, что была попытка незаконного списания средств со счета банковской карты и чтобы остановить эту транзакцию нужно назвать реквизиты карты (номер, ФИО держателя код с обратной стороны карты) и данные о сумме на счету карты.

«Развод» ведется на профессиональном уровне. Пытаясь завоевать доверие потенциальной жертвы, мошенники применяют стандартные психологические приемы:


• проговаривают вслух анкетные данные и должности вымышленных сотрудников;

• задают отвлеченные вопросы;

• действуют с напором, поторапливая человека, стараясь вызывать у него чувство неловкости (он тратит вас своё время «пытаясь» вам помочь, а вы еще и высказываете недоверие);

• мошенник играет на том, что если вы промедлите: не сообщите код для отмены операции: деньги с вашей карты будут списаны.

При этом, мошенники могут знать ваши паспортные данные, остатки на ваших счетах и последние транзакции. Представляясь сотрудниками банка, они называют вышеперечисленные сведения, предупреждая о «подозрительной активности» на счёте и требуют назвать номер карты, кодовое слово, либо код CVV2.

Получив номер банковской карты, мошеннику остается получить код из SMS, который придет пользователю для совершения операции. Убедив человека, что код нужен для отмены операции по несанкционированной транзакции, и получив код - мошенник списывает деньги с карты.

По данным обратившихся на горячую линию Рунета пострадавших, звонки могут быть совершены с номеров +74950188621, +74953633149, +74955505550, +7 (495) 500-55-50. Современные технологии позволяют с помощью особых программ сделать "переадресацию" звонка на любой "нужный" номер.

Как обезопасить себя при поступлении подобного звонка


• необходимо запомнить, что в 99,9% случаев служба безопасности банка начнет работать только после вашего сообщения, а не будет самостоятельно звонить держателям карт, единой службы безопасности всех банков, которая решает проблемы пользователей при несанкционированных списаниях, не существует;
• реквизиты банковской карты, в том числе код с ее обратной стороны, код из SMS, кодовое слово — нельзя сообщать никому!
• если вы не поддались обману и прекратили разговор, но при этом испытываете беспокойство: вдруг действительно была попытка хищения с вашей карты – перезвонить на указанный на вашей карте номер. ("внедряться" во входящие звонки мошенники, к счастью, еще не научились).

И, пожалуйста, еще раз предупредите о возможных попытках телефонного мошенничества членов своих семей, особенно пожилых родственников, которые из-за своей доверчивости чаще других становятся жертвами мошенников.

Всем добра и будьте бдительны!

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

А вам приходилось сталкиваться с мошенниками?

Проголосовало: 83

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Автор: Юрист Ковригина Светлана Витальевна
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 78
Рейтинг 4,18
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (37)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
7
Вниз

Делаю так, звонит не известный номер, не беру, потом проверяю его в интернете, а там уже за него обсуждения есть если это мошенники...

Благодарю за познавательную публикацию 🌹

+7 / 0

Согласна, Эдуард. Проверенный способ. Только мне, например, не подходит. 90 % звонящих - неизвестные.

+2 / 0
Вверх
6
Вниз

Таких звонков все больше и больше в последнее время.

+6 / 0
Вверх
3
Вниз

Цитата:
что предостережений на эту тему написано достаточно.
Это как раз тот случай, когда кашу маслом не испортишь! Я тоже на эту тему немало публикаций размещал.

+3 / 0

Согласна с Вами, Анатолий Александрович!

+1 / 0
Вверх
2
Вниз

Спасибо, Светлана Витальевна за интересную инфомрацию, мошенников сейчас очень много развелось.

+2 / 0

Благодарю, Лидия Васильевна!

+2 / 0
Вверх
2
Вниз
Николай
Николай
21.10.2019 в 09:01
Краснодар

Я это на дзене читал. Может быть автор тот же, не помню кто там написал и никого не хочу обвинять в воровстве. Но было это достаточно давно.

+2 / 0

И правильно, Андрей, что не обвиняете. Публикацию я писала на основании имеющейся практики. И вы верно заметили, раньше я ее публиковала, как памятку. Сейчас добавила ряд примеров и изменений.

+3 / 0
Вверх
2
Вниз

Может быть, выложу когда-нибудь аудиозаписи бесед с такого рода аферистами. Есть парочка достаточно забавных)

+2 / 0

Было бы очень полезно, Сергей Алексеевич. Я вот поздно сообразила, что говорю с мошенником и не записала разговор.

+1 / 0
Вверх
2
Вниз

При продаже чего-либо не ведитесь на быстрый залог! Обдумайте лучше. Именно такая ловушка ждала меня!

+2 / 0
Вверх
2
Вниз

После того, как пришлось заменить карту в следствии истечения срока годности и она стала Wi-Fi, я не держу на ней больше 100 рублей, а при необходимости совершить платёж на крупную сумму, захожу в л/к и делаю перевод между своими счетами))

+2 / 0

Предусмотрительно. Мне тоже так удобнее.

+1 / 0
Вверх
2
Вниз
Наврузов Вагиф Зулкайдиевич
Юрист Наврузов Вагиф Зулкайдиевич
22.10.2019 в 19:39
Каспийск

Мошенника можно ошарашить одним методом: — широко улыбнуться в лицо мошеннику и послать собирать грибы, в деревню к Бабе Яге

+2 / 0

По телефону не улыбнёшься, Вагиф Зулкайдиевич

+2 / 0
0 X