Александр I - дипломат

361 просмотров
22 дочитываний
0 комментариев

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………-2

ГЛАВА I СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ……………………………………………………………….3

1.1.Детские годы Александра I…………………………………3-5

1.2.Формирование мировоззрения Александра I……………..5-9

ГЛАВА II АЛЕКСАНДР I КАК САМОДЕРЖЕЦ И ДИПЛОМАТ……………………………………………………………10

2.1. Внутренняя политика………………………………………10-17

2.2. Внешняя политика………………………………………….17-25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..26-27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….28-29

ВВЕДЕНИЕ

Первая половина XIX века - очень сложный, насыщенный противоречиями период в истории императорской России. Страна находилась на распутье между старым самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм социально-политической организации. Это была эпоха дальнейшего значительного расширения западных, северных, южных и юго-восточных границ Российской империи, что позволяло ей оставаться в числе действительно великих мировых держав. Победа в войне с Наполеоном в начале XIX в. сделала её бесспорно политическим лидером в Западной Европе, что способствовало укреплению ореола величия России не только в своей стране, но и в глазах всего остального мира. Русские за границей стали почти, что обычным явлением в европейских странах, так же как и иностранцы в России.

Александр I (1777-1825), российский император с 1801. Многие историки трактовали личность Александра как слишком романтическую, неустойчивую, подверженную противоположным влияниям. Некоторые, напротив, считали, что у него есть своя система, свое направление, которому он неуклонно следует. Преобразователь, мечтающий о реформах вплоть до создания в России парламента, просветитель, открывающий новые университеты, гимназии и училища, соперник военного гения (Наполеона), уничтоживший его темную деятельность, ведущий неутомимо войну, не для покорения, а для освобождения народов - вот тот образ Александра I, названного благословенным, который встает перед нами. Объект исследования – история России первой четверти XIX века Предмет исследования – дипломатическая политика императора Александра I,

Цель работы – раскрыть основные особенности Александра I как дипломата

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1)охарактеризовать детские годы Александра I

2) выявить факторы, оказавшие влияние на формирование мировоззрения Александра I,охарактеризовать его дипломатию

3) определить основные направления внутренней политики Александра

4)выявить особенности внешней политики Александра

Актуальностью моей работы является то, что дипломатия Александра I остается до сих пор загадкой для исследователей, т.к. он был совершенно некорректен в своих действиях, в отношении политики. Дипломатия — это деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Дипломатия является средством осуществления внешней политики государств. Представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества. [1]

Методология работы. Основными методами написания данной работы являются сочетание как общенаучных методов, (т.е. анализа, синтеза, системного, диалектического), так и специально-правовых методов (информационно-правового, сравнительно-правового, историко-правового). Перечисленные методы и принципы позволили мне наиболее последовательно и полно рассмотреть принцип реформ Столыпина с исторической точки зрения, а также проанализировать его внутреннюю политическую деятельность.

Историографическая база исследования довольно широка и включает издания различных периодов. Основу для понимания истории рассматриваемого периода дали учебники истории: История России XVIII-XIX веков. Под ред. Н.С Кипятина (М.: Эксмо, 2006. — 784 стр.) и История государства Российского: жизнеописания, XIX век. Первая половина / Сост.: А.Н Сахаров., Синегубов С. Н., Шевцов А. В. (М., 1997 – 783 стр.)

Материалы для анализа эпохи Петра I я взяла из книги Н.Н. Фирсова «Дипломатия Петра Великого» (Издательство Международные отношения.-М.,1991 г., 448 стр.). В работе профессора А.В Фадеева освещается внешняя политика и дипломатия России в период петровских преобразований.

Наиболее интересными мне показались материалы книги А.Н. Бохонов «Повседневная жизнь царских дипломатов в XIX веке» (М.: Молодая гвардия, 2010.-521 стр.). В ней на основе разнообразного архивного материала характеризуется период расцвета дипломатии Российской империи и даются портреты дипломатов. Для характеристики событий Отечественной войны 1812 года, Крымской войны и внешнеполитического курса России этих периодов наиболее значимыми считаю материалы из книги С.М Солоаьев «Внешняя политика России первой половины XIX в.» / (Москва: Высшая школа, 1963. - 287 стр.) для написания данной работы, по мимо литературы я использовал также различные интернет источники.

Структура курсовой работы состоит из ведения, двух глав, четырех под глав, заключения и списка использованных источников (стр 24).

ГЛАВА I СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ

1.1.Детские годы Александра

Для того, чтобы установить личность Александра I нужно подробно изучить детские годы императора. Поэтому мы перенесемся в 12 декабря 1777 года. После рождения мальчик сразу очутился под попечением деятельной бабушки, которая продумала каждую мелочь в уходе за ним. Екатерина приступила к делу воспитания внука во всеоружии просветительной философии и передовых педагогических теорий того времени. Разум и природа были призваны в главные воспитатели Александра с целью воспитать его в принципах естественной добродетели.

С самого рождения судьба определила Александру самую неблагодарную роль — роль человека, на которого другие возлагают свои надежды. Ему не суждено было их оправдать.

Екатерина основное внимание сосредоточила на укреплении здоровья внука и приучении его с малолетства к перенесению всяческих физических невзгод, как того требовали Локк и Руссо. Императрица заставляла Александра спать не в определенные часы, а по обстоятельствам, брать грудь не только постоянной кормилицы, но и других женщин. Купали его ежедневно — сначала в тепловатой, потом и в холодной воде; летом, в жару, — так по два-три раза. Александру так полюбились купания, что он не мог равнодушно смотреть на воду: сразу просился в нее. Весной его стали выносить на воздух, без чепчика, сажали на траву, укладывали спать в тени на подушке. Строго-настрого было запрещено пеленать ребенка и надевать на него чулки; одежду Александра составляли рубашечка и жилетка, не стеснявшие движений.

Императрица считала, что "господин Александр" — чрезвычайно понятливый для своего возраста ребенок. Действительно, он рано уловил характер взаимоотношений между отцом и бабкой и инстинктивно принял

3

сторону сильнейшего. Проводя в кабинете Екатерины по три-четыре часа ежедневно, мальчик был весел и послушен, даже когда у него резались зубки, но в присутствии родителей закусывал удила и становился так своенравен, что Павел Петрович и Мария Федоровна поневоле обращались к помощи бабушки, к вящему удовольствию последней. "Все кричат, что бабушка делает чудеса, — с гордостью писала она Гримму, — все требуют, чтобы мы продолжали вместе играть"; "этот ребенок всех приводит в восторг, особливо меня. Я все могу из него сделать..."

И она продолжала настойчиво проводить в жизнь свой план воспитания, невзирая на то, что это вызывало нараставшую раздражительность в Павле. Она как могла, стараясь привязать Александра к себе: мастерила с ним разные игрушки, принимала участие в его забавах или просто оставляла его рядом с собой во время занятий государственными делами, предоставляя ему заниматься, чем вздумается.

Результаты бабушкиного воспитания сказались очень скоро. С малолетства введенный в круг основных жизненных понятий, Александр рано начал думать о смысле жизни вообще и своей в частности. Его детский ум тревожили недетские вопросы. Уже в три с половиной года он настойчиво требовал ответить ему, "отчего люди на свете и зачем он сам явился на свет". Сердце его начало формироваться так же рано, как и ум. Он был начисто лишен свойственной детям неосознанной жестокости. [12]

Между тем, Павел, видя, что бабушкина педагогика все больше отдаляет от него сыновей, стал выказывать ей свое неудовольствие. Семейная ссора на этот раз была улажена тем, что императрица отправила великокняжескую чету в путешествие заграницу. 14 сентября 1781 года Павел Петрович и Мария Федоровна выехали из Царского Села. Под именем графа и графини, Северных они посетили Австрию и Италию и на месяц остановились в Париже, где были на приемах у Людовика XVI и Марии-Антуанетты, встречались с Даламбером и Мармонтелем и просили Бомарше прочесть

для них "Женитьбу Фигаро", о которой говорила вся Европа. Путешествие укрепило в Павле дух рыцарственного монархизма и усилило отвращение к идеям Просвещения, которые он и ранее недолюбливал. Благодаря этой поездке Александр на целых два года оказался отторгнут от родителей и именно в таком возрасте, когда в нем формировались задатки характера и личности. Его развитие шло очень быстро. Юный великий князь проявлял редкую любознательность и неподдельный интерес к жизни дворцовой прислуги. Он бродил по людской, кухне, подсобным помещениям и просил научить его готовить, красить, обивать стены обоями, рубить дрова, столярничать, ухаживать за лошадьми. Едва выучившись читать, поглощал книги запоем. Шестилетний Александр, как губка, впитывал в себя наставления, содержавшиеся в бабушкиных сказках. Он уже мыслил самостоятельно и умел делать выводы из услышанного.

Таким образом, детство Александра I прошло под попечительством его бабушки, Екатерины II. Она сильно любила внука, предоставляла для него все самое лучшее. [19]

1.2.Формирование мировоззрения

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Так и у нашего Александра были определенные взгляды, которые в дальнейшем повлияли на его дипломатию. [12]

Практически Александр рос вне семьи, вне материнской ласки, бабкины восторги не могли заменить ему настоящее семейное гнездо, а это, в свою очередь, не могло не отразиться на формировании характера будущего императора. Екатерина благотворила внука; по ее настоянию он был назван

в честь Александра Невского, который был его святым; она усердно занималась его воспитанием, сама составила для него «Азбуку», в которой были не только даны конкретные указания его воспитателям, но и заложены принципы самого воспитания. Трудно не признать, что эти принципы были сформулированы проницательным, широким и свободным умом. Воспитание Александра было основано на принципах естественности, разумности, свободы человеческой личности, нормального, здорового быта. Он рос в вольной, не ограничивающих личность обстановке, которая была свойственна скорее просвещенным европейским, нежели российским семьям, где правили домостроевские законы, не обходившие и титулованных отпрысков. [8]

Вот, что писал Адам Чарторыйский про императора: «Великий князь восторгался красотами природы; нередко цветок, зелень растения либо ландшафт какой-либо местности восхищали его. Александр любил смотреть на сельские работы, на грубую красоту крестьянок; полевые труды, простая спокойная жизнь в уединении: таковы были мечты его юности». И если мечты Александра об уединенной жизни могли быть фразой, что и отмечали позднейшие комментаторы этого пассажа, то его любовь к природе, сохраненная на всю жизнь, сомнений не вызывала. Эти качества, заложенные с детства, остались с ним на всю жизнь, несмотря на превратности судьбы и жесткие коррективы, внесенные в его воспитание и в его характер системой. Существует самые разные оценки его характера. Уже сам этот факт показывает, что натура «загадочного сфинкса», как называли Александра, являла собой нечто удивительное.

Огромное влияние в воспитании будущего императора оказал на Александра I швейцарец Фредерик Сезар Лагарп - республиканец, гуманист, человек высоких нравственных качеств. Через Лагарпа Александр воспринял идеи французского Просвещения, перелитые позднее

в свободолюбивые лозунги Великой французской революции и, думается,

эти идеи попали на благодатную почву и оставили долгий след в душе будущего императора. [15]

На свои обязанности этот необычный протоиерей смотрел как на священную миссию, и, несомненно, его влияние благоприятно сказалось на личности императора в смысле воспитания в нем человеческих добродетелей и нравственности, но в смысле воспитания православного русского духа Сомборскому не удалось достичь больших успехов. Сам император впоследствии признавался, что в юношестве он был не религиозным, а скорее светским человеком.

Другим его воспитателем был А. Я. Протасов, человек православный и хранитель дворянских порядков. Он постоянно спорил с Лагарпом и считал его свободомыслие вредным. Это обстоятельство также могло отразиться на характере цесаревича. [9]

Дворцовая жизнь также влияла на Александра. Там он видел не только положительные стороны, но и отрицательные? Как лесть, угодничество, лицемерие.

Например, он не высказывал открыто свое недовольство, так как знал, что бабушка желает слышать лишь лестные фразы. При таких условиях в будущем императоре рано развились скрытность и лукавство. Яркие и в его глазах возмутительные противоречия, которые Александр наблюдал между внушаемыми ему с детства идеями и окружавшей жизнью, вызывали у него отвращение к придворному миру. От природы уклончивый, мягкий, не предрасположенный к резким формам протеста, хотя и упрямый, склонный к мечтательности и идеализации, благодаря полученному воспитанию он стал строить планы мирной жизни частного человека где-нибудь на Рейне.

Подводя итоги екатерининской эпохи в жизни Александра, надо сказать, что императрица все же добилась своей цели относительно его воспитания.

7

Екатерина вложила в него лучшее, и получился просвещенный монарх, разносторонний и умный человек. [7]

Большой отпечаток в жизни Александра оставило 11 марта 1801 года день гибели от рук убийц его отца Павла I. В его смерти Александр винил себя всю оставшуюся жизнь. Это событие усугубило противоречивый характер императора. Различные политические вопросы он мог решать и как тиран по-отцовски, и как либерал по-екатеринински.

В годы юности и первый годы царствования Александр I декларировал свои взгляды на жизнь, свою оценку российской действительности, определил перспективы своего начинающегося правления и собрал первый урожай своих ранних государственных посевов. В последние годы жизни царя после бурного водоворота международных событий, в которые с головой окунулся молодой монарх, история, наконец, все расставила по своим местам, воздала каждому по заслугам, обнажила истинный смысл происходивших событий, сдернула флер с красивых и пустых слов и поставила царя один на один с прожитым и переживаемым временем. Царь, как личность, как человек все более отождествлялся с системой самодержавия. [3]

Таким образом, Александр получил светское воспитание в духе модных европейских традиций, что потом и сказалось на его политике. Он не воспитывался в православном духе, как многие русские цари, хотя православие было государственной религией. Конечно, император знал историю церкви, ее обряды и т. п., но не вникал в них и не разбирался в их значении, что впоследствии приведет к некоторым разногласиям с православным духовенством. Однако хуже обстояло дело с воспитанием Александра как реального политика: его учителя, в особенности Лагарп, преподали ему идеи, далекие от реальности. Да и сам Лагарп как политик не состоялся.

ГЛАВА II АЛЕКСАНДР I КАК САМОДЕРЖЕЦ И ДИПЛОМАТ

2.1. Внутренняя политика

Внешняя политика государства, естественно, связана с внутренней, её обуславливающей. «Выделять «внешнюю политику» из политики вообще тем более противополагать внешнюю политику внутренней есть в корне неправильная, марксистская, не научная мысль», - писал В.И. Ленин. Внутренняя и внешняя политика крепостной России определялась, прежде всего, интересами класса помещиков. Её колебания и непоследовательность в первой половине XIX века объяснялись внутренними социально-экономическими условиями – разложением феодальной системы и складыванием новых буржуазных отношений. В процессе дальнейшего развития товарного хозяйства и обострения классовой борьбы помещики проявляли большой интерес к освоению слабо заселенных степных и южных районов России, куда переселялись государственные и отчасти беглые крестьяне. [13]

Уже в день восшествия на престол молодой император объявил, что управлять государством он намерен согласно тем принципам, которые воспитала в нем покойная бабушка, Екатерина Великая. И в официальных бумагах, и в частных беседах он постоянно подчеркивал, что собирается заменить личный произвол во всех сферах государственной жизни на строгую законность, поскольку главным недостатком государственного порядка в империи считал самоуправство тех, кто находится у власти. Исходя из этих намерений, с самого начала правления Александр взял курс на либеральные реформы и разработку фундаментальных законов. Буквально в течение месяца царствования он разрешил всем, кого уволил его отец, вернуться на службу, снял запрет на ввоз многих товаров, в том числе тех, которые были запрещены жесткой цензурой – нот и книг, а также снова ввел дворянские выборы. [2]

При молодом императоре сложился кружок единомышленников – Негласный комитет, в который вошли В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский. Эти люди вошли в Непременный совет, состоящий из 12 человек, занимавшийся разработкой реформ и имевший право опротестовывать действия и указы императора. [4]. Этот совет регулярно собирался до мая 1802 года, когда министерской реформой был создан Комитет министров, а с учреждением Государственного совета в 1810 году был окончательно упразднён. Но на первом этапе Непременный совет сыграл важную роль в разработке реформ Александра «Дней Александровых прекрасное начало» было ознаменовано снятием запретов, установленных Павлом I.

Направления внутренней политики, были ознаменованы:

1) попытки ликвидации крепостного состояния;

2) реформирование государственного управление Александра I [16].

В 1802 году граф С.П.Румянцев (сын знаменитого фельдмаршала екатерининских времён) выразил желание освободить крепостных одного из своих имений, для чего он испросил разрешения у императора.

Александр с воодушевлением встретил эту инициативу, исходившую от помещика. 10 февраля 1803 года Указа о вольных хлебопашцах.

Указ определял условиями освобождения:

1) добровольность освобождения;

2) освобождение поодиночке или целыми селениями с землёй за выкуп или повинности (указ запрещал безземельное освобождение, т.к. безземельный крестьянин не является налогоплательщиком, и, не имея средств к существованию, будет опасен для государства) [5].

Второй указ в октябре 1804 года давал право выходцам из купечества, дослужившимся до 8 ступени Табеля о рангах, покупать населенные земли, при условии, что крестьяне становятся вольными, и новый владелец заключит с ними договор. [6]

Наделение гражданскими и политическими правами:

Гражданские права должны были получить все сословия, включая крепостных (например, невозможность наказания без суда), но объём прав зависел от сословия. Политические права получали только имущие слои.

Сперанский заявлял, что целью закона является защита личности и собственности, и только имущие более всего заинтересованы в защите права собственности. Кроме того, неимущих больше, чем имущих, и, если им дать избирательное право, то они добьются большинства в законодательной Государственной думе. Осуществление проекта началось в 1810 году с учреждения Государственного Совета, государственным секретарем в котором был назначен сам Сперанский. В 1811 году законом «Общее учреждение министерств» была завершена министерская реформа. Закон конкретизировал функции министерств и установил принцип прямой ответственности министров перед императором. В начале 1811 года в Государственный совет был представлен проект преобразования Сената.

Сперанский предлагал разделить Сенат на два особых учреждения:

1) Правительствующий Сенат, состоящий из министров с их товарищами (заместителями) и начальниками особых (главных) частей управления.

В его компетенцию входило: обнародование законов; заключение договоров и размещение подрядов на «важные суммы»; доклады императору.

2) Судебный Сенат, половина состава которого назначается императором, а половина избирается дворянами.

Решения Судебного Сената должны были признаваться окончательными и не подлежать обжалованию.

Стоит отметить, что именно планы избрания половины состава Сената дворянами вызвали протест членов Государственного Совета, считающих, что это ведёт к вредоносному ограничению самодержавия. Несмотря на утверждение проекта преобразования Сената, эта реформа забуксовала и не была реализована. Недовольство чиновничьего аппарата вызвал и Указ о придворных званиях от 3 апреля 1809 года, предписывающий придворным в званиях камергера и камер-юнкера в двухмесячный срок поступить на государственную службу (ранее эти звания не соединялись с определёнными и постоянными должностными обязанностями, но давали важные преимущества). 6 августа 1809 года был издан Именной Указ «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках, для производства в Коллежские Асессоры и Статские Советники». По нему прекращалась практика присвоения чинов коллежского асессора и статского советника за выслугу лет [10].

Для производства в эти чины соискатели должны были представить свидетельство об окончании курса в одном из русских университетов или сдать экзамен на знание русского и одного из иностранных языков, права естественного, римского и гражданского, отечественной истории и элементарных сведений всеобщей истории, статистики Русского государства, географии, математики и физики. Оба указа были разработаны Сперанским втайне от придворных и чиновников, и их издание вызвало в среде аристократии переполох. Реформы критиковали, прежде всего, за то, что для получения чина они исключали наличие опыта и специальных знаний, а требовали общее университетское образование. Более того, российская действительность привела к тому, что сдача экзамена приняла форму формальности и привела к торговле университетскими аттестатами[11]

2.2. Внешняя политика

Во внешней политике России первой половины XIX века следует выделить два главных периода. Первый – с конца XVIII-начала XIX вв. до заключительного акта Венского конгресса и образования Священного союза в 1815 г. И второй период - от образования Священного союза до Крымской войны и Парижского мира в 1856 г. [17]

В царствование Александра 1 Российская империя неуклонно расширяла свои владения и вела активную внешнюю политику. Продолжалось сближение России с Грузией, которое началось еще в 18 в. Грузия искала в союзе с Россией защиту от экспансии Ирана и Турции. В 1801 г. грузинский царь Георгий Х 11 отрекся от власти в пользу русского царя.

С 1804 по 1813 г. шла война России с Персией. По Гюлистанскому договору 1813 г. в состав России вошли Дагестан и Северный Азербайджан. Народы Дагестана еще раньше выражали желание принять подданство России и приносили присяги на верность. Теперь это было закреплено в международном договоре. Борьба против наполеоновских агрессии привела Россию к необходимости участия в антифранцузских коалициях ряда стран Европы, а в дальнейшем к Отечественной войне русского народа против нашествия Наполеона, заграничным походам и к руководящему участию в новой политической организации Европы после сокрушения Наполеона.

В эти же годы Россия стремится решить и ближневосточную проблему: закрепиться в Закавказье, полностью утвердить свое господство в Северном Причерноморье, овладеть проливами и Каспийским морем. В связи с борьбой за выполнение этих задач возникли русско-иранская и русско-турецкие войны. Но первый период ближневосточная проблема не играла существенной роли во внешнеполитических планах царизма.

С организацией Священного союза в 1815 г. начинается второй период во внешней политике России, завершившийся разгромом царизма в Крымской войне. Здесь уже нет речи о борьбе с агрессией Франции. Наполеон повержен и сослан. Господствует реакционная система, установленная европейскими правителями на Венском конгрессе. Она препятствует освобождению народов от колониального гнета, тормозит прогрессивное развитие европейских государств. Царская Россия становится главным оплотом европейской реакции. [18]

С 20-х гг. XIX в. в связи с греческим восстанием обостряется восточный вопрос. С этого времени ближневосточная проблема приобретает важное значение во внешнеполитических планах России.

«Восточный вопрос» - это условное понятие, возникшее в конце XVIII – начале XIX в. Под «восточным вопросом» понимали борьбу европейских держав за преобладающую роль в Турции и на Балканах. Возникновение «Восточного вопроса» связано с упадком Оттоманской империи, ростом национально-освободительной борьбы подвластных Турции народов, с усилением противоречий европейских государств в связи с развитием капитализма. Восточное направление русской политики было тесно связано с западным. В действительности восточный вопрос не ограничивался разрешением русско-турецких противоречий. Все европейские державы, не только Россия, преследовали завоевательные цели на Востоке.

Для России на протяжении почти двух столетий проблема черноморских проливов оставалась главной в решении восточного вопроса. Россия стремилась к укреплению своих позиций на Ближнем Востоке, и ее политика в отношении Турции носила агрессивный характер. Но в отличие от западноевропейских государств Россия была черноморской державой, поэтому свободный выход из Черного моря в Средиземное имел для нее большое значение. Босфор и Дарданеллы – единственные ворота из Черного моря в Средиземное. От них в большой степени зависели обширная внешняя торговля и культурные связи между Россией и другими европейскими странами и странами Центральной и Малой Азии.

В 1805 г. Россия вступила в союз с Англией и Австрией против Франции. Во Франции к власти пришел Наполеон Бонапарт, провозгласивший себя императором. Наполеон одержал блестящую победу над армией союзников в сражении под Аустерлицем. Турция, подстрекаемая Францией, закрыла для русских судов пролив Босфор. Это послужило поводом к русско-турецкой войне, которая началась в 1806 г. и продолжалась до 1812 г. Военные действия велись в Молдавии, Валахии и Болгарии.

В Европе против Франции складывается новая коалиция в составе Англии, России, Пруссии, Саксонии и Швеции. Войны европейских стран против наполеоновской экспансии получили название коалиционных. Армии России и Пруссии сражались несогласованно, в 1806-1807 гг. Наполеон одержал ряд серьезных побед. В 1807 г. русская армия потерпела поражение под Фридляндом. После встречи наполеона и Александра в местечке Тильзит был заключен мирный договор, который многие считали позором для России. По Тильзитскому миру Россия вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии, то есть прекратить с ней торговые отношения. Этим Наполеон хотел ослабить экономическую мощь Англии. Швеция отказалась прервать отношения с Англией. Возникла угроза нападения на С-Петербург. Под нажимом Наполеона Александр объявил войну Швеции, которая длилась с 1808 по 1809 гг. В результате Швеция потерпела поражение и к России отошла Финляндия. В составе Российской империи Финляндия получила автономию и вместе с Выборгом стала называться Великое княжество Финляндское. Оно чеканило собственную монету и имело таможенную границу с Россией.

Отношения России с Францией становились все хуже. Россия терпела убытки от прекращения торговли с Англией, которую она снабжала хлебом. Россия возобновила торговлю с Англией на американских судах, а между Россией и Францией развернулась таможенная война. Сокрушение России стало целью Наполеона. А русская армия в это время воюют с Турцией, которая, несмотря на поражения, затягивает подписание мира под влиянием Франции. В 1811 г. командующем этой армии стал Кутузов, который не только одержал ряд военных побед, но и проявив дипломатические способности, подписал с Турцией мирный договор за месяц до вторжения Наполеона в Россию. По Белградскому договору 1812 г. граница с Турцией была установлена по р. Прут, и к России отошла Бессарабия. Сербия осталась под турецким владычеством, но получила автономию. [11]

Причиной войны Отечественной войны явилось нарушение Россией и Францией условий Тильзитского договора. Россия фактически отказалась от блокады Англии, принимая в своих портах суда с английскими товарами под нейтральными флагами. Франция присоединила герцогство Ольденбургское, и Наполеон посчитал оскорбительным требование Александра о выводе французских войск из Пруссии и герцогства Варшавского. Военное столкновение двух великих держав становилось неизбежностью. 12 июня 1812 г. Наполеон во главе 600-тысячной армии, форсировав р. Неман, вторгся в Россию. Располагая армией около 240 тыс. человек, русские войска вынуждены были отступать перед французской армадой. 3 августа под Смоленском соединились 1-я и 2-я русские армии, и было дано сражение. Наполеону не удалось одержать полной победы. В августе главнокомандующим был назначен М.И.Кутузов. Талантливый стратег, обладающий большим военным опытом, он имел огромную популярность у народа и в армии. Кутузов решил дать сражение в районе села Бородино. Была выбрана удачная позиция для войск. Правый фланг защищала река Колочь, левый защитили земляными укреплениями - флешами, их обороняли войска П.И.Багратиона. В центре встали войска генерала Н.Н.Раевского и артиллерия. Их позиции закрывал Шевардинский редут. Наполеон намеревался прорвать русское построение с левого фланга, а затем направить все усилия в центр и прижать армию Кутузова к реке. На флеши Багратиона он направил огонь 400 орудий. Французы предприняли 8 атак, начавшихся в 5 часов утра, понеся в них огромные потери. Лишь к 4 часам дня французам удалось продвинуться в центре, временно захватив батареи Раевского. В разгар сражения отчаянный рейд в тыл французов совершили уланы 1-го кавалерийского корпуса Ф.П.Уварова и казаки атамана М.И.Платова. Это сдержало атакующий порыв французов. Наполеон не решился ввести в бой старую гвардию и потерять костяк армии вдали от Франции. Сражение закончилось поздно вечером. Войска понесли огромные потери: французы - 58 тыс. человек, русские - 44 тыс. В Бородинской битве русская армия одержала великую моральную и политическую победу над европейским диктатором.1 сентября 1812 г. на совещании в Филях Кутузов принимает решение оставить Москву. Отступление было необходимо для сохранения армии и дальнейшей борьбы за независимость Отечества. Наполеон вошел в Москву 2 сентября и пробыл там до 7 октября 1812 г., ожидая мирных предложений. За это время большая часть города погибла в результате пожаров. Попытки Бонапарта заключить мир с Александром I не имели успеха.

Кутузов остановился на калужском направлении в селе, прикрыв Калугу с большими запасами фуража и Тулу с ее арсеналами. В Тарутинском лагере русская армия пополняла резервы и получала снаряжение. Тем временем разгорелась партизанская война. Крестьянские отряды Герасима Курина, Федора Потапова, Василисы Кожиной громили продотряды французов. Действовали специальные армейские отряды Д.В.Давыдова и А.Н.Сеславина. Покинув в октябре Москву, Наполеон пытался пройти к Калуге и перезимовать в не разоренной войной провинции. 12 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела поражение и начала отступление по разоренной смоленской дороге, гонимая морозами и голодом. Преследуя отступающих французов, русские войска частями уничтожали их соединения. Окончательный разгром армии Наполеона произошел в сражении у р. Березины 14-16 ноября. Из России смогли уйти лишь 30 тыс. французских солдат. 25 декабря Александром I был издан манифест о победном окончании Отечественной войны. [20]

В 1813-1814 г. состоялся заграничный поход русской армии за освобождение Европы от господства Наполеона.

Разгром наполеоновской армии русскими войсками, вынесшими основную тяжесть войны, и армиями союзника снес существенные изменения в политическую организацию Европы. 18 (30) мая 1814 г. между Россией, Англией, Австрией, Испанией, Пруссией, Португалией, Швецией, с одной стороны, и Францией-с другой, был подписан Парижский трактат. Согласно 32 параграфу трактата, союзные державы, участвовавшие в войне с Наполеоном, спустя два месяца после подписания договора должны были открыть в Вене конгресс для закрепления и развития политической системы, утвержденной в Париже. Англия и Австрия хотели создать союз государств, направленный против России. С этой целью Меттерних, при поддержке английского правительства, предложил отсрочить заседание конгресса до октября 1814 года. Зная об антирусских планах Англии и Австрии, Александр I пытался привлечь в свою сторону Пруссию, пообещав часть территории. 16 (28) сентября 1814 г., до официального открытия конгресса, между Россией и Пруссией было подписано тайное соглашение, по которому Россия признавала передачу Саксонии Пруссии и выводила из Саксонии свои войска. [17]

Таким образом, Меттерниху и Кэстльри, главе английского правительства, не удалось создать единый блок государств, направленный против России. Этому помешали разногласия держав по другим вопросам европейской политики. Участники Венского конгресса согласились принять принцип легитимизма за основу своей политики, что означало усиление борьбы с революционным и национально-освободительным движением, сохранение прежних династий и феодальных порядков. Но провозглашенные принципы легитимизма не могло сгладить серьезных противоречий в лагере союзников. Пытаясь изолировать Россию, представители Англии и Австрии обещали передать Пруссии всю Саксонию без содействия русского царя, если она откажется от прежних соглашений с Россией. Вскоре после решения саксонского вопроса русские войска очистили Саксонию, уступив ей Пруссии. Активные действия России и Пруссии ускорили создание антирусской коалиции, и 3 января 1815 г. Англия, Австрия и Франция подписали секретное соглашение, направленное против России.

28 мая (9) июня 1815 г. был подписан заключительный акт Венского конгресса, согласно которому большая часть герцогства Варшавского, за исключением Торна и Познани, отходивших к Пруссии, переходила к России. Восточная Галиция отходила к Австралии. Часть территории Саксонии переходила к Пруссии, другая - сохраняла самостоятельность.

Инициатива заключения подобного соглашения исходила от русского царя, но была поддержана всеми европейскими монархами. [22]

Венский конгресс не мог обеспечить продолжительный мир в Европе. Отстаивая старый феодальный порядок и закрепляя завоевания России на Западе и Востоке, русский император решил создать постоянно действующую организацию под видом христианской религии. Акт создания Священного союза был подписан в Париже 14 (26) сентября 1815 г. правителями России, Австрии и Пруссии. Священный союз не предоставлял четко оформленного соглашения. Это было весьма расплывчатое широковещательное заявление о взаимопомощи и содружестве всех христианских государей. Контрреволюционная направленность Союза вполне удовлетворяла русского царя и западных правителей. Но Священный союз имел и другую задачу, которая не приводила в восторг европейских держав. Он должен был помочь реализации планов России на Востоке. Священный союз, в самом деле, не содержал конкретной, вполне определенной программы действии, но вся его направленность, деятельность конгрессов союза имела вполне реальное антинародное и контрреволюционное содержание. [23]

Таким образом, у России при проведении политики Священного союза были вполне определенные, самостоятельные интересы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всех государей, которые прошли перед нашими глазами, Александр был, без сомнения, самым сложным, изменчивым и противоречивым в своих высказываниях и действиях - до такой степени, что его часто обвиняли в двуличие и даже лицемерии. То мирно, то воинственно настроенный, из скептика превратившийся в глубоко верующего человека, либерал на словах и реакционер на деле, великодушный и деспотичный, добрый и жестокий, вдохновенный и подавленный духом, робкий и отважный, простой и сложный, властный и упрямый под обманчивой маской мягкости - он и испытывал настоящие душевные муки, и играл на публику, как тщеславный актер. Республиканец, апостол свободы, взращенный Лагарпом, закончил свои дни поборником абсолютизма. Совершенно не знал ни России, ни народа русского, и не узнал их до конца своих дней.

Он отстаивал конституции для Франции, он дал, конституцию Финляндия и Польше. Наконец, он освободил от крепостной зависимости эстонских крестьян. Правда, освободил скверно без земли, но все же сделал для них то, чего он никак не мог решиться сделать для русских крестьян.

Русскому дворянству он не доверял и презирал его, что засвидетельствовано историческими фактами. Это был единственный класс, который он знал ближе и мог судить о нем. Среднего сословия Александр не знал, да оно само еще не успело самоопределиться в России. Крестьянство он знал только настолько, насколько царь мог знать солдат. Он видел в нем пушечное мясо, над которым свободно орудовала палка опрусаченного капрала. Можно ли освободить крестьян и как это произвести в России, он решительно не знал, и он решил „облагодетельствовать" народ тем единственным путем, который был ему более всего знаком. Сын Павла видел народ через призму любимой им и близкой ему солдатчины. Отсюда идея военных поселений. Идея эта, хотя и внушенная некоторыми иноземными примерами, выношена самим Александром. Аракчеев вначале был против военных поселений. Но Аракчеев никогда не имел своей инициативы и не смел иметь своих суждений. Это был идеальный исполнитель державной воли монаршей. И здесь опять сказалась вся непреклонность воли Александра. Раз, уверовав в спасительность военных поселений, он осуществил эту идею с такой неукоснительностью, какой немного примеров в истории нашего царизма.

Другого такого исполнителя, беспрекословного и ни над чем не задумывающегося, как Аракчеев, не было, и нет ничего удивительного в том, что Александр вполне ему доверился. Трагедия Александра не была только его личной трагедией. Это трагедия царизма. Человек, достигший величайшей мировой славы и могущества, неограниченный властелин, повелевавший миллионами, единственный монарх в Европе, обладавший, казалось бы, полной возможностью осуществлять свои намерения, царь, которого не стесняли ни парламенты, ни палаты лордов или господ, не связанный никакими конституциями, на вершине славы и могущества - чувствует свое полнейшее бессилие и роковую бесплодность всех с 6 оих начинаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. https://ru.wikipedia.org

2. http://enc-dic.com/diplomat/Aleksandr-I-73

3. http://fb.ru/article/37604/venskiy-kongress-razdel-evropyi-v-veke

4. http://referat.yabotanik.ru/istoriya/aleksandr-1-kak-diplomat/265434/250206/page1.html

5. http://empire-rus.ru/xix/dipl_alex1.htm

6. https://24smi.org/celebrity/3564-aleksandr-i.html

7. http://kremlion.ru/praviteli/alexandr1

8. http://istoriarusi.ru/imper/imperator_aleksandr_1.html

9. http://solovyev.lit-info.ru/solovyev/aleksandr-i/ii-pervyj-razryv-s-napoleonom.htm

10. Ф. Мартенс. Указ. Соч., т. III, стр. 231-315.

11. Н.С. Кипятина. Внешняя политика России первой половины XIX века.

12. Фирсов Н.Н. Александр Первый. Личная характеристика // Былое. – 1922.-№23.-С.8-9.

13. А.Н. Боханов, Л.Г. Захарова, С.В. Мироненко, А.Н. Сахаров, В.А. Твардовская, 1993. Российские самодержцы

14. А.Н. Сахаров. Александр I. К истории жизни и смерти.

15. Фирсов Н.Н. Указ. Соч.-С. 15;

16. Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории.-1990.-№ 1.-С.51

17. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в.-М., 1989. – С. 84-85

18. А.В. Фадеев. Россия и восточный кризис 20-х годов XIX в. М., 1958, стр. 21

19. С.М. Соловьев. Император Александр I. Политика. Дипломатия. СПб., 1877 г.; Восточный вопрос. Собрание сочинений, б/г.

20. Е.В. Тарле. Нашествие Наполеона на Россию. М., 1943, стр. 159

21. М. Богданович. История царствования императора Александра I и Россия в его время, т. II. Спб., 1869, стр. 58

22. Федоров В.А. Указ. Соч. - С. 55-56

23. Внешняя политика России…, т. стр. 25

да
0 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да
0 / 0
нет

Читайте также

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение