Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Обжалование постановления судебного пристава

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 1)
205 просмотров
1 комментариев

Постановления судебного пристава-исполнителя, выносимые в рамках исполнительного производства, могут быть обжалованы в порядке подчиненности и (или) оспорены в суде.

При этом обжалование постановления в порядке подчиненности не является ни основанием исключающим, ни предварительным условием для реализации права на обращение в суд (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах)).

С жалобой на постановление судебного пристава-исполнителя могут обратиться стороны исполнительного производства (взыскатель, должник), а также иные лица, чьи права и интересы нарушены таким постановлением (ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве)).

I. Обжалование постановления в порядке подчиненности

вышестоящему должностному лицу

По общему правилу жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя рассматривается старшим судебным приставом, возглавляющим соответствующее структурное подразделение территориального органа ФССП России (ч. 1 ст. 123 Закона об исполнительном производстве). Однако если постановление утверждено старшим судебным приставом, то жалоба на указанный процессуальный документ рассматривается главным судебным приставом субъекта (субъектов) РФ, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель.

Исключения также установлены для постановления судебного пристава-исполнителя Управления по особо важным исполнительным производствам ФССП России, утвержденного старшим судебным приставом, жалобу на которое рассматривает заместитель главного судебного пристава Российской Федерации (ч. 2.1 ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

Жалоба в порядке подчиненности может быть подана как непосредственно лицу, уполномоченному ее рассматривать, так и через судебного пристава-исполнителя, постановление которого обжалуется (абз. 2 п. 3.1 Методических рекомендаций об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности, доведенных Письмом ФССП России от 25.05.2018 N 00153/18/65008-ИС).

Жалоба на постановление должна быть подана в течение десяти дней со дня его вынесения. При этом в указанный десятидневный срок включаются только рабочие дни (ч. 2 ст. 15, ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

В порядке подчиненности не может быть обжаловано постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (ч. 4 ст. 121, п. 1 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве), проверка законности которого осуществляется в судебном порядке.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба подается в письменной форме, подписывается лицом, обратившимся с ней (или его представителем) и должна содержать установленные Законом реквизиты, в частности:

-должность, фамилию, инициалы судебного пристава-исполнителя, постановление которого обжалуется;

-фамилию, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

-основания, по которым обжалуется постановление;

-требования лица, подавшего жалобу.

Если жалоба подписывается представителем, то к ней должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. При этом право на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя является специальным полномочием, которое должно быть непосредственно оговорено в тексте доверенности (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве).

В случае если нарушены сроки обжалования постановления и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство об их восстановлении либо такое ходатайство отклонено, или нарушены установленные законом требования к форме и содержанию жалобы, или по жалобе аналогичного содержания судом принято решение, то в рассмотрении жалобы по существу будет отказано (ст. 125 Закона об исполнительном производстве).

Жалоба на постановление рассматривается в течение десяти дней со дня ее поступления. Однако указанный срок может быть продлен в случае, если должностное лицо, ее рассматривающее, запросило документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в жалобе. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней (ч. 3 ст. 124, ч. 1 ст. 126 Закона об исполнительном производстве).

По результатам рассмотрения жалобы постановление судебного пристава-исполнителя может быть признано правомерным, а в удовлетворении жалобы отказано либо жалоба признается обоснованной полностью или частично (ст. 127 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 3 ст. 127 Закона об исполнительном производстве в случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо, ее рассмотревшее, принимает решение:

-об отмене полностью или частично вынесенного постановления;

-отмене постановления и возложении на судебного пристава - исполнителя обязанности принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

-отмене постановления и принятии нового решения.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение десяти дней со дня его поступления к судебному приставу-исполнителю, если в постановлении не указан иной срок его исполнения (ч. 4 ст. 127 Закона об исполнительном производстве).

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления (ч. 6 ст. 127 Закона об исполнительном производстве).

II. Обжалование постановления в арбитражном процессе

К подсудности арбитражных судов относится рассмотрение вопроса об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного (ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ч. 1 ст. 198 АПК РФ):

-в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

-в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции, либо акта по делам об административных правонарушениях, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность;

-в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

-в иных случаях, когда постановление нарушает права и законные интересы гражданина или организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления такой деятельности.

Если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и (или) исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявление об оспаривании постановления, вынесенного в рамках сводного исполнительного производства в целом, разрешается судом общей юрисдикции (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").

Заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в десятидневный срок с момента его вынесения (ч. 6 ст. 38, ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

До предъявления заявления в суд его копия должна быть направлена судебному приставу-исполнителю, постановление которого оспаривается (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается заявителем или его представителем. Заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В заявлении должны быть указаны (ст. ст. 125, 199 АПК РФ):

-наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

-наименование заявителя, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;

-фамилия, инициалы судебного пристава-исполнителя, постановление которого оспаривается, а также адрес структурного подразделения, в котором указанное лицо осуществляет свои полномочия;

-название, номер, дата оспариваемого постановления;

-сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспаривается постановление судебного пристава-исполнителя;

-права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются постановлением;

-законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое постановление;

-требование заявителя о признании постановления незаконным;

-перечень прилагаемых к заявлению документов.

К заявлению следует приложить:

-копию оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя;

-документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;

-копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

-доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления (если заявление подано представителем);

-уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства.

Дело об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя рассматривается в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, и не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства (ч. 1 ст. 200 АПК РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"). Суд извещает стороны о времени и месте рассмотрения дела.

Обязанность доказывания законности оспариваемого постановления лежит на судебном приставе, его принявшем (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Для признания судом постановления судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух критериев: постановление должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии хотя бы одного из указанных критериев судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (ч. ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ).

Решение суда по указанной категории споров подлежит немедленному исполнению, если в нем не установлены иные сроки. Со дня принятия решения суда о признании недействительным постановления полностью или в части указанный процессуальный документ или отдельные его положения не подлежат применению (исполнению) (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

III. Обжалование постановления в гражданском процессе

До 15.09.2015 производство по оспариванию постановлений судебных приставов-исполнителей в порядке гражданского судопроизводства регулировалось нормами гл. 25 ГПК РФ.

Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (п. 12 ст. 16) положения гл. 25 ГПК РФ признаны утратившими силу.

В связи с этим в настоящее время споры по обжалованию постановлений судебных приставов-исполнителей в порядке гражданского судопроизводства не рассматриваются.

IV. Обжалование постановления

в административном судопроизводстве

Дела об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей, не относящиеся к подсудности арбитражного суда, указанной в разд. II данной статьи, рассматриваются судом общей юрисдикции (районным судом) в порядке административного судопроизводства (ч. 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ст. 19, ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Такие административные иски предъявляются по месту нахождения структурного подразделения, в котором судебный пристав-исполнитель исполняет свои обязанности (ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. При этом десятидневный срок исчисляется календарными днями, в которые включаются в том числе нерабочие дни (ст. 92, ч. 3 ст. 219 КАС РФ, Определение Верховного суда Чувашской Республики от 09.04.2018 по делу N 33 А-1684/2018, Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 02.05.2017 N 33-3999/2017 и т.д.).

Если до обращения в суд с требованием об оспаривании постановления принимались меры по его обжалованию в порядке подчиненности (разд. I данной статьи) и жалоба рассмотрена с нарушением установленных сроков или не рассмотрена вообще, что, в свою очередь, повлекло за собой пропуск срока на обращение в суд, то указанное обстоятельство будет являться основанием для его восстановления.

Хотя пропуск установленного срока на обращение в суд и не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда, однако данное обстоятельство может послужить поводом для отказа в удовлетворении заявленного требования (ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180, ч. ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ).

Согласно ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. Оно также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В административном исковом заявлении должны быть указаны:

-наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

-сведения об административном истце, его месте жительства (месте нахождения);

-фамилия, инициалы судебного пристава-исполнителя, постановление которого оспаривается, а также адрес структурного подразделения, в котором указанное лицо осуществляет свои полномочия;

-название, номер, дата принятия оспариваемого постановления;

-известные сведения об исполнительном документе и об исполнительном производстве, в связи с исполнением которого оспаривается постановление;

-сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым постановлением;

-нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое постановление;

-сведения о том, подавалась ли вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения (копия ответа на жалобу должна быть приложена к административному исковому заявлению);

-требование о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя;

-перечень прилагаемых документов.

На период рассмотрения административного искового заявления суд вправе принять решение о приостановлении исполнительного производства полностью или в части реализации положений, связанных с оспариваемым постановлением (ст. 223 КАС РФ, ст. 39 Закона об исполнительном производстве).

Административные дела по рассматриваемой категории споров разрешаются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд (ч. 3 ст. 226 КАС РФ). Суд извещает стороны о времени и месте рассмотрения дела.

Обязанность доказывания того, какие именно права, свободы и законные интересы нарушены оспариваемым постановлением, а также факта соблюдения срока на обращение в суд за защитой права лежит на административном истце. Обязанность по доказыванию обстоятельств, связанных с законностью вынесения постановления, соблюдением процедуры его принятия, а также его соответствием нормативным правовым актам, лежит на судебном приставе-исполнителе (ч. ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ).

По результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных истцом требований или об отказе в их удовлетворении (ч. 2 ст. 227 КАС РФ). При этом совокупность оснований, необходимых и достаточных для принятия решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований (полностью или частично), аналогична тем, которые предусмотрены в арбитражном судопроизводстве и рассмотрены в разд. II данной статьи.

В случае признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным последний обязан устранить допущенные нарушения указанным судом способом и в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых допущены нарушения (ч. 9 ст. 227 КАС РФ).

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Баранов Михаил Васильевич
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 1
Рейтинг 5,00

Комментарии (1)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения

Читайте также

0 X