Самозанятые. Как дальше?
В последние полгода мы все чаще встречаем в специальной профессиональной литературе статьи и публикации коллег относительно самозанятых граждан. Всплеск интереса к этой теме понятен – введение для России новое, принят новый федеральный закон (от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»), эксперимент начался, но только в четырех субъектах – Москва, Московская область, республика Татарстан, Калужская область. Выбор субъектов оставим на совесть «законодателей», ибо три субъекта относительно благополучные, а четвертый (на мой взгляд) едва ли дотягивает. Возможно, это сделано с целью получения наиболее объективной картины эксперимента. Итак, в прессе, в сети, мы встречаем относительно лестные отзывы о начале эксперимента, напомним, он до 2028 года. Кто еще присоединится к этой программе – вопрос открытый. Сейчас все просто наблюдают.
На страницах журнала «Управление персоналом» о самозанятых высказались коллеги - к.э.н К.В. Никольский в своем интервью «Самозанятые скоро заполонят весь бизнес» и А. Алексеевская в статье-«Социальные аспекты самозанятости. Кто может решиться использовать такую форму и легализоваться?» Интервью и статья на мой взгляд достаточно интересные и актуальные, но я как адвокат, имею свое мнение по вопросу самозанятости.
Не могу согласится с тем, что самозанятые заполнят весь бизнес и это произойдет скоро. Это может произойти, если государство оставит все на прежнем уровне – ставки налога 4% и 6% со включенными платежами в ПФР. Я далек от мысли, что эти ставки сохранятся через лет пять. Как правильно указывает г-жа Алексеевская очередной налог государства – это способ пополнить бюджет. Трудно предположить, что если государству не будет хватать, то оно не поднимет ставки.
Оба автора отмечают, что самозанятым упростили жизнь и отчитываются, а так же финансовый документооборот (чеки, отчеты) ведут через специальное приложение – «Мой налог». Да согласен, удобно и современно, когда два клика и чек печатать не нужно, а просто передал электронный документ. А если сбой? А если потерял смартфон? А если взломали? Как это приложение будет работать на самом деле через год или два… Это же и отмечает А. Алексеевская «При отсутствии электронного чека от физического лица для
организаций существует риск переквалификации договора и доначисления и дальнейшей уплаты НДФЛ и страховых взносов в бюджет.» Ну да ладно, это вопрос техники. Но все-таки я думаю, что часть документов самозанятым придется все равно хранить на традиционной бумаге и вести мини бухгалтерию.
В статье А. Алексеевской прозвучало мнение, что адвокаты станут перед дилеммой при регистрации в качестве самозанятого, или поддержанием своего статуса. Как адвокат скажу – не будет никакой дилеммы. Да, адвокатура дороже в самом широком смысле (налог – 13%, ПФР, ФОМС, взносы), но это компенсируется монополией в уголовных и административных процессах, где адвокат может работать по назначению, участвовать в программах оказания бесплатной юридической помощи, с соответствующими адресными выплатами из бюджета. Отток может и произойдет, но он не будет значителен. В адвокатуру и нотариат люди приходя сознательно.
Оба автора говорят о том, а К.В. Никольский прямо указывает на то, что смысл налога – вывести из тени людей, которые как-то «работают», но не платят налоги. Абсолютно согласен. Но для чего это нужно – для того, чтобы пополнить бюджет. Ну а теперь сопоставим – налог 13% и 4 %. Разница в 4 раза и никаких отчислений со стороны работодателя в фонды. Что выгодно работодателю? Сократить должности, отделы и работать со всеми по договорам оказания услуг. Как бы не была наработана судебная практика по признанию отношений трудовыми (так утверждает К.В. Никольский), все равно существуют схемы обхода – через регистрацию иного ООО, искажения кадровой и бухгалтерской отчетности и т.п. Ну и пополнится ли бюджет? Не уверен. Хотя здесь рассудит время.
Ну и последнее. Авторы останавливаются на перечнях работ (услуг), которые могут оказывать самозанятые – т.е. на видах деятельности. Обои отмечают, что четкого перечня нет, а в законе есть лишь указание на то, что не могут делать самозанятые. Ознакомившись с этим перечнем можно сказать, что формулировки эти неконкретные и применение их будет зависеть от субъекта толкования. Боюсь, что уполномоченные органы долго будут приходить к единому мнению к примеру, «лиц, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд» (п.2 ст.4 ФЗ № 422 - ФЗ).
В заключении. О конкретных и далеких перспективах говорить рано, но то что закон претерпит изменения и по ставкам налога, и по порядкам отчисления, и по перечню деятельности, у меня нет сомнений. Ближайшее время самозанятым придется, как и всем приспосабливаться.
Адвокат П. Хлебников
Вы станете самозанятым?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты