Болонский процесс и юридическое образование в России
Большинству юристов известно, что юридическое образование в России реформировано соответствии с требованиями Болонского процесса. Основой реформы является Болонская декларация, представляющая собой «Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье, 19 июня 1999 года». Для большинства правоведов реформа ассоциируется с переходом на двухуровневую систему образования – бакалавриат и магистратура. Однако немногие представляют себе, какие идеи лежат в основе данного явления.
Какие преимущества дает Болонский процесс?
Основная идея, на взгляд автора, заключается в следующем.
С начала 1990-х годов наметилась тенденция, в соответствии с которой возможности европейских университетов (прежде всего - финансовые) стали значительно уступать возможностям высших учебных заведений США и стран Азии (Японии, Китая, Южной Кореи). Преодолеть это отставание в рамках политики одного государства стало затруднительным. В результате было принято решение сделать так, чтобы программы подготовки в европейских ВУЗах стали сопоставимыми.
Приведем пример: студент изучает физику в университете Гейдельберга в Германии. При этом в Университете Цюриха есть доступ к мощному адронному коллайдеру, а в университете Стокгольма имеется отличная обсерватория. Гейдельберг в силу ограниченности финансовых возможностей, таким оборудованием не обладает (тогда как, например, Массачусетский технологический институт в США обладает всем). Однако, если образовательные программы университетов Германии, Швейцарии и Швеции гармонизированы, студент имеет возможность часть курсов прослушать в этих странах, причем они будут зачтены ему в родной alma mater.
Для юриспруденции аналог следующий. В Университете Амстердама открыта магистерская программа по морскому праву. Программа узкая, но такие специалисты нужны. Чтобы читаемые курсы были высокого качества, нужно иметь 10-12 преподавателей, разработавших свои узкие курсы. Если своих не хватает (а зачем на одном юрфаке 10 профессоров по морскому праву, даже в Амстердаме?), вспоминаем, что в Лондонском университете королевы Марии есть профессор – признанный специалист в области морского страхования, а в университете Барселоны читается отличный курс по правовому обеспечению морского туризма (кстати, к этому же профессору едут студенты, например, из Варшавы, обучающиеся по программе «защита прав потребителей»). Далее – та же схема, что и с физиком.
Вывод – в основе Болонского процесса лежит разумная идея, и она вполне применима к юриспруденции. Для государств со скромными расходами на образование Болонский процесс – необходимость.
Почему все это не работает в России?
Собственно, главная, на взгляд автора, причина – лица, принимавшие решение о внедрении принципов болонского процесса в России, не понимали, зачем это нужно.
Далее, исходя из своего преподавательского опыта, постараюсь выделить более конкретные причины:
1. Преимущества болонского процесса начинают работать на стадии магистратуры. А в России восприятие магистерского образования пока еще искажено:
-для студентов цель обучения в магистратуре – в большей степени получение «корочки», чем получение знаний. На многие должности с дипломом бакалавра просто не берут. Отсюда отношение – главное – «сдать», а не получить максимум знаний;
-для университетов магистратура – способ найти дополнительные «часы» для преподавателей. Нагрузка падает, оплата в реальном выражении – тоже (причем - катастрофически). Следовательно, основной целью при формировании магистерских программ вольно или невольно становится справедливое распределение нагрузки;
-для преподавателей магистратура – способ увеличения количества часов, и их нельзя в этом обвинять. С учетом низких (мягко сказано) зарплат, преподаватель в 80% случаев не будет разрабатывать действительно полезный авторский курс под конкретную программу, а сделает курс на основе своей диссертации - так проще.
2. В России отсутствует традиция «модульного» обучения. Вкратце его суть в следующем – конкретный курс не читается раз в неделю в течение полугода/года раз в неделю с последующим зачетом/экзаменом. Вместо этого в университет на 2 недели в командировку приезжает «светило» (например, в уже упомянутый Амстердам приезжает профессор из Эдинбурга – специалист в области налогообложения морских перевозок) и проводит интенсивный курс, предполагающий 2 недели занятий только по данному предмету. В конце – аттестация. После этого шотландец уезжает в командировку в Брюссель, где читает свой курс уже магистрам в области финансового права. И так далее.
Ряд российских ректоров понимают преимущества такой системы и согласны, что хотя бы в течение семестра она целесообразна. Но здесь стоит вопрос перехода количества в качество – так должно работать несколько десятков ВУЗов.
Полагаю, что «модульная» система – вопрос времени.
3. Специалисты с глубокими познаниями в конкретной области (киберправо, страховое право, право интеллектуальной собственности) востребованы на российском рынке только в столицах.
4. Встроить российскую систему в общеевропейскую препятствует крайне слабое знание студентами иностранных языков.
В качестве вывода хотелось бы сказать, что в целом Болонский процесс – полезное направление. Однако для того, чтобы от него был эффект, требуется четко представлять, как он работает.
В статье представлена личная точка зрения автора, которая допускает возможность дискуссии.

Поддерживаете ли Вы преход на систему "бакалавриат-магистратура"
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Про модульную систему - интересная идея!
Скажу так, что реализовать эту идею непросто - нужно, чтобы сразу много ВУЗов ввели такую систему.
А зачем нам морское право, если мы плаваем на своих надувных лодках в камышовых зарослях речки Лодыженка?...
Морское право было приведено в качестве примера.
Как раз речь и идет о том, что есть программы, которые, с одной стороны, нужны, а с другой - там не может быть так много студентов, чтобы иметь штат преподавателей под эту программу в одном ВУЗе. Выход как раз в том, что эти преподаватели в течение учебного года могут читать модульные курсы (1-2 недели) в разных ВУЗах.
Представьте ситуации, что студент проболел эти 2 недели - пролежал в больнице. Что тогда? Как наверстать пропущенный материал и сдать экзамен?
Интересная публикация, благодарю Вас Михаил Юрьевич 👍🤝
Старался добавить максимум конкретики и личного опыта.
Это не для российского ума дело!
Павел, я не считаю, что есть какие-то настолько сложные вопросы, которые "не для российского ума дело". Ломоносов тоже так считал)
Я считаю так, что некоторые вопросы просто не вписываются в рамки российского менталитета.
Павел, уважаю Вашу точку зрения, но, по моему, тут менталитет вообще ни при чем. Речь идет исключительно об организационной стороне системы образования. А так можно было бы утверждать, что в российский менталитет не вписывается, например, Макдоналдс или банковская карта. Другое дело, есть сложившиеся традиции образования, и менять их надо достаточно осторожно.
Вот насчет этого вы правы. Но у нас, извините, никто образование делать "европейским" не желает. Как был совхоз, так и остался. Преподы только мозги засоряют студентам фигней, которая написана в учебниках, да и то,не всегда соответствующая действительности.))
Я как работник образования, не делю его на "европейское" и "отечественное". Скорее на качественное и некачественное - это от страны не зависит. Одна из "подспудных" идей этой публикации - если мы гармонизируем наше образование с европейским - то мы не просто "списываем" их идеи, а пытаемся понять, что лежит в основе этих идей, и как их можно правильно применить в наших условиях.
Например, обмен студентами в России имеет даже больший потенциал, чем в Европе, так как у нас страна большая, и ВУЗов уж побольше, чем в Бельгии.
Сложилось впечатление, что вся проблема не в системе, а в грамотном финансировании.
Нет, не только. Хотя уровень магистратуры априори предполагает высокий уровень оплаты преподавателя за аудиторные занятия.
А зачем нам болонский процесс, если у нас есть товарищ Путин со своими товарищами?...

Вячеслав, статья немного о другом. Я вообще не сторонник смешивать вопросы общей оценки действующей власти и вопросы о конкретных мерах по совершенствованию той или иной сферы.
Здесь я попытался описать, почему не работает одна из годных идей, заложенных в Болонском процессе.