Различие в международно-правовых статусах города-государства Ватикан и Святого Престола
В настоящее время существует значительная путаница в отношении точной юридической характеристики Святого Престола и Ватикана. Хотя большинство ученых согласилось бы с тем, что Святой Престол и Ватикан являются разными юридическими лицами [См.: Martinez L.C. Sovereign Impunity: Does the Foreign Sovereign Immunities Act Bar Lawsuits Against the Holy See in Clerical Sexual Abuse Cases? // Texas International Law Journal. – 2008. – № 44. – С. 123, 144-155], в то же время как юридическое заключение об их, по словам Дж. Кроуфорда, «уникальности и сложности» взаимного родства, отличается широтой толкования.
На одном конце спектра мнений находятся те, кто считает равнозначными Ватикан и Святой Престол. В контексте иммунитета, суды США, в частности, в самом широком смысле обращались к Ватикану и Святому Престолу как к одному юридическому лицу, и даже рассматривали их обоих как «государства» в целях Закона США об иностранных суверенных иммунитетах (FSIA).
Тем не менее, существует значительное количество соглашений, свидетельствующих о меньшем международном статусе Ватикана по отношению к Святому Престолу. Дж. Дуурсма и Л.С. Мартинес заметили, что Ватикан подчиняется Святому Престолу, в то время как Г. Аранджио-Руис даже заявил о том, что Ватикан определяется де-факто, в контексте международных юридических целей, не как отдельное лицо, и что, с точки зрения международного права, статус города Ватикана не отличается от статуса провинции или любой другой структурной единицы государства [Arangio-Ruiz G. On the Nature of the International Personality of the Holy See // Revue Belge de droit international. – 1996. – № 29. – С. 354].
Вместе с тем, по мнению А.Е. Жилиной, все-таки необходимо разграничивать понятия «Ватикан» (Stato della Citta’ del Vaticano) и «Святой Престол» (La Santa Sede).
Таким образом, различия в международно-правовых статусах города-государства Ватикан и Святого Престола отражены в следующем:
1) Правовой статус Святого Престола, как упоминалось ранее, регламентирован Латеранскими соглашениями 1929 г. Форма правления города Ватикана регулируется Основополагающим Законом города-государства Ватикан, обнародованным Папой Римским Иоанном Павлом II 26 ноября 2000 года, который вступил в силу 22 февраля 2001 года, и заменил Основной Закон Ватикана от 7 июня 1929 года.
Данный Основополагающий Закон можно рассматривать в качестве Конституции, которая, исходя из слов Преамбулы, была принята «для придания систематической и органичной формы изменениям, внесенным в последовательные фазы в юридической структуре города-государства Ватикан» и «для лучшего соответствия институциональным целям государства» [Ryngaert С. The Legal Status of the Holy See // Goettingen Journal of International Law. – 2011. – № 3. – С. 834];
2) Святой Престол играет более важную роль в международных делах. Это уже было отражено в Согласительном договоре 1929 года, который предусматривал в статье 12, что «Италия признает право Святого Престола на пассивную и активную дипломатические миссии в соответствии с общими нормами международного права».
Ватикан действует на международном уровне в области больше технических вопросов, которые тесно связаны с практическими потребностями города-государства Ватикан. Для сравнения, международная компетенция в духовных и ценностных вопросах, например, таких, как права человека, мир и безопасность, скорее, принадлежит Святому Престолу.
Это объясняет, почему государство Ватикан, а не Святой Престол, является членом Международного союза электросвязи (ITU), Международно-го почтового союза (UPU), Международной организации спутниковой связи (INTELSAT), EUTELSAT, UNIDROIT, Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) и Международного зернового совета, в то время как Святой Престол, скорее, чем Ватикан, является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Подготовительной комиссии по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Организации по запрещению химического оружия, а также ВОИС [Ryngaert С. The Legal Status of the Holy See // Goettingen Journal of International Law. – 2011. – № 3. – С. 835-836];
3) Основополагающий Закон города-государства Ватикан предусматривает представление города-государства Ватикан в отношениях с иностранными нациями и другими субъектами международного права, в целях развития дипломатических отношений и заключения договоров. В соответствии со статьей 2, это представительство зарезервировано для самого Верховного Понтифика, который осуществляет это право посредством Государственного Секретариата. На основании этой статьи, Ватикан участвует в международных отношениях, но в меньшей степени или, по крайней мере, другим образом, нежели чем Святой Престол;
4) дипломатические представители Святого Престола представляют и город-государство Ватикан, и Святой Престол [Maluwa T. The Holy See and the Concept of International Legal Personality: Some Reflections // Comparative and International Law Journal of Southern Africa. – 1986. – № 1. – С. 3], но формально они поддерживают дипломатические отношения от имени Святого Престола, а не от имени Ватикана, тем самым иллюстрируя (подчеркивая) выдающуюся роль Святого Престола в международных отношениях, по сравнению с ролью Ватикана;
5) Святой Престол – это не просто правительство территориально разграниченного Ватикана, но центр управления Римской католической церковью;
6) управление, юрисдикция или власть города-государства Ватикан основаны на территориальном суверенитете, Святого Престола – покоятся на духовном суверенитете;
7) в рамках современной международно-правовой доктрины имеются два научных представления о том, каким статусом обладает Святой Престол, вступая в международные отношения и осуществляя их с различными государствами – 1) как объединяющий и руководяще-направляющий центр Римской католической церкви; 2) как центр духовного и светского управления городом-государством Ватикан. В своем диссертационном исследовании С.В. Дьяченко придерживается первой точки зрения, обосновывая ее тем, что именно статус Святого Престола в контексте руководства всеми религиозными католическими силами и объединениями обеспечивает ему обладание международной правосубъектностью. Что касается второй точки зрения, то в лице самого Ватикана Святой Престол утверждает свой суверенитет (позиционирует свою независимость) в сфере осуществления миссии духовного характера и содержания в масштабах всей человеческой цивилизации [См.: Дьяченко С.В. Особенности международной правосубъектности Святого Престола: Автореферат дисс. … канд. Юрид. наук: 12.00.10. – М.: Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД России, 2008. – С. 16].
Вместе с тем, поскольку город-государство Ватикан и Святой Престол являются самостоятельными субъектами международных правоотношений, международная доктрина выработала две теории, которые обосновывают и регулируют специфику взаимодействия (взаимоотношений) между Святым Престолом и Ватиканом в правовом плане.
Согласно монистической теории, лишь Святой Престол предстает в статусе полноценного субъекта международного права, Ватикан, в свою очередь, воспринимается как государствоподобное образование, административно-территориальная единица без обладания международной право-субъектностью.
Дуалистическая теория наделяет и Святой Престол, и Ватикан статусами субъектов международного права. Представители данной теории рассматривают Ватикан как государство, но определенного специфического типа. В связи с этим, ему, несомненно, присущи все атрибуты (в том числе, права и обязанности) субъекта международного права. Как кажется, такую позицию разделяет и сама Римская католическая церковь.
В сложившейся ситуации внимание исследователей направлено на обнаружение элементов возможной подчиненности Ватикана Святому Престолу в контексте следующих моделей: зависимости вассального характера, протектората, уний личной и реальной направленности.
На основании вышесказанного, напрашивается следующий вывод: модель взаимоотношений и взаимосвязи Святого Престола и Ватикана в пределах определенной территории в своем роде уникальна, в ней не просматриваются признаки подчиненности одного субъекта другому, она является порождением Латеранских соглашений 1929 г. и норм римского канонического права [См.: Дьяченко С.В. Особенности международной правосубъектности Святого Престола: Автореферат дисс. … канд. Юрид. наук: 12.00.10. – М.: Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД России, 2008. – С. 20-21].
Таким образом, международно-правовой статус города-государства Ватикан обладает следующими системными характеристиками:
1) территорией – которая имеет четко очерченные границы, служит местом нахождения Святого Престола – духовного руководящего и управленческого центра Римской католической церкви;
2) суверенитетом – который имеет не первичный, а производный характер, проистекает из суверенитета Святого Престола;
3) населением – которое не является величиной постоянной, носит переменный характер.