Зачем в советском паспорте нужно было указывать национальность?

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,35) ( 62)
935 просмотров
95 комментариев

Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации.

При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

Всеобщая паспортизация городского населения была объявлена 27 декабря 1932 года, до этого советские паспорта выдавались в качестве «заграничных». В основном, тем гражданам, которым было разрешено и поручено отправляться за рубеж, чтобы представлять там советские интересы. И именно про такой паспорт писал Маяковский в своем бессмертном про «широкие штанины».

Бюрократическая свобода..

Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

Графа о национальности..

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

По национальности отца..

Изначально, согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот национальностей. При этом, как правило, гражданин получавший паспорт, определял свою национальность по национальности отца, хотя были и исключения.

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.

Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.

Гонения по национальному признаку..

Что касается гонений по национальному признаку, то ряд учёных фиксируют в советской истории случаи депортации представителей десяти национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев, карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других.

Также, во времена сталинских чисток, нелегко пришлось советским евреям.

При этом, учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою национальную принадлежность, как «инвалидность пятой группы».

Но стоит снова оговориться, что скорее Сталин и тогдашнее советское руководство увидело в графе «национальность» удобный практический механизм уже после его ввода. Изначально же, «пятая графа» была скорее идеологическим механизмом, и каких-то систематических практик не предполагала.

Что интересно, с крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.

Источник: Приложение spaces.ru

Всем добра 🙏

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Эдуард Р
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 62
Рейтинг 4,36

Комментарии (95)

Вверх
11
Вниз

Но если сейчас не ставят национальность. Тогда почему в Свидетельстве о Рождении некоторым пишут национальность сейчас а русским нет.

+9 / -2

ИгорьПишет 12.11.2019 в 16:46
Тогда почему в Свидетельстве о Рождении некоторым пишут национальность сейчас а русским нет.

В Свидетельстве о рождении пишут сейчас национальность обоих родителей. А что значит "русским нет"? Национальность ребенка не пишут, только родителей.

+4 / -1

Так русский если нет такой нации. То как они напишут там.

+6 / -1

Не понимаю, о чем Вы. У моего 12-летнего ребенка в свидетельстве о рождении записаны национальности родителей, оба русские.

+3 / 0

У цыганей видел свидетельство и написано мать цыганка и отец цыган. И у ребенка стоит цыган.

+5 / -1

А если один родитель русский, а другой, например, татарин? Что должны писать ребенку? И какой смысл?

+1 / 0

Но раньше писали что-то или как.

+4 / 0

ИгорьПишет 12.11.2019 в 17:38
Но раньше писали что-то или как.

Да, ребенка в смешанном браке могли записать башкиром, а могли русским, как хочется родителям. Потом, получая паспорт, можно было поменять национальность, знаю такие случаи, когда у двух родных братьев записаны разные национальности в паспорте То есть реальной картины такая графа все равно не отражает

0

Я знаю что туркам в СССР писали азейбаржанец всем. Но писали

+3 / 0
Юрий
Юрий
13.11.2019 в 13:56
Ростов-на-Дону

===у цыганей=== фэйспалм.

+3 / 0
Юрий
Юрий
13.11.2019 в 13:57
Ростов-на-Дону

А если один родитель татарин, а другой монгол, что писать?

+2 / 0

А что раньше писали.

+3 / 0

ЮрийПишет 13.11.2019 в 13:57

А если один родитель татарин, а другой монгол, что писать?

Вот именно. Потому и смысла писать нет там, где много смешанных браков.

0

Благодарю Вас Игорь 🤝

+4 / 0
Юрий
Юрий
13.11.2019 в 13:54
Ростов-на-Дону

Вы, похоже, не русский, судя по посту.

0

Вот я и сужу по посту. По какой причине не стали указывать национальность. А раньше указывали.

+3 / 0

ИгорьПишет 13.11.2019 в 16:39
По какой причине не стали указывать национальность.

По либеральной...

+7 / 0
Вверх
8
Вниз

Как всегда, интересные факты. Спасибо, Эдуард.

+7 / -1

Благодарю Вас Нина 🌹

+2 / 0

Как всегда у Эдуарда 100% плагиат! Вот источник данной статьи. Подробнее >>>

+4 / -1
Комментарий удалён

Эдуард, у меня НЕТ времени дневать и ночевать на сайте 9111, чтобы копировать на него из Инета статьи. И потом, для сведения, Эдуард... Только УНИЖЕННЫЙ мужчина может оскорбить женщину! Я ставила Вам столько звезд, сколько вы заслуживали по моему личному мнению! Эдуард, стесняюсь спросить... А когда Вы учились в школе, и учитель Вам ставила "3", вы ей кнопки на сто подкладывали? Да?

+4 / 0
Юрий
Юрий
13.11.2019 в 13:51
Ростов-на-Дону

Да!

0

Татьяна ДмитриевнаПишет 12.11.2019 в 18:25
Как всегда у Эдуарда 100% плагиат!

На свой шедевр ссылку скиньте, плиз.

+9 / -1

Вот у ней не получается, так другим решила помешать...

+4 / -2

Эдуард!

По-русски: "у неё"

+7 / 0

Эдуард, теперь мне понятно почему Вы плагиатом занимаетесь! Потому что Вы русский язык знаете на 3, не больше! Какой из вас писатель? ...

+5 / -1
Юрий
Юрий
13.11.2019 в 13:52
Ростов-на-Дону

Чукча не читатель, чукча писатель.

0

Пожалуйста! Подробнее >>>. Жду гневных отзывов! И снижение рейтинга!

+2 / 0

Анекдот вспомнился: "а он не поленился"...

+7 / -1

Я же ссылку оставил в конце публикации, или Вы считаете тут народ тупее чем Вы? Для кого Вы это дублируюете? Здесь нет дураков к Вашему сожалению, у Вас не получается писать публикации, даже дело не в этом, Дело в Вашем отношении к людям которые на этом сайте, Вы почти со всеми переругались и теперь не знаете на ком зло сорвать...

Успокойтесь и делайте то что у Вас лучше всего получается, здесь грязи не надо, Удачи Вам...

+3 / -1

Вот ссылка сайта куда вывела. Вы что, Эдуард, людей за ИДИОТОВ считаете?

+2 / -1

Если Вы бестолковая, зачем людей с толку сбивать, это действительно закрытый ресурс через веб-поиск.

Только через приложение, коту делать не чего он что делает? Вот и Вы займитесь чем нибудь полезный, а то у меня всегда было тут спокойно, пока Вы не появились с негативом... Удачи.

+3 / -3

Что Вы выдумываете? Закрытый ресурс через веб-поиск... Вы сами-то поняли что сказали? Вы и правду называете негативом... С Вами всё в порядке?

+4 / -1

Татьяна, Вас услышали! И что дальше?

Ваша то в этом какая цель?

+2 / -1

Открыть глаза. Кто есть кто,

0

Открыли. Дальше что?

+3 / -2

А теперь закройте.

+7 / -2

То есть Вы покажете, где совесть лежит?

+2 / 0

Это на самом деле так и есть, на этот так не зайти, только через приложение, я то понял и поэтому так в ссылке написал, это Вы не хотите просто услышать, задней нет короче))

+3 / 0

Один все-же союзник нашелся у Вас, который не верит что статья взята в приложении spaces.ru,вот скрин этого приложения.

+3 / -2

Цитата:
Источник: Приложение spaces.ru

Эдуард, да Вам этот источник благодарность должен выразить за его поддержку.

Главное ведь донести интересную мысль для общения в своём окружении, а каким образом она образовалась - это уже не важно.

Так, что всё хорошо. И Вы молодец.

+3 / -1
Юрий
Юрий
13.11.2019 в 13:53
Ростов-на-Дону

Я узрел свет!

0

Нет, не покажу. Потому что в данном случае её у него просто НЕТ!

0

Это подхалим, а не союзник. Жополиз, если говорить простым русским языком! А может быть этот жополиз имеет на Вас, Эдуард, планы?

+1 / 0

А Вы зайдите на этот источник! Там написано: "Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании ФЗ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Хотите узнать подробнее? ОК! ЛОВИТЕ! В соответствии с требованиями законодательства доступ к запрашиваемому Интернет-ресурсу закрыт.

Федеральный список экстремистских материалов Подробнее >>>

Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено http://eais.rkn.gov.ru/

Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространяемую с нарушением исключительных прав http://nap.rkn.gov.ru/

Может быть Вы после этого ПРОЗРЕЕТЕ?

0
Юрий
Юрий
13.11.2019 в 20:26
Ростов-на-Дону

Эдик опять за старое принялся, озорник?

0
Вверх
4
Вниз

Национальность писать надо. Хотя уже и без этого можно определить, что Москвичи - это уже не лягушки, а, простите, азиаты. Которые по русски не понимают. Обидно.

+4 / 0

А как определять национальность в смешанных браках? Исключительно по желанию - нелепо.

+1 / 0

Благодарю Вас Жанна 🌹

+2 / 0

Эдуард, не стыдно наслаждаться от своего плагиата? Гордиться надо СВОИМИ МЫСЛЯМИ, а не чужими). А указанный источник меня привёл совершенно в другую степь... Скажите, что опять ошиблись? Опять случайно... Да?

+2 / 0

Вы не нормальная, займитесь чем нибудь полезным, хотя-бы для себя..

Всё что я хотел выложить людям, я выложил и они мне благодарны, а ссылка нужна ток администрации и вот ещё Вам))) возможно она не работает...

+2 / 0

Вот как раз полезным Вам надо заниматься! А плагиат наказуем! Вы знаете определение этого слова? Об авторских правах слышали когда-либо? Может быть вы ремонт лучше свой закончите, о котором Вы мне в личку писали?

+1 / 0

Я с Вами действительно общался нормально, но если у Вас что-то не так, я в этом не виноват, а зачем Вы мне фото свои шлет? Мне тут подсказали может Вам мужика не хватает, вот Вы к беситесь, так я занят, у меня есть девушка и Вам желаю удачи..

+2 / 0

Вы считаете, что Ваше постоянное выскуливае звёзд в количестве 5 штук это нормально? А. на счёт мужчину кто подсказал? Уж не голос ли СВЕРХУ? Ну, как Джанибекову... тогда, в 1985, когда они реанимировали станцию Салют... Или Вы в личной переписке со своей КОМАНДОЙ сплетнями занимались, и одна из Ваших подружек подсказала, опираясь на свой личный горький опыт?

+1 / 0

Ну да, благодарю Вас Инга Валентиновна 🌹

+2 / 0

Азиат уже с временной пропиской говорит. Ти зачем сюды понаехала тута.

+3 / 0
Вверх
2
Вниз

Хорошая публикация.

+1 / -1

Благодарю Вас Алексей 👍🤝

+2 / 0
Вверх
2
Вниз

100% плагиат! Оригинал статьи здесь. Подробнее >>>

+1 / -1
Вверх
2
Вниз

А вот куда ведет ссылка источника, указанная Эдуардом.

+1 / -1
Вверх
2
Вниз

По национальному признаку были квоты, на учебу, например, если приезжал поступать в МГУ, якут из Якутии, то ему была зеленая улица. Квоты были на работу, например, в Якутии у власти должны быть якуты, ну а русский всегда занимал вторую позицию, хоть может быть русских в республике было много, а титульной нации, мало. Вот именно по этому признаку, русские оставались в СССР в проигрыше, так как квоты были по нац признаку, а не согласно численности населения нации. В республиках русские были ущемлены, опять же в самой России, тоже по квотам наций, как выше приведено по учебе в МГУ, было ущемление русских, как впрочем и сейчас.

+1 / -1

Если я все правильно помню, то в тюменских университетах тоже были квоты на бюджет для коренных народов Севера и в 2005, а не только в СССР) у них и стипендии выше были - что-то им доплачивали как раз за "народность"

+1 / 0

Вот и я о том же. Чтобы было все справедливо, царь должен быть русским.

0
Вверх
2
Вниз

Разве не понятно, какая нация устранила 5-ю графу? Теперь эти нувориши правят бал, а их рупоры на ток-шоу учат нас жизни.

+1 / -1
Вверх
1
Вниз

К сожалению история знает не мало случаев гонений по национальному признаку. Самые страшные из них это холокост и геноцид в Руанде.

+1 / 0

👍👍👍🤝Благодарю.

+2 / 0

И происходят они в том числе по тому, что в странах было не продуманной мигрантско-визовое законодательство! Скоро Зубеки с Аджиками нам такого могут устроить, в "любовь" свою к нам покакжут...

0
Юрий
Юрий
13.11.2019 в 13:58
Ростов-на-Дону

Там тоже евреи? Я так и знал!

0
Вверх
1
Вниз

Скоро перейдем все на электронные паспорта... там и национальность вписывать не надо и так можно будет отследить какие родители, какие болезни и т.д. Все стадо должно быть под контрольно... а графа о национальности в Советском паспорте покажется детским лепетом

+1 / 0

Это точно Александра Игоревна, согласен 👍,благодарю Вас 🌹

+2 / 0

Читайте также

0 X