Кушнир Анна Владимировна
Автор публикации
Кушнир А. В.Подписчиков: 12419
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.5М

Что грозит за административное правонарушение

2 184 просмотрa
142 дочитывания
10 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 13,05 рублей за дочитывания Зарабатывать

Что грозит за административное правонарушение

Рассмотрим некоторые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Доставление

Основной целью доставления как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении является составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления этого административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Принудительная сущность рассматриваемой меры заключается в невозможности лица, подвергаемого доставлению, уклониться от препровождения в указанное сотрудником полиции место под угрозой применения физической силы и специальных средств. Таким образом, ограничивается свобода действий и передвижений правонарушителя.

Помимо составления протокола об административном правонарушении, доставление в большинстве случаев лишает правонарушителя возможности продолжения противоправного поведения, т.е. носит пресекательный характер. Часто именно с доставления начинается весь комплекс процессуальных действий, выполняемых соответствующими должностными лицами при производстве по делам об административных правонарушениях [Пивоваров Д.В. Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции // Научный вестник Омской Академии МВД России. – 2016. – № 1 (60). – С. 25].

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ, доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. Поскольку законодатель прямо не привязал срок доставления к временному измерению, то можно предположить, что в данном случае подразумевается расстояние, по которому будет доставлено физическое лицо должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения [Сухова И.Н. Применение сотрудниками полиции доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (к 90-летию со дня рождения), 21 марта 2014 года: В 3-х частях. – СПб: Изд-во СПб Ун-та МВД России, 2014. – Часть 2. – С. 157-158].

Доставление является распространенной мерой административного принуждения, применяемой сотрудниками полиции. К тому же ряд составов административных правонарушений предусматривает в качестве необходимого элемента место его совершения (например, ст. ст.20.1, 20.2, 20.3, 20.13, 20.17, 20.18, 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ и др.). В данном случае указанные правонарушения возможно пресечь путем удаления правонарушителя с соответствующего места, что произойдет при осуществлении доставления. Таким образом, доставление одновременно с процессуально-обеспечительной целью будет способствовать и пресечению административного правонарушения.

Административное задержание

Административное задержание является одной из четырех мер, предназначенных для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предполагающих принудительное ограничение физической свободы нарушителя. Для него характерны такие признаки, как:

  • нахождение в недобровольном порядке в специально отведенном помещении,
  • изоляция задержанного от общества и семьи,
  • приостановление осуществления трудовых обязанностей,
  • лишение на определенный период времени возможности свободного передвижения и коммуникации с неограниченным кругом лиц.

Совокупность приведенных выше качеств отличает не только рассматриваемую меру административного принуждения.

При оценке законности осуществления административного задержания решающее значение имеет его целеобусловленность.

  • Во-первых, данная мера будет считаться законной, если она производится для того, чтобы лицо, совершившее противоправное деяние, предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.
  • Во-вторых, для нее актуален список общих целей, на достижение которых направлены все меры, играющие обеспечивающую роль в рамках данной разновидности административно-юрисдикционного процесса, приведенный в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ. Среди них, в силу специального упоминания в легальном определении понятия «административное задержание», особое значение имеют обеспечение:

а) правильного и своевременного рассмотрения дела;

б) исполнения вынесенного по делу постановления.

Для признания административного задержания законным недостаточно соблюдение должностным лицом, принимающим решение о применении этой меры административного принуждения, зафиксированных в законе пределов предоставленных ему полномочий.

Помимо соответствия упомянутым выше целям, такое решение должно быть обоснованным и отвечать критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности [Луценко О.А., Дригола Э.В., Малиненко Ю.С. Задержание как мера процессуального принуждения и мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 10 (89). – С. 139].

Законодатель акцентирует внимание на исключительном характере этой меры административного принуждения. Лицо может быть подвергнуто административному задержанию лишь в ситуации, когда такая необходимость продиктована конкретной правоприменительной ситуацией, объективно свидетельствующей о том, что никакие иные процессуальные меры обеспечения административно-деликтного производства не способны в данных условиях обеспечить эффективное достижение вышеназванных целей. Круг субъектов, уполномоченных на принятие такого решения, ограничен.

Привод

В административном праве привод является самостоятельной мерой обеспечения административного производства, закрепленной в ст. 27.15 КоАП РФ. В данной статье есть указание на то, что привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) или органом, уполномоченным на совершение функций по принудительному исполнению исполнительных документов на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.

Содержание привода как меры обеспечения административного производства в законе не раскрыто. Привод применяется в отношении трех категорий субъектов:

  • физических лиц либо законных представителей юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • законных представителей несовершеннолетних лиц, привлекаемых к административной ответственности;
  • свидетелей административного правонарушения.

Что касается времени суток, в которое должен быть осуществлен привод, то ранее привод в ночное время по общему правилу был запрещен. Однако МВД России позволяло производить его в случаях, предусмотренных законодательством РФ, без пояснения, что это за случаи. На данный момент, привод в ночное время законен лишь в случаях, не терпящих отлагательства, но законодатель не закрепляет перечень таких случаев.

Важной проблемой, возникающей на практике при применении привода, остается вопрос о его сроках. На сегодняшний день законодатель не определяет сроки для нахождения лица, в отношении которого применен привод, в месте проведения с ним процессуальных действий [Олейникова А.Я., Кузнецова Ю.М. Привод как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные вопросы юридической науки и практики: Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции (г. Хабаровск, 5 декабря 2017 г.). – Хабаровск: Тихоокеанский Государственный Университет, 2018. – С. 279].

Назначить привод вправе судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Процессуальным актом, которым назначается применение привода, выступает определение. Интересы соблюдения законности при осуществлении привода обусловливают необходимость законодательного закрепления требований к содержанию определения о приводе в ст. 27.15 КоАП РФ.

Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
50 / -9
нет
Показать комментарии (10)
Заработали сегодня
Посмотреть
Ежедневный конкурс лучших постов Подробнее

Читайте также