Чарджбэк, или Что делать, когда списали деньги

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,73) ( 40)
2 573 просмотров
19 комментариев


В век информационных технологий покупка товара в нтернете уже является обычной ситуацией и не вызывает удивления. Мы привязываем банковские карты к своим аккаунтам, оплачиваем покупки онлайн и радуемся тому, что всё можно купить, не выходя из дома.


Но есть у этой процедуры и обратная сторона. Случались ли с вами такие ситуации, когда с вас, например, списали денежные средства за один и тот же товар дважды?

Или ваши знакомые вам жаловались на то, что деньги никуда не переводили, а их вдруг сняли? И кроме как посоветовать обратиться с заявлением в полицию и сказать нечего. Но так ли это?

Возможно, существуют и другие способы вернуть деньги? Давайте разбираться.

Модное слово «чарджбэк»

Что это такое и с чем его едят? Первая ссылка в поисковике нас отправляет в Википедию:

Возвратный платёж (англ. chargeback) — процедура опротестования транзакции банком-эмитентом (в целях защиты прав плательщика), при которой сумма платежа безакцептно списывается с получателя (банка-эквайера) и возвращается плательщику, после чего обязанность доказательства истинности транзакции возлагается на получателя. Технология возврата платежа используется в системах взаиморасчётов по пластиковым картам.

Чарджбэки, эмитенты, транзакции, безакцептно… Мало что прояснилось, правда?

Рассмотрим на примере

Елена просматривала интернет-магазин, где ей приглянулся пуховик за 6000 рублей. Не откладывая в долгий ящик, она решает совершить покупку онлайн. Вводит данные своей банковской карты, жмет кнопку «Оплатить» и обнаруживает, что с карты списано 12 000 рублей. Неприятно, правда? Или, допустим, сидит Александр на работе, делает отчет, а ему приходит уведомление о списании денежных средств с карты, хотя покупки он не совершал, да и данные своей карты никому не передавал. Как быть?

Если списание произошло с платежной системы Visa или Mastercard, то у вас есть все шансы на чарджбэк. Это процедура отмены проведенного платежа. Такую процедуру можно применить только в определенных условиях.

Когда можно провести чарджбэк:

  • при двойном списании денежных средств за одну и ту же услугу,
  • излишнее списание денежных средств,
  • неверное указание даты совершенной операции,
  • списание денежных средств, когда держателем карты никакая покупка не была совершена,
  • несоответствие подписей на карте и в счете,
  • денежные средства списаны, а товар не пришел,
  • товар или услуга получены, а оплата прошла иным способом (наличными, через другие платежные системы),
  • иные мошеннические схемы, не связанные с добровольным переводом денежных средств.

Также чарджбэк возможен при строгом соблюдении сроков: у вас есть 540 дней с даты списания денежных средств. С заявлением о чарджбэке необходимо обратиться письменно в ваш банк, сроки рассмотрения такого заявления – 30 дней.

Как происходит сама процедура?

  • Вы подаете заявление.
  • Банк-эмитент (ваш банк) проверяет основания для чарджбэка и, если все в порядке, направляет запрос в банк-эквайер (банк продавца).
  • Банк-эквайер проверяет сведения и решает проблему либо передает сведения продавцу.
  • Продавец получает запрос и либо удовлетворяет требования, либо отказывает в них.
  • Банк-эквайер передает информацию платежной системе (Visa или Mastercard).
  • Платежная система проверяет переданную информацию и в случае удовлетворения требований делает возврат платежа.
  • Банк-эмитент получает денежные средства и перечисляет их держателю карты либо направляет мотивированный отказ.

Один нюанс заключается в том, что в случаях, когда вами добровольно сделан перевод мошенникам, когда вы самостоятельно направили проверочный код для перевода денежных средств, чарджбэк неприменим. В этом случае вам необходимо обращаться с заявлением в полицию.

Удачных онлайн-покупок!

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Пользовались ли Вы услугой чарджбэка?

Проголосовало: 160

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать Голосовать
Автор: Юрист Зиннурова Зарина Таухитовна
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 40
Рейтинг 4,73

Комментарии (19)

Вверх
3
Вниз

Нормативная база для этого есть?

+2 / -1

Конечно, это предусмотрено Правилами каждой из этих международных платёжных систем. Также был опубликован материал ЦБ РФ - Концепция противодействия недобросовестных действиям на финансовом рынке, которая полностью соотносится с данными правилами. Углубляться в правовые дефиниции не стала, т.к. термины довольно сложные для обывателя

+6 / 0
Вверх
2
Вниз

"Маленький нюанс" на самом деле не маленький! Во многих онлайн-магазинах при оплате картами требуется проверочный код с оборота карты, и получается что покупатель добровольно сообщает этот код.

+2 / 0

Проверочный код приходит на ваш телефон, на обороте-это сидиви-код карты,

0
Вверх
2
Вниз

Одним словом, я предпочитаю в живую прити потрогать и купить. Когда человек поменял живое общение на онлайн, то это уже сурогат, и нечего плакать что списали деньги.

+2 / 0
Вверх
2
Вниз

Покупала картинку на сайте "депозитфото". Вдруг обнаружила, что ежемесячно снимают сумму, указанную при покупке! В банке сделала заявку с претензией, что ничего больше я там не покупала. Банк не торопился проверять платеж. Сама позвонила в компанию. Они сказали, что при покупке я не сняла галочку в строчке "ежемесячная подписка"! Но как могут списываться деньги без ввода одноразового пароля?! Списание денег происходит через месяц после покупки?! Никакого договора с компанией у меня нет! Согласие в письменной форме я не давала! Для меня это осталось загадкой! Ни в банке, ни в Компании я внятного ответа так и не получила. Я просто закрыла карту в этом банке! Жулики!

+2 / 0

В этом случае у вас были все основания подать чарджбэк, скорее всего деньги вернули.

+1 / -1

Я их сама вернула! Банк не принимал никакого участия, хотя заявку я сделала по возврату денег!

0
Андрей
Рейтинг: 4.1k Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг
30.11.2019 в 12:13
Петропавловск-Камчатский

Банк особенно сбер вообще отказывается выполнять эту процедуру.

0

Яркий пример не исполнения законодательства ТЫ! Что говорить о банках без гос. участия?!

+1 / 0
Вверх
2
Вниз

Хостинг при оплате услуги хостинга сайта на год, сам автоматически включил автоплатеж по этой услуге и взимал с меня деньги каждый год без моего ведома два раза за два года. В последний раз я это заметила и попросила банк отменить платеж. Банк рассматривает мое обращение. Хостинг тоже я известила, он тоже рассматривает. Думаю, что везде получу отказ. В пользовательском соглашении, которое никто никогда не читает (километры текста), которое тебе показывают перед тем, как ты зарегитсрируешься на хостинге, написано о том, что автоплатеж включается автоматически. Но я этого не читала и не знала. И перед снятием с меня эти денег меня об этом не извещали. А интервал между этими платежами - год, легко забыть о том что у тебя вообще есть сайт. Я и забыла, потому что не использую его эти два года. И они сняли с меня 11 тысяч за эти два года. На чьей стороне правда и как добиться возврата денег?

+2 / 0
Вверх
1
Вниз

Муравью болт приделать.

0 / -1
Вверх
1
Вниз

Спасибо. Очень доступно написано. Но было бы хорошо добавить в саму статью указание на то, что это предусмотрено правилами платежных систем.

Интересно, а у МИРа такое есть?

+1 / 0

Точно не знаю, да, надо будет уточнить в правилах Мир, но есть такое подозрение, что нет и не будет.

0

Но они тут написали, что МИР будут принимать, где-то заграницей. Страну к сожалению не запомнила, так что по идее у них то же это должно быть.

0
Вверх
0
Вниз

Банковские движки, а как с законом потребителей?

0
Вверх
0
Вниз

Ага скажут через 100 дней вернут а лучше вообще не покупать в инете это же страна жуликов.

0

Читайте также

0 X