
Чарджбэк, или Что делать, когда списали деньги
Краткое содержание:
В век информационных технологий покупка товара в нтернете уже является обычной ситуацией и не вызывает удивления. Мы привязываем банковские карты к своим аккаунтам, оплачиваем покупки онлайн и радуемся тому, что всё можно купить, не выходя из дома.
Но есть у этой процедуры и обратная сторона. Случались ли с вами такие ситуации, когда с вас, например, списали денежные средства за один и тот же товар дважды?
Или ваши знакомые вам жаловались на то, что деньги никуда не переводили, а их вдруг сняли? И кроме как посоветовать обратиться с заявлением в полицию и сказать нечего. Но так ли это?
Возможно, существуют и другие способы вернуть деньги? Давайте разбираться.
Модное слово «чарджбэк»
Что это такое и с чем его едят? Первая ссылка в поисковике нас отправляет в Википедию:
Возвратный платёж (англ. chargeback) — процедура опротестования транзакции банком-эмитентом (в целях защиты прав плательщика), при которой сумма платежа безакцептно списывается с получателя (банка-эквайера) и возвращается плательщику, после чего обязанность доказательства истинности транзакции возлагается на получателя. Технология возврата платежа используется в системах взаиморасчётов по пластиковым картам.
Чарджбэки, эмитенты, транзакции, безакцептно… Мало что прояснилось, правда?
Рассмотрим на примере
Елена просматривала интернет-магазин, где ей приглянулся пуховик за 6000 рублей. Не откладывая в долгий ящик, она решает совершить покупку онлайн. Вводит данные своей банковской карты, жмет кнопку «Оплатить» и обнаруживает, что с карты списано 12 000 рублей. Неприятно, правда? Или, допустим, сидит Александр на работе, делает отчет, а ему приходит уведомление о списании денежных средств с карты, хотя покупки он не совершал, да и данные своей карты никому не передавал. Как быть?
Если списание произошло с платежной системы Visa или Mastercard, то у вас есть все шансы на чарджбэк. Это процедура отмены проведенного платежа. Такую процедуру можно применить только в определенных условиях.
Когда можно провести чарджбэк:
- при двойном списании денежных средств за одну и ту же услугу,
- излишнее списание денежных средств,
- неверное указание даты совершенной операции,
- списание денежных средств, когда держателем карты никакая покупка не была совершена,
- несоответствие подписей на карте и в счете,
- денежные средства списаны, а товар не пришел,
- товар или услуга получены, а оплата прошла иным способом (наличными, через другие платежные системы),
- иные мошеннические схемы, не связанные с добровольным переводом денежных средств.
Также чарджбэк возможен при строгом соблюдении сроков: у вас есть 540 дней с даты списания денежных средств. С заявлением о чарджбэке необходимо обратиться письменно в ваш банк, сроки рассмотрения такого заявления – 30 дней.
Как происходит сама процедура?
- Вы подаете заявление.
- Банк-эмитент (ваш банк) проверяет основания для чарджбэка и, если все в порядке, направляет запрос в банк-эквайер (банк продавца).
- Банк-эквайер проверяет сведения и решает проблему либо передает сведения продавцу.
- Продавец получает запрос и либо удовлетворяет требования, либо отказывает в них.
- Банк-эквайер передает информацию платежной системе (Visa или Mastercard).
- Платежная система проверяет переданную информацию и в случае удовлетворения требований делает возврат платежа.
- Банк-эмитент получает денежные средства и перечисляет их держателю карты либо направляет мотивированный отказ.
Один нюанс заключается в том, что в случаях, когда вами добровольно сделан перевод мошенникам, когда вы самостоятельно направили проверочный код для перевода денежных средств, чарджбэк неприменим. В этом случае вам необходимо обращаться с заявлением в полицию.
Удачных онлайн-покупок!
Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться
Пользовались ли Вы услугой чарджбэка?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментарии (19)


Нормативная база для этого есть?
Конечно, это предусмотрено Правилами каждой из этих международных платёжных систем. Также был опубликован материал ЦБ РФ - Концепция противодействия недобросовестных действиям на финансовом рынке, которая полностью соотносится с данными правилами. Углубляться в правовые дефиниции не стала, т.к. термины довольно сложные для обывателя


"Маленький нюанс" на самом деле не маленький! Во многих онлайн-магазинах при оплате картами требуется проверочный код с оборота карты, и получается что покупатель добровольно сообщает этот код.


Одним словом, я предпочитаю в живую прити потрогать и купить. Когда человек поменял живое общение на онлайн, то это уже сурогат, и нечего плакать что списали деньги.


Покупала картинку на сайте "депозитфото". Вдруг обнаружила, что ежемесячно снимают сумму, указанную при покупке! В банке сделала заявку с претензией, что ничего больше я там не покупала. Банк не торопился проверять платеж. Сама позвонила в компанию. Они сказали, что при покупке я не сняла галочку в строчке "ежемесячная подписка"! Но как могут списываться деньги без ввода одноразового пароля?! Списание денег происходит через месяц после покупки?! Никакого договора с компанией у меня нет! Согласие в письменной форме я не давала! Для меня это осталось загадкой! Ни в банке, ни в Компании я внятного ответа так и не получила. Я просто закрыла карту в этом банке! Жулики!
В этом случае у вас были все основания подать чарджбэк, скорее всего деньги вернули.


Хостинг при оплате услуги хостинга сайта на год, сам автоматически включил автоплатеж по этой услуге и взимал с меня деньги каждый год без моего ведома два раза за два года. В последний раз я это заметила и попросила банк отменить платеж. Банк рассматривает мое обращение. Хостинг тоже я известила, он тоже рассматривает. Думаю, что везде получу отказ. В пользовательском соглашении, которое никто никогда не читает (километры текста), которое тебе показывают перед тем, как ты зарегитсрируешься на хостинге, написано о том, что автоплатеж включается автоматически. Но я этого не читала и не знала. И перед снятием с меня эти денег меня об этом не извещали. А интервал между этими платежами - год, легко забыть о том что у тебя вообще есть сайт. Я и забыла, потому что не использую его эти два года. И они сняли с меня 11 тысяч за эти два года. На чьей стороне правда и как добиться возврата денег?


Спасибо. Очень доступно написано. Но было бы хорошо добавить в саму статью указание на то, что это предусмотрено правилами платежных систем.
Интересно, а у МИРа такое есть?


Банковские движки, а как с законом потребителей?


Ага скажут через 100 дней вернут а лучше вообще не покупать в инете это же страна жуликов.








Читайте также







