Формы и методы реализации прокурорского надзора в случаях выявления нарушений в сфере ОРД (1)

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 16)
198 просмотров
5 комментариев

Эффективность прокурорского надзора зависит не только от своевременности и полноты выявления нарушений закона, но и, вне меньшей степени, от быстрого и полного реагирования на эти нарушения, от реального их устранения, восстановления прав и законных интересов граждан, ущемленных нарушением закона, от привлечения к ответственности виновных лиц.

Уполномоченный прокурор по надзору за ОРД в соответствии с законодательством России обязан принять меры по восстановлению прав и законных интересов, возмещению материального вреда.

Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не устанавливает форму указаний прокурора, поэтому можно предположить, что они могут быть как устными, так и письменными. Однако письменная форма указаний предпочтительней, так как она позволяет проконтролировать их исполнение, способствует повышению ответственности должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Указания прокурора должны быть четкими, конкретными, точными, чтобы они были поняты и правильно исполнены соответствующим должностным лицом.

Обжалование указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. При несогласии с указанием руководитель оперативно-розыскного органа, не приостанавливая его исполнения, направляет указание и свои письменные возражения на него вышестоящему прокурору через своего непосредственного или прямого начальника.

Указания прокурора, касающиеся проведения оперативно-розыскной деятельности, адресуются соответствующему руководителю оперативного подразделения, а не конкретному сотруднику. Определение и назначение должностного лица, ответственного за исполнение указаний прокурора, является исключительной компетенцией руководителя оперативного подразделения. Прокурор не вправе вмешиваться в решение этого вопроса.

При этом необходимо иметь в виду, что руководители оперативных подразделений несут персональную ответственность за организацию оперативно-розыскной деятельности [Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Буркова Е.А. Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (постатейный) / Под ред. Н.С. Мановой. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/] в целях принятия исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан, недопустимости нарушений установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, за неправомерным или несанкционированным использованием технических средств, обеспечением конспирации в оперативно-розыскной работе, соблюдением режима секретности в делопроизводстве, защищенностью системы оперативного учета от возможной утечки оперативной информации.

Указания прокурора не должны содержать обязательных предписаний о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий, их месте, времени и тактике, т.к. эти вопросы решаются оперативными работниками самостоятельно.

Вместе с тем, прокурора нельзя лишать возможности изложить в указании свое мнение о целесообразности проведения того или иного конкретного оперативно-розыскного мероприятия, но это мнение не будет иметь обязательного значения, и в этой части указание может быть исполнено или не исполнено, исходя из собственного усмотрения должностного лица ОВД.

Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает права прокурора отменять незаконные и необоснованные постановления должностных лиц оперативно-розыскных органов.

Однако, при обнаружении правового акта (приказа, указания, распоряжения, постановления), принятого руководителем полиции и противоречащего закону, прокурор его опротестовывает в соответствии со ст. 23 Закона № 2202-1. Протест приносится должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт, и подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления. Прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона. О результатах рассмотрения протеста прокурору должно быть сообщено в письменной форме. По вопросу отмены незаконного правового акта прокурор может обратиться в суд.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт. В нем должно содержаться требование о приведении акта в соответствие с действующим законодательством либо о его отмене.

Возможность принесения протеста в вышестоящий орган законом не предусмотрена, но она и не исключается. В данном случае следует исходить из того, что вышестоящий и нижестоящий органы выступают элементами одной системы, от лица которой они действуют и которую представляют в сфере правоприменительной деятельности.

Кроме того, прокурором могут быть опротестованы постановления руководителя оперативного подразделения о проведении следующих оперативно-розыскных мероприятий: проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения.

При рассмотрении вопросов, касающихся предмета и пределов надзора прокурора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, мы отметили, что законность и обоснованность решения суда о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, в предмет надзора не входят.

Данное утверждение основано на анализе действующего законодательства, из которого видно, что прокурор не обладает никакими правовыми средствами для принятия мер к отмене незаконного и необоснованного судебного решения.

Прокурором может быть опротестовано и постановление руководителя оперативного подразделения о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну и перечисленных в ч. 1 ст. 12 Закона № 144-ФЗ.

Для устранения нарушений закона, допущенных в оперативно-розыскной деятельности, прокурор может использовать правовые формы и методы, относящиеся к надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Мурсалов Асхат Вилаят оглы
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 16
Рейтинг 5,00

Комментарии (5)

Вверх
1
Вниз

Интересная информация. Спасибо).

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

Из практики видно, часто прокуратура в одной спайке с ОВД, либо ни чего не хочет делать. Пора законом запретить пересылать проверку жалоб обратно в нижестоящие органы на которые жалуются.

+1 / 0

Это было бы очень здорово!

0

Читайте также

0 X