Ох, нелёгкая это работа – «выбить» деньги с Аэрофлота! История пропавшего чемодана

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,57) ( 21)
1 266 просмотров
16 комментариев

3 апреля 2017 года Россия присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года об унификации правил международных воздушных перевозок. И со всех каналов российского телевидения эта радостная новость лилась в массы.

Предполагалось, что приведение воздушного законодательства в соответствие с нормами Монреальской конвенции значительно улучшит права потребителей услуг в сфере пассажирских авиаперевозок за счет повышения верхнего предела выплачиваемых компенсации за нарушения правил перевозок. Для сравнения: в соответствии с Воздушным кодексом РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере не более чем пятьдесят процентов провозной платы (стоимости билета). Монреальская конвенция этот предел увеличивает до 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира, что в рублях на момент написания статьи составляет 88 138 рублей. (Посмотреть курс СПЗ на конкретную дату можно на официальном сайте ЦБ РФ).

И казалось бы – все хорошо! Если бы не одно «но»: суды РФ избирательно применяют Монреальскую конвенцию в отношении российских авиакомпаний, а то и вовсе игнорируют её.

Случай из практики

Эта статья основана на реальных событиях и материалах гражданского дела.

17 июля 2017 года семья из трех человек отправилась в отпуск в Германию на три недели рейсом авиакомпании ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» по маршруту Москва – Мюнхен. В аэропорту Шереметьево при регистрации были сданы в багаж два чемодана. В аэропорт Мюнхена один из чемоданов весом 21 кг так и не прилетел. Прошел отпуск. Семья вернулась в Москву 4 августа 2017 года. Багаж был возвращен только 16 сентября 2017 года.

20 сентября 2017 года хозяйка чемодана направила в адрес ПАО «Аэрофлот» заявление с требованием о выплате штрафа в размере 1 000 специальных прав заимствования, как это и предусмотрено Монреальской Конвенцией, за просрочку доставки багажа за период с 17 июля 2017 года по 16 сентября 2017 года, а также компенсации расходов в размере, понесенных при самостоятельной доставке багажа из аэропорта Шереметьево к месту проживания.

19 октября 2017 года ею был получен ответ от ПАО «Аэрофлот», в котором было указано о принятии решения возместить в качестве компенсации сумму в размере 100 долларов США (5 988 рублей) и 3 000 рублей за транспортные расходы, связанные с поездкой за багажом.

Не согласившись с таким размером компенсации, владелица чемодана обратилась в суд с иском о взыскании штрафа в размере 1 000 СПЗ, штрафа за отказ добровольно выполнить требования потребителя в размере 50% от присужденной суммы, а также морального вреда.

Итог: суд ограничился применением норм Воздушного кодекса РФ, полностью проигнорировав нормы международного договора, и указал, что размер штрафа составляет 50% от стоимости билета.

Вышестоящие инстанции оставили решение без изменения. Более того, апелляционная инстанция согласилась с тем, что статья 22 Конвенции определяет верхний предел ответственности перевозчика, но при этом она (коллегия) не находит нарушений при произведении судом первой инстанции расчетов. Вывод странный и нелогичный.

Выводы

Изучив практику по аналогичным делам, приходишь к выводу, что чаще всего суды просто, что называется, закрывают глаза на существование Монреальской Конвенции, когда речь идет о взыскании штрафов с российских перевозчиков.

Совсем другая ситуация, если стороной по делу является иностранная авиакомпания. В таких делах, суды охотно цитируют нормы Монреальской Конвенции, а также российское право о преимуществе норм международных договоров в случае их расхождения с нормами внутреннего законодательства.

Единого мнения у судов нет. Дабы не быть голословной указываю номера некоторых гражданских дел:

  • апелляционные определения Московского городского суда № 33-17917/18, № 33-50391/18, № 33-21028/18,
  • Бюллетень судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (четвертый квартал 2018 г.) (утв. постановлением президиума Свердловского областного суда от 23.01.2019).

Если у читателей данной статьи есть аналогичный опыт, предлагаю написать об этом в комментариях.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Сталкивались ли Вы с пропажей, утерей или повреждением багажа при перелёте?

Проголосовало: 110

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Автор: Юрист Воробьева Наталья Григорьевна
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 21
Рейтинг 4,57

Комментарии (16)

Вверх
16
Вниз

Также летел Аэрофлотом из Питера в Москву и оттуда в ТАй. при перелете мой багаж из Питера в Мрскву потеряли. Отправили в Ростов на Дону. в итоге весь отпуск провел без своих вещей. По прилету попросил возместить ущерб. Возместили в размере 837 рублей за две недели без вещеей на отпуске. Это у них нормальная практика. На предложение оплатить купленный минимальный набор вещей в виде шорт и сланцев с футболкой-отказали. Мол ваши проблемы, отдыхайте нагишом господа! Россия 2019 г-что дальше?

+16 / 0
Вверх
14
Вниз

За багаж до сдачи его в аэропорту отвечает пассажир, после погрузки на борт аэропорт отправления. Если багаж загрузили, но хозяина не нашли, его снимают ещё до вылета воздушного судна. Скорее всего, эта семья оставила этот факт без должного внимания, итог такого пофигизма закономерен.

0 / -14

Что значит загрузили, а хозяина не нашли?. Они что в куче чемоданов выбирают один и кричат чей? ни чей? о хозяина не нашли. И каким образом я должна узнать, что они у принятого ими же чемодана с наклеенной биркой не нашли хозяина?

+12 / -1

Неправда ваша.

0
Вверх
13
Вниз

Значит сверху спущено такое указание - прикрывать отечественные компании, обжаловать в Верховный и смотреть на определение.

+13 / 0
Вверх
4
Вниз

Интересная статья. Хороший анализ. Информация

может пригодиться.

Спасибо.

+4 / 0
Вверх
2
Вниз

Вывод простой: граждане, не летайте самолетами "Аэрофлота".

+2 / 0
Вверх
2
Вниз

Слава Богу, пока не терялся багаж, но неоднократно не успевали перегрузить при следовании транзитным рейсом. Приходилось ждать часами следующего рейса в аэропорту прибытия. А за это никто не понёс наказания и не возместил потери. Типа: вернули - радуйся.

+2 / 0
Вверх
2
Вниз

А что Вы хотели от Басманного правосудия?

+2 / 0
Вверх
1
Вниз

Чтобы не иметь таких стрессов, стараюсь летать без багажа.

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

О подоплеке еще одной стороны этого вопроса очень хорошо тут https://mmironov.livejournal.com/ (Воровство как стратегия мотивации персонала)

+1 / 0

Спасибо за информацию!

0
Вверх
1
Вниз

Выбить деньги с кого-либо вообще задача не из лёгких!

+1 / 0
0 X