КАК ПОЛУЧАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (0,00) ( 0)
214 просмотров
0 комментариев

Научная революция породила обилие информации, которая нуждается в систематизации и доступном, ясном ее изложении. Как часто, бороздя бескрайние просторы Инета в поисках нужной информации, остаемся мы без улова, тратим бесценное время и «топливо» натыкаясь на подводные рифы многословия, непонимания и малосодержательности. Тут бы пригодились хорошая карта и грамотный лоцман!

К какому врачу обратиться, скажем, если болит голова?

Может и не к врачу идти за советом, а к другому какому специалисту?

Или: просто подышать свежим воздухом, или хотя бы на время прекратить стучать молотком по темечку?

Вот ведь в чем незадача! Не всегда знаем мы, что же нам нужно.

Одно ясно точно: хочется жить лучше в материальном смысле, в смысле здоровья, да и во всех других смыслах.

Самое интересное, что одних знаний и желаний для этого мало.

Необходимо еще умение всем накопленным и приобретенным правильно воспользоваться. А это – информация уже несколько иного рода.

Здесь неплохо бы иметь варианты. При этом, чем проще и быстрее, тем лучше. Да еще - чтобы не было ненужных побочных эффектов и нежелательных последствий.

Специалисты различных отраслей знаний зачастую, действуют разобщено и не всегда понимают друг друга в силу различия в терминологии и личных амбиций. Между тем, понимание сути многих открытий и их практическое применение для решения жизненных задач актуально и доступно без специальной подготовки.

Вот тогда просто необходимы дилетанты, т.е. люди, обладающие поверхностными знаниями во многих областях

Понятие "дилетант" обросло многочисленными значениями, таит массу смыслов, пуще всего пренебрежительных. В ходу такие характеристики, как "невежда", "верхогляд", "аутсайдер" и другие, столь же энергичные выражения. Однако, попробуем копнуть поглубже.

"Это слово происходит от итальянского "дилетто", означающее "удовольствие". Оно и приклеилось к человеку, которому работа в смежной области знания доставляет радость и который занимается ею просто так, в свое удовольствие. Дилетант - значит неспециалист, точнее, не получивший специального образования в той отрасли науки, где он отваживается что-то сказать. И садится он "не в свои сани" именно потому, что увлечен, интересно. Между тем это - сведущий в своей сфере специалист и, уж во всяком случае, незаурядный ум, только проявивший любопытство к делам соседа. Другой вид дилетантов - самоучки. Хотя они до всего дошли сами, их успехи в науке порой внушительнее, чем у иных титулованных специалистов. (А. Сухотин, «Парадоксы науки», М., 1978).

Нельзя объять необъятное» – говорили древние мудрецы, а Козьма Прутков, соглашаясь с ними, добавлял при этом - «однако - попытаться – стоит». Естественно - возникновение целого ряда вопросов типа:

"Кому и для чего это нужно? Где взять время? Как понять и использовать?" Первый вопрос можно считать чисто риторическим, поэтому целесообразно перейти сразу ко второму и по ходу его прояснения автоматически получить ответы и на следующие два, как и на множество других по мере их поступления.

Поверьте, не очень приятно почувствовать себя дилетантом в той сфере, где ты не новичок и кое-чего уже достиг. Когда в свое время я столкнулся с задачей, где мой профессиональный опыт мог оказаться помехой, то поначалу растерялся.

К кому обратиться за информацией и за разъяснениями по неясным вопросам? Ну, конечно – к специалистам! А кого же следует считать специалистом? Вот ведь – вопрос. – Ученого теоретика, профессионала – практика или просто-эрудированного опытного человека. Задумаешься тут…

Интересно, что прошлый опыт ничему не учит. И реки вспять уже поворачивали, и воробьев истребляли, и милостей от природы не ждать призывали. Можно, конечно, и поэкспериментировать, потыкаться, рискнуть, но разумнее все же – обратиться к опыту поколений, к учениям просветителей и мудрецов.

Вот, к примеру – заболела голова. Что делаем? Таблетки принимаем, лучше - импортные и подороже и побольше, чтоб наверняка.

То, что потом могут почки заболеть или аллергия появится, так это же потом и, может, не от таблеток этих вовсе. А может прогуляться полчаса перед сном надо было или жидкости побольше пить, чтобы организм лучше работал? Так это ведь слишком просто, да и не привыкли мы...

Или взять глину, которой хватает везде. Вот: чудо – лекарство!

И токсины из организма выводит, и микроэлементы в ней необходимые, и раны заживляет. Чем не панацея от хвори?

Жаль, что коммерции на ней не построишь, не то, что на таблетках.

Еще одно универсальное лекарство – смех. Очень эффективное и недорогое. А еще – арттерапия. Это и музыка, и искусство, и цвет, и запах.

Чего уж проще и естественнее?

Самое интересное, что даже официальная наука с удивлением признает, что многие современные открытия уже давно известны и изложены в эзотерических и религиозных учениях. Странно, что Платон, Аристотель, Авиценна и даже Пифагор знали многое из того, что науке еще только предстоит открыть. История свидетельствует, что признанные научные истины не раз опровергались или подвергались коренной ревизии. Шарлатанов в науке вместе с тем немало и лженаука во всех отраслях тоже, к сожалению, пустила свои корни.

Как же отличить одно от другого, где истина?

Замечательно до чего сейчас дошла наука! Представители одной группы ученых считает энергию разновидностью материи, сторонники энергетической основы мироздания утверждают, что материальные объекты являются грубой формой энергии. Существует еще одно мнение, что первоисточник всего – информация, преобразуемая энергетическим путем в материю. Кто же из них прав? А может и все правы?

Не может быть такого! Очень даже может! Вспомним из курса школьной физики, как двое известных и весьма уважаемых ученых спорили о волновом или корпускулярном характере светового излучения.

Оказывается, одно другому не противоречит, а только дополняет.

Надо же…Но как во всем разобраться? Как применять знания?

Ответы очень просты и очевидны:

1. надо захотеть, 2. надо постараться, 3. надо поверить и потом проверить. Но и это не самое главное. Прежде всего, надо отбросить гордыню и страх. "Да это мы знаем",-скажут многие. Так в чем же дело?

А дело в привычке, в лени, в консерватизме. Замкнутый круг получается.

Человек может все. Жизнью доказано. Значит, нужен рычаг и точка опоры. Лучший рычаг – мотивации. А точка опоры - знания или информация.

Ошибки имеют одно полезное свойство – способствуют наработке опыта, Хотя и полезно учиться на чужих ошибках, но свои как-то роднее.

Как установить истинность информации? Наверное, ее надо проверить. Самый короткий путь - стабильность и повторяемость результата.

Если любая кошка, даже будучи голодной, категорически отказывается от пищи, приготовленной на микроволновке, стоит задуматься. Если гупии - живородящие рыбки, поплавав пару часов в банке перед включенным монитором, теряют свои репродуктивные функции, а цветок рядом с нефритовой пирамидкой долго не вянет, надо бы учесть и поискать информацию в различных независимых источниках. Они ведь все тоже живые, как и мы – и кошка эта, и рыбки, и даже – цветок.

Всем известно, что в мире и в природе все взаимосвязано и построено на принципах подобия и взаимного обмена. Поэтому для успешного решения любого вопроса нужен, прежде всего, качественный анализ проверенной информации, создание на его базе концепции, разработка стратегии и составление программы с разбивкой ее на этапы. Без этого невозможно достижение поставленных целей.

Вот еще один вопрос. Всегда ли знаем мы, чего хотим?

Какой дом вы хотите построить? – спрашиваю я заказчика. « Большой и красивый»,-часто слышу в ответ. Насколько большой и как уточнить понятие « красивый»? Считается, что архитектор знает это лучше заказчика.

Говорят, что заказчик всегда прав. Кто платит, тот и заказывает музыку. Все правильно. Однако как может быть прав человек, который толком не знает, чего он хочет и зачастую меняет свои требования на противоположные. Что касается музыки, если заказчик знает, как ее создать, то зачем ему нужен композитор? Если у заказчика нет вкуса, а композитор или архитектор не могут найти с ним общего языка, то шедевра не получится. И здесь все построено, прежде всего, на правильном обмене информацией.

Наша жизнь состоит из отдельных мгновений. Поэтому от рационально потраченного времени зависит качество жизни. Где же взять это время и как им эффективно воспользоваться? Это - вопрос из вопросов. Здесь явно необходим поиск нестандартных решений.

.

Этапы овладения информацией

Системное планомерное овладение информацией позволит избежать необоснованных затрат времени и сил, даст возможность более полноценного и всестороннего использования ее, сократит долю возможных ошибок и отрицательных последствий

Основных этапов овладения информацией не так много:

1. ПОИСК, 2. ПОНИМАНИЕ, 3. ОТБОР, 4. ПРОВЕРКА, 5. УСВОЕНИЕ, 6. ПРИМЕНЕНИЕ, 7. ПРОДВИЖЕНИЕ, 8. ОСВОЕНИЕ.

У каждого этапа овладения информацией свое назначение и задачи.

1. Для эффективного поиска нужной информации необходимо помимо определения возможных путей и направлений обратить внимание на обзорные и популярные статьи, литературу, где изложение дано в доступной и лаконичной форме.

2. Для лучшего понимания изложенного следует упростить и сократить текст, воспользоваться схемами и таблицами

3. При отборе материала желательно руководствоваться его практической ценностью и возможностью быстрого освоения и применения

4. Проверка достоверности материала возможна сопоставлением его с аналогами и анализом критических отзывов и дискуссий.

5. Для более эффективного и быстрого усвоения необходим повтор в разных вариантах и многократное практическое применение.

6. Применять полученную информацию следует осознанно поэтапно и последовательно от простого к сложному с постоянной мотивацией.

7. Для более успешного продвижения информации целесообразно привлечение сподвижников и единомышленников с распределением функций и определением конкретных промежуточных задач и сроков их решения.

8. Лучшим вариантом освоения новой информации является ее практическое использование и постоянное обучение лиц, заинтересованных в ней.

Все предлагаемые этапы связаны между собой и предполагают системный творческий подход для их освоения с учетом поставленных задач, личных психофизиологических особенностей и возможностей, а также-сотрудничество с распределением функций и разделением обязанностей.

САМОУЧИТЕЛЬ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЭРУДИТА-ДИЛЕТАНТА

(как выплыть в море информации и избежать подводных рифов)

Что надо знать дилетанту?

Выбрав примерное направление поиска, МОЖНО БЕЗ ТРУДА ПРИЧАЛИТЬ К НУЖНОМУ БЕРЕГУ И БЫСТРО ВЕРНУТЬСЯ С БОГАТЫМ УЛОВОМ.

Однако совсем не обязательно заплывать очень далеко. Много полезной информации можно получить и по ходу в предельно сжатом и наглядном виде. Важно только – не проплыть мимо.

Все в мире взаимосвязано. Поэтому, обнаружив ответы на свои вопросы можно одновременно получить много полезной информации и для ответа на другие, которые первоначально могли и не прийти в голову.

Где, все же взять время, чтобы получить и разобраться в информации, как определить насколько она истинна и что в ней является главным?

Каждый волен решать это сам, но прежде чем отвергать и ли соглашаться, неплохо бы ознакомиться с разными мнениями и помнить о том, что наука уже не раз отказывалась от некоторых своих фундаментальных установок и о том, что существуют и иные пути познания, совершенно не противоречащие истинной науке, а дополняющей ее.

Как решая эту задачу, а затем и многие другие, снизить риск отрицательных последствий? Очевидно, что необходим современный системный подход, новые научные технологии.

Основные вопросы, возникающие при работе с информацией:

1. ГДЕ ВЗЯТЬ ВРЕМЯ. 2.ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА, 3. КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, 4. КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА 5. КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ, 6. ВСЕЛЕННАЯ И ЕЕ ЗАКОНЫ, 7. ИНФОРМАЦИЯ И ЭНЕРГИЯ,

8. ГАРМОНИЯ КРАСОТА И ЛЮБОВЬ,

Если разбить каждый из этих разделов еще на восемь подпунктов, а те, в свою очередь, - еще на восемь, то можно получить вполне качественную сеть для поиска неуловимой информации.

В заключение несколько мыслей об информации и путях ее реализации, Термин «информация» имеет более 30 значений, порой весьма отличающихся по смыслу. Неудивительно, что существенная часть ее остается доступной только для избранных, имеющих специальную подготовку и владеющих терминологией.

Значительная часть информации может быть утеряна при сокращении или упрощении, что может привести к искажениям и упущениям.

Как же совместить на первый взгляд несовместимые требования?

Один из выходов - поэтапная обработка при максимальном сокращении информации со ссылкой на первоисточник.

Научно обосновано, что наиболее оптимальным для восприятия понимания и воспроизведения является объем информации не превышающий 10 страниц машинописного текста или 10 минут словесного сообщения.

Важно также, чтобы оно включало в себя не более 7 - 8 единиц разноплановой информации. На этих принципах и строятся рекомендации самоучителя дилетанта, главная задача которого послужить путеводителем в море информации, правильно сформулировать задачу и оказать содействие в поиске эффективного ее решения. Один из основных советов при этом - уделять внимание качественной стороне, руководствуясь принципами бритвы Оккама - отсекать все лишнее и малозначительное.

(продолжение следует)

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Альберт
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00

Читайте также

0 X