Клевещите, клевещите, - что-нибудь да останется.

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,00) ( 27)
379 просмотров
17 комментариев

Картина итальянского художника Сандро Боттичелли «Клевета» 1495 год.

Злословие даже без доказательств оставляет прочные следы.


1.

Известный итальянский художник эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы, Сандро Боттичелли одним из первых итальянских мастеров обратился к теме из античных сюжетов. При создании картины “Клевета” он использовал трактат Лукиана “О клевете” с описанием картины древнегреческого художника Апеллеса.

На аллегорическом полотне Боттичелли «Клевета» (1495 г), Клевета - девушка в обличии невинности, с милым неиспорченным лицом, одной рукой держит зажженный факел - огонь неправды, сжигающий истину, а другой рукой тянет за волосы Невинность, раздетого юношу-обвиняемого.

Невиновность, находящаяся в самом униженном состоянии, в виде юноши без одежд, находится меж двумя Судами – неправедным земным, в образе царя Мидаса, и высшим, бесстрастным, в образе совершенной, обнажённой Истины.

Царь Мидас сидит на троне справа - аллегория Глупости, т.к. не может принять решение своим умом и сердцем, чувством справедливости. Простирая слабый, неуверенный жест рукой в сторону обвиняемого, он опустил голову, прикрыл глаза и внимательно слушает наговоры Невежества (неведения) и Подозрения в образе двух женщин со злыми лицами и ужимками. Царь Мидас изображен с ослиными ушами, что является символом глупости.

Зависть в образе человека, похожего на разбойника, в черных одеждах, протягивает вытянутую левую руку почти до лица Мидаса, что говорит о его безграничном влиянии на царя. Правой рукой он держит Клевету, с которой заодно.

Царь Мидас, мыслями которого руководит Зависть (злоба) готов выслушать и принять любую клевету, тем более, что внешность девушки внушает доверие. Он забыл, что внешность бывает обманчива. Так же как и Коварство, и Обман, в образах двух прекрасных женщин, которые поддерживают и возвеличивают Клевету, украшают её лентами и розами, чтобы отождествить с чистотой и правдой.

Обвиняемый юноша, которого держит Клевета, своей наготой показывает, что ему нечего скрывать от судьи. Он молитвенно сложил руки, молит к справедливости, которой нет на картине, просит разобраться.

Фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в обществе.

Истина обнажена, голая истина, изображена как монументальный образ Правды, своей наготой олицетворяет чистоту и правду. Простирая вверх руку, она обращается к тому, от кого зависит последнее решение о правде и лжи.

И последний образ - Раскаяние (угрызения совести) изображает старуха-плакальщица в траурных одеждах со скрещенными в покорности руками. Вопрошающим взглядом, искоса, она смотрит на возвышенную Истину, на что-то надеется, хотя уже знает, какое будет решение.

2.

«Клевещите, клевещите, - что-нибудь да останется».

Это выражение приводится английским философом Френсисом Беконом, который пишет: «…как говорится обыкновенно: клевещи, клевещи смело, от клеветы всегда что-нибудь останется. Так можно сказать и о хвастовстве: верь мне, хвастайся смело, от хвастовства всегда что-нибудь останется» («Трактат о достоинстве и усовершенствовании наук») Мысль эта не нова. Уже Плутарх рассказывает, что Медий, состоявший в свите Александра Македонского, советовал «смело применять клевету и кусать… ибо шрам, во всяком случае, останется» («Как отличить льстеца от друга»).

У А.С. Пушкина мысль о том, что клевета не проходит бесследно, выражена в иной форме: «Злословие даже без доказательств оставляет прочные следы» (Отрывок «Гости съезжались на дачу»).

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1773491-kto-est-kto-na-kartine-sandro-bottichelli-kleveta.html

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Ирида
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 27
Рейтинг 4,00

Комментарии (17)

Вверх
7
Вниз

Да, на сайте много клеветы, хамства и т.д.

+7 / 0
Вверх
5
Вниз

Как то так.

+5 / 0

Спасибо.

Но я не согласна с Высоцким. В отношении "Здравствуйте" возможно сказать. Но от слова "сволочь" ни когда не растаю от удовольствия, хоть соловей просвистит. (Имею ввиду птицу, а не Соловья-разбойника.)

+1 / -1
Вверх
4
Вниз

В каждом человеке заложены две силы - добро и зло, свет и тень. Но вот пропорции этих сил неодинаковы. Одних природа наделила с избытком светлых сил, иных с избытком - тёмными. А силы тратить надо. Ну, и что прикажете делать, если зло так и прёт из человека? Клеветать, лгать, оскорблять...

+3 / -1

Одни люди лидерам становятся за счёт дел, трудов, а другие за счёт Клеветы, Лжи, Коварства. "Клевещите, клевещите - что-нибудь да останется". Ступенька в "небеса".

0 / -1
Вверх
4
Вниз

Благодарю за напоминание о Прекрасном.

+3 / -1

Благодарю.

+1 / -1
Вверх
4
Вниз

Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.

Напраслина страшнее обличенья.

И гибнет радость, коль ее судить

Должно не наше, а чужое мненье.

Как может взгляд чужих порочных глаз

Щадить во мне игру горячей крови?

Пусть грешен я, но не грешнее вас,

Мои шпионы, мастера злословья.

Я - это я, а вы грехи мои

По своему равняете примеру.

Но, может быть, я прям, а у судьи

Неправого в руках кривая мера,

И видит он в любом из ближних ложь,

Поскольку ближний на него похож!

У. Шекспир Сонет 121

+4 / 0

Благодарю.

+2 / 0
Вверх
3
Вниз

Интересно. Спасибо!

+2 / -1
Вверх
3
Вниз

Интересно. Спасибо, Ирида.

+3 / 0
Вверх
2
Вниз

Спасибо вы очень правильно показали значения истины и клеветы. Ещё раз спасибо за статью! Только Высоцкий не имел всех конкретно, он действительно указал на ту сторону где за счет клеветы живут. Вот им даже в сладость оценка их деятельности " СВОЛОЧЬ " . Так что не нужно к себе относить если мы оцениваем свою деятельность на стороне истины. Спасибо вам за статью.

+2 / 0

Благодарю. Согласна.

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

Благодарю за интересную публикацию.

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

Как там у Грибоедова: «О, злые языки, страшнее пистолета».

+1 / 0

Читайте также

0 X