«Хрущёвские гонения» на Русскую Православную Церковь в 1958 – 1964 гг.
Новая религиозная политика Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева начала реально разворачиваться только после лета 1957 г., когда он приобрел безраздельную власть.
Главная цель вышеназванной политики – не «прямое» уничтожение, а лишь умаление роли и значения Русской Православной Церкви в советском обществе.
Н.С. Хрущёвым намечается новый проект – проект Всеправославного Совещания, намеченного на май 1958 г. Совещание приурочено к юбилейной дате: сорокалетие восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви.
11 мая 1958 года открылись торжества. Торжества оказались не очень торжественными: из 14 автокефальных православных Церквей [сейчас 15 автокефальных православных Церквей, добавилась Православная Церковь Америки] присутствовали представители 12, не было Кипра и не было Иерусалима. Константинопольский патриархат, Элладская Православная Церковь и даже Сербский патриархат прислали не предстоятелей, а просто делегатов. Константинопольский патриархат и Элладская митрополия вообще отказались обсуждать любые документы, ссылаясь на отсутствие полномочий.
На встрече произошло подлинное унижение Московской патриархии. Например, Александрийский патриарх потребовал, прежде всего, от Русской Православной Церкви единовременного пособия в 40 000 долларов, а ведь фактически он и содержался на русские деньги, так как 20 000 долларов в Александрию перечислялись ежегодно (началось при И.В. Сталине и продолжалось).
Болгарский патриарх запросил 300000 левов и потребовал увеличения валютных расходов при официальных визитах представителей Московской патриархии [1].
17 мая 1958 года состоялась первая и единственная официальная встреча Патриарха Алексия I и Н.С. Хрущева. Обозначим важнейшие вопросы, обсуждавшиеся на данной встрече:
1. Патриарх просил разрешить послать русских иноков на Афон.
Взамен Н.С. Хрущёв потребовал подписать документ о нераспространении ядерного оружия. В Московской патриархии было подготовлено обращение нейтрального характера ко всем православным церквам, где призывали к православному единству и к борьбе за мир. Этот документ подписали все, кроме Константинополя (сослались на отсутствие полномочий от Константинопольского патриарха).
2. Патриарх озвучил просьбы об открытии новых храмов, о патриаршей типографии. Он также просил отменить антицерковные выпады по радио и в печати, просил прекратить оскорбления чувств верующих, принес Печалование о прекращении травли «школьников с крестами».
Обращения Патриарха были оставлены без ответа. В том же 1958 г. стало наблюдаться постепенное ужесточение политики государства в отношении Церкви: например, начал выходить журнал «Наука и религия», в 2,5 раза увеличилось число атеистических лекторов. В первом полугодии 1958 г. были сняты с учета все зарегистрированные, но фактически не действующие храмы. Таких храмов на 1 января было более 4 000.
16 октября 1958 г. было принято два постановления Совета Министров СССР: «О налоговом обложении предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» и «О монастырях в СССР». В Постановлении № 1159 «О монастырях в СССР» были следующие меры: во-первых, было запрещено в монастырях применение наемного труда; во-вторых, было предусмотрено резкое сокращение церковных земельных наделов: обрезали даже сады и, тем более, пахотные земли; в-третьих, были вновь введены, отмененные в 1945 г., налоги на строения, кроме храмов и на монастырскую территорию: монастыри стали как бы арендаторами своих собственных помещений.
В том же 1958 году вдруг увеличили налог на свечи для Московской патриархии на 1 033 %. Для патриархии налог стал составлять 12 миллионов (дореформенных) рублей в месяц, учитывая, что все учреждения патриархии давали, кроме учебных заведений, ОВЦС, издательского отдела, пенсии свя-щенников, – составляло 2,7 млн. рублей в месяц. Постановление об увеличение свечного налога было сообщено патриархии 28 октября, а в силу вошло 1 октября. С епархий пытались взыскивать недоимки, а повышать розничные цены на свечи запрещалось.
С 16 октября 1958 года до 1 ноября 1959 года были закрыты 13 монастырей из них 7 в Молдавии (уцелел только Жабкинский женский). В Троице Сергиевой Лавре дальше проверки документов у паломников дело не шло.
В 1960-1961 г. закрыли Киево-Печерскую Лавру, но два киевских женских монастыря закрыть не удалось: Покровский и Флоровский.
16 июня 1961 года была закрыта Глинская пустынь, насельники были переведены в другие места, в другие епархии, кое-кто переехал и в Грузию [1].
Отметим также, что Постановление ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» [2] отменило Постановление Совнаркома СССР от 28 января 1945 г., о том, что настоятель – распорядитель всех средств храма. Однако значительно большее значение приобрела «Инструкция по применению законодательства о культах» Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской Православной Церкви. По мнению его Председателя А.А. Пузина, необходимость выработки Инструкции была определена Постановлением ЦК КПСС от 13 января 1960 г., а не Постановлением Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением советского законодательства о культах». Она не являлась простым перечислением или изложением основ советского законодательства о культах. Ее содержательная часть – собрание правил, определяющих способы и методы осуществления государственного контроля за деятельностью религиозных объединений (в рамках Русской Право-славной Церкви), порядок и условия применения законодательства о культах министерствами, ведомствами и другими организациями, а также местными советскими органами [3]. Тем самым, Инструкция затрагивала круг вопросов, выходящих за пределы деятельности Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской Православной Церкви.
Год спустя, 16 января 1961 года Совет Министров СССР принимает Постановление «Об усилении контроля за деятельностью Церкви». Это Постановление и становится правовой основой для «хрущёвских гонений».
Постановление было названо «Церковные реформы» и эти «реформы» включали в себя:
1. Коренную перестройку церковного управления: отстранение духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях, что подорвало бы авторитет служителей культа в глазах верующих;
2. Восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих;
3. Перекрытие всех каналов благотворительной деятельности Церкви, которые ранее широко использовались для привлечения новых групп верующих;
4. Ликвидация льгот для священнослужителей в отношении подоходного налога, обложение их как некооперированных кустарей, прекращение государственного социального обслуживания гражданского персонала церкви;
5. Ограждение детей от влияния религии;
6. Перевод служителей культа на твердые оклады, ограничение материальных стимулов духовенства, что снизило бы его активность.
Инструкцией ЦК КПСС, датирующейся мартом 1961 г., были запрещены детские и женские собрания, кружки́ при приходах, паломничество, благотворительность, санаторно-лечебная помощь духовенству, официальные экскурсии, приходские библиотеки. Был введен запрет на помощь так называемым «затухающим» приходам и монастырям.
Таким образом, упрочившаяся в 1958 г. власть Н.С. Хрущёва, а также успехи научно-технической революции, вера многих советских граждан в возможность быстрого построения коммунистического общества, в котором нет места религии, позволили ему начать новые массированные гонения на Рус-скую Православную Церковь. Научно-атеистическая пропаганда на местах зачастую сводилась к грубому и примитивному администрированию. Однако в Центре создавались структуры, задачей которых являлось формулирование атеизма в виде научного учения. Одновременно предпринимались разноплановые шаги по подрыву материального благосостояния Церкви. Под давлением советских властных структур, ради материальных благ, целый ряд священнослужителей и церковных работников отреклись от Бога.
Литература:
1. Еремина В.М. Новейшая история Русской Православной Церкви (1917 – 2000 гг.): Курс лекций. - Режим доступа: http://vmeremina.narod.ru/istor3/istor3.htm
2. Центр документации новейшей истории Белгородской области (ЦДНИ БО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 878. Л. 198-203.
3. Подгорный В.И. Правовое положение религиозных объединений в условиях усиления государственного контроля за соблюдением советского законодательства о культах в 1950 – 1960-е годы (по материалам Белгородской области) // История государства и права. – 2008. – № 22. – С. 29.