Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

«Хрущёвские гонения» на Русскую Православную Церковь в 1958 – 1964 гг.

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,33) ( 27)
262 просмотров
17 комментариев

Новая религиозная политика Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева начала реально разворачиваться только после лета 1957 г., когда он приобрел безраздельную власть.

Главная цель вышеназванной политики – не «прямое» уничтожение, а лишь умаление роли и значения Русской Православной Церкви в советском обществе.

Н.С. Хрущёвым намечается новый проект – проект Всеправославного Совещания, намеченного на май 1958 г. Совещание приурочено к юбилейной дате: сорокалетие восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви.

11 мая 1958 года открылись торжества. Торжества оказались не очень торжественными: из 14 автокефальных православных Церквей [сейчас 15 автокефальных православных Церквей, добавилась Православная Церковь Америки] присутствовали представители 12, не было Кипра и не было Иерусалима. Константинопольский патриархат, Элладская Православная Церковь и даже Сербский патриархат прислали не предстоятелей, а просто делегатов. Константинопольский патриархат и Элладская митрополия вообще отказались обсуждать любые документы, ссылаясь на отсутствие полномочий.

На встрече произошло подлинное унижение Московской патриархии. Например, Александрийский патриарх потребовал, прежде всего, от Русской Православной Церкви единовременного пособия в 40 000 долларов, а ведь фактически он и содержался на русские деньги, так как 20 000 долларов в Александрию перечислялись ежегодно (началось при И.В. Сталине и продолжалось).

Болгарский патриарх запросил 300000 левов и потребовал увеличения валютных расходов при официальных визитах представителей Московской патриархии [1].

17 мая 1958 года состоялась первая и единственная официальная встреча Патриарха Алексия I и Н.С. Хрущева. Обозначим важнейшие вопросы, обсуждавшиеся на данной встрече:

1. Патриарх просил разрешить послать русских иноков на Афон.

Взамен Н.С. Хрущёв потребовал подписать документ о нераспространении ядерного оружия. В Московской патриархии было подготовлено обращение нейтрального характера ко всем православным церквам, где призывали к православному единству и к борьбе за мир. Этот документ подписали все, кроме Константинополя (сослались на отсутствие полномочий от Константинопольского патриарха).

2. Патриарх озвучил просьбы об открытии новых храмов, о патриаршей типографии. Он также просил отменить антицерковные выпады по радио и в печати, просил прекратить оскорбления чувств верующих, принес Печалование о прекращении травли «школьников с крестами».

Обращения Патриарха были оставлены без ответа. В том же 1958 г. стало наблюдаться постепенное ужесточение политики государства в отношении Церкви: например, начал выходить журнал «Наука и религия», в 2,5 раза увеличилось число атеистических лекторов. В первом полугодии 1958 г. были сняты с учета все зарегистрированные, но фактически не действующие храмы. Таких храмов на 1 января было более 4 000.

16 октября 1958 г. было принято два постановления Совета Министров СССР: «О налоговом обложении предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» и «О монастырях в СССР». В Постановлении № 1159 «О монастырях в СССР» были следующие меры: во-первых, было запрещено в монастырях применение наемного труда; во-вторых, было предусмотрено резкое сокращение церковных земельных наделов: обрезали даже сады и, тем более, пахотные земли; в-третьих, были вновь введены, отмененные в 1945 г., налоги на строения, кроме храмов и на монастырскую территорию: монастыри стали как бы арендаторами своих собственных помещений.

В том же 1958 году вдруг увеличили налог на свечи для Московской патриархии на 1 033 %. Для патриархии налог стал составлять 12 миллионов (дореформенных) рублей в месяц, учитывая, что все учреждения патриархии давали, кроме учебных заведений, ОВЦС, издательского отдела, пенсии свя-щенников, – составляло 2,7 млн. рублей в месяц. Постановление об увеличение свечного налога было сообщено патриархии 28 октября, а в силу вошло 1 октября. С епархий пытались взыскивать недоимки, а повышать розничные цены на свечи запрещалось.

С 16 октября 1958 года до 1 ноября 1959 года были закрыты 13 монастырей из них 7 в Молдавии (уцелел только Жабкинский женский). В Троице Сергиевой Лавре дальше проверки документов у паломников дело не шло.

В 1960-1961 г. закрыли Киево-Печерскую Лавру, но два киевских женских монастыря закрыть не удалось: Покровский и Флоровский.

16 июня 1961 года была закрыта Глинская пустынь, насельники были переведены в другие места, в другие епархии, кое-кто переехал и в Грузию [1].

Отметим также, что Постановление ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» [2] отменило Постановление Совнаркома СССР от 28 января 1945 г., о том, что настоятель – распорядитель всех средств храма. Однако значительно большее значение приобрела «Инструкция по применению законодательства о культах» Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской Православной Церкви. По мнению его Председателя А.А. Пузина, необходимость выработки Инструкции была определена Постановлением ЦК КПСС от 13 января 1960 г., а не Постановлением Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением советского законодательства о культах». Она не являлась простым перечислением или изложением основ советского законодательства о культах. Ее содержательная часть – собрание правил, определяющих способы и методы осуществления государственного контроля за деятельностью религиозных объединений (в рамках Русской Право-славной Церкви), порядок и условия применения законодательства о культах министерствами, ведомствами и другими организациями, а также местными советскими органами [3]. Тем самым, Инструкция затрагивала круг вопросов, выходящих за пределы деятельности Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской Православной Церкви.

Год спустя, 16 января 1961 года Совет Министров СССР принимает Постановление «Об усилении контроля за деятельностью Церкви». Это Постановление и становится правовой основой для «хрущёвских гонений».

Постановление было названо «Церковные реформы» и эти «реформы» включали в себя:

1. Коренную перестройку церковного управления: отстранение духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях, что подорвало бы авторитет служителей культа в глазах верующих;

2. Восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих;

3. Перекрытие всех каналов благотворительной деятельности Церкви, которые ранее широко использовались для привлечения новых групп верующих;

4. Ликвидация льгот для священнослужителей в отношении подоходного налога, обложение их как некооперированных кустарей, прекращение государственного социального обслуживания гражданского персонала церкви;

5. Ограждение детей от влияния религии;

6. Перевод служителей культа на твердые оклады, ограничение материальных стимулов духовенства, что снизило бы его активность.

Инструкцией ЦК КПСС, датирующейся мартом 1961 г., были запрещены детские и женские собрания, кружки́ при приходах, паломничество, благотворительность, санаторно-лечебная помощь духовенству, официальные экскурсии, приходские библиотеки. Был введен запрет на помощь так называемым «затухающим» приходам и монастырям.

Таким образом, упрочившаяся в 1958 г. власть Н.С. Хрущёва, а также успехи научно-технической революции, вера многих советских граждан в возможность быстрого построения коммунистического общества, в котором нет места религии, позволили ему начать новые массированные гонения на Рус-скую Православную Церковь. Научно-атеистическая пропаганда на местах зачастую сводилась к грубому и примитивному администрированию. Однако в Центре создавались структуры, задачей которых являлось формулирование атеизма в виде научного учения. Одновременно предпринимались разноплановые шаги по подрыву материального благосостояния Церкви. Под давлением советских властных структур, ради материальных благ, целый ряд священнослужителей и церковных работников отреклись от Бога.

Литература:

1. Еремина В.М. Новейшая история Русской Православной Церкви (1917 – 2000 гг.): Курс лекций. - Режим доступа: http://vmeremina.narod.ru/istor3/istor3.htm

2. Центр документации новейшей истории Белгородской области (ЦДНИ БО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 878. Л. 198-203.

3. Подгорный В.И. Правовое положение религиозных объединений в условиях усиления государственного контроля за соблюдением советского законодательства о культах в 1950 – 1960-е годы (по материалам Белгородской области) // История государства и права. – 2008. – № 22. – С. 29.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Мурсалов Асхат Вилаят оглы
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 27
Рейтинг 4,33

Комментарии (17)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
8
Вниз

В 1941 г. Сталин разрешил колокольный звон, Хрущёв в 1959 - запретил.

+8 / 0
Вверх
3
Вниз

У вас очень интересные материалы.

+3 / 0

СПАСИБО! Я же - профессиональный историк, к тому же - постоянно "пишущий": и себе, и другим...

+3 / 0

Мурсалов Асхат Вилаят оглыПишет 27.11.2019 в 18:10
Я же - профессиональный историк, к тому же - постоянно "пишущий": и себе, и другим...

Давайте про ВОВ

+3 / 0

О каких вопросах ВОВ Вам хотелось бы узнать гораздо больше, чем сейчас?!

+2 / 0

Узнать Вашу позицию в отношении начала ВОВ. Трактовки разные. Думаю, что мнение Арсена Мартиросяна более объективно.

+6 / -1

Если сказать коротко: я придерживаюсь той версии, что Советский Союз УСИЛЕННО готовился к войне: об этом - ГИГАНТСКАЯ МАССА подтверждающих фактов... Касательно начала Войны: как Вы знаете, и Красная Армия, и Вермахт сосредоточивали (концентрировали) свои силы исключительно для НАПАДЕНИЯ... Их планы ведение обороны НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЛИ... Получается (по логике), что Германия опередила Советский Союз (по данным некоторых исследователей, 6 июля 1941 г. должна была начаться наступательная операция "Гроза")

+1 / -1

Пошутил?

+1 / 0

Валерий николаевичПишет 30.11.2019 в 20:52
Пошутил?

Извините, непонятно кто кого комментирует, если мне о ВОВ то нет

+3 / -1

ФёдорПишет 30.11.2019 в 20:59
Извините, непонятно кто кого комментирует

Видимо, Саша... прокомментирует, только с мыслями соберётся...

+5 / 0
Вверх
3
Вниз

Спасибо, интересно 👍🤝

+3 / 0

Если интересно про Воронежскую Церковь, посмотрите в Интернете Автореферат диссертации А.А. Дороша (90% архивного материала из ГАВО и ГАОПИВО)

+3 / 0
Вверх
1
Вниз

Все, что ни делалось, все было к лучшему! Мы росли передовыми, смелыми и самостоятельными детьми. Попытки отдельных бабусь тайкрв надеть на нас крестики, воспринимались юными октябрятами и пионерами в штыки: "Ты, что, бабушка! Надо мной будет смеяться вся школа!"

А теперь вижу, как пара пацанов прошмыгнула мимо новенькой церкви. Вдруг один остановился, вернулся к воротам храма и начал с испуганными глазами, отбивать поклоны, креститься. Такой ужас был представить себе в советское время ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО!

"Самое удивительное состоит в том, что люди богатые и власть предержащие принимают все усилия, чтобы привлечь людей к церкви в то время, само учение Христа отвергает их существование!" (Лев Толстой, "Дневники").

"Антисоветская власть - это власть криминал-олигархии плюс религиозная дебилизация всей страны!".

Стандартный ответ "батюшек" на вопрос: "Батюшка, за кого бы Вы советовали голосовать на предстоящих выборах?"

ОТВЕТ: "Дочь моя! Всяка власть даётся от Господа Бога! Выступать против воли Господней есть большой грех! Не надо роптать против власти, ибо Библия гласит: "Не суди и сам судим не будешь!".

Это и есть ответ на удивление Льва Толстого и на то, почему нынешняя власть в России судорожно цепляется за все религии, в первую очередь, за православие, ибо оно, погружая в религиозную тьму народ, служит опорой безудержного грабежа "сильных мира сего" слабых, религиозно-запутанных людей с полностью выключенными мозгами.

+1 / 0
Вверх
0
Вниз

Благодарю за познавательную публикацию.

0
Вверх
0
Вниз

За материал спасибо. Признаться достала уже чернуха, нигде в цивилизованных странах нет такой массовой дури как сказал один мой знакомый американец. И добавил, можно подумать, что Европа как и моя великая Америка, белые и пушистые, смех да и только. Осталось только самих себя выпороть и каяться, каяться, каяться.

0

Читайте также

0 X