«Хрущёвские гонения» на Русскую Православную Церковь в 1958 – 1964 гг.

491 просмотр
55 дочитываний
17 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Новая религиозная политика Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева начала реально разворачиваться только после лета 1957 г., когда он приобрел безраздельную власть.

Главная цель вышеназванной политики – не «прямое» уничтожение, а лишь умаление роли и значения Русской Православной Церкви в советском обществе.

Н.С. Хрущёвым намечается новый проект – проект Всеправославного Совещания, намеченного на май 1958 г. Совещание приурочено к юбилейной дате: сорокалетие восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви.

11 мая 1958 года открылись торжества. Торжества оказались не очень торжественными: из 14 автокефальных православных Церквей [сейчас 15 автокефальных православных Церквей, добавилась Православная Церковь Америки] присутствовали представители 12, не было Кипра и не было Иерусалима. Константинопольский патриархат, Элладская Православная Церковь и даже Сербский патриархат прислали не предстоятелей, а просто делегатов. Константинопольский патриархат и Элладская митрополия вообще отказались обсуждать любые документы, ссылаясь на отсутствие полномочий.

На встрече произошло подлинное унижение Московской патриархии. Например, Александрийский патриарх потребовал, прежде всего, от Русской Православной Церкви единовременного пособия в 40 000 долларов, а ведь фактически он и содержался на русские деньги, так как 20 000 долларов в Александрию перечислялись ежегодно (началось при И.В. Сталине и продолжалось).

Болгарский патриарх запросил 300000 левов и потребовал увеличения валютных расходов при официальных визитах представителей Московской патриархии [1].

17 мая 1958 года состоялась первая и единственная официальная встреча Патриарха Алексия I и Н.С. Хрущева. Обозначим важнейшие вопросы, обсуждавшиеся на данной встрече:

1. Патриарх просил разрешить послать русских иноков на Афон.

Взамен Н.С. Хрущёв потребовал подписать документ о нераспространении ядерного оружия. В Московской патриархии было подготовлено обращение нейтрального характера ко всем православным церквам, где призывали к православному единству и к борьбе за мир. Этот документ подписали все, кроме Константинополя (сослались на отсутствие полномочий от Константинопольского патриарха).

2. Патриарх озвучил просьбы об открытии новых храмов, о патриаршей типографии. Он также просил отменить антицерковные выпады по радио и в печати, просил прекратить оскорбления чувств верующих, принес Печалование о прекращении травли «школьников с крестами».

Обращения Патриарха были оставлены без ответа. В том же 1958 г. стало наблюдаться постепенное ужесточение политики государства в отношении Церкви: например, начал выходить журнал «Наука и религия», в 2,5 раза увеличилось число атеистических лекторов. В первом полугодии 1958 г. были сняты с учета все зарегистрированные, но фактически не действующие храмы. Таких храмов на 1 января было более 4 000.

16 октября 1958 г. было принято два постановления Совета Министров СССР: «О налоговом обложении предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» и «О монастырях в СССР». В Постановлении № 1159 «О монастырях в СССР» были следующие меры: во-первых, было запрещено в монастырях применение наемного труда; во-вторых, было предусмотрено резкое сокращение церковных земельных наделов: обрезали даже сады и, тем более, пахотные земли; в-третьих, были вновь введены, отмененные в 1945 г., налоги на строения, кроме храмов и на монастырскую территорию: монастыри стали как бы арендаторами своих собственных помещений.

В том же 1958 году вдруг увеличили налог на свечи для Московской патриархии на 1 033 %. Для патриархии налог стал составлять 12 миллионов (дореформенных) рублей в месяц, учитывая, что все учреждения патриархии давали, кроме учебных заведений, ОВЦС, издательского отдела, пенсии свя-щенников, – составляло 2,7 млн. рублей в месяц. Постановление об увеличение свечного налога было сообщено патриархии 28 октября, а в силу вошло 1 октября. С епархий пытались взыскивать недоимки, а повышать розничные цены на свечи запрещалось.

С 16 октября 1958 года до 1 ноября 1959 года были закрыты 13 монастырей из них 7 в Молдавии (уцелел только Жабкинский женский). В Троице Сергиевой Лавре дальше проверки документов у паломников дело не шло.

В 1960-1961 г. закрыли Киево-Печерскую Лавру, но два киевских женских монастыря закрыть не удалось: Покровский и Флоровский.

16 июня 1961 года была закрыта Глинская пустынь, насельники были переведены в другие места, в другие епархии, кое-кто переехал и в Грузию [1].

Отметим также, что Постановление ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» [2] отменило Постановление Совнаркома СССР от 28 января 1945 г., о том, что настоятель – распорядитель всех средств храма. Однако значительно большее значение приобрела «Инструкция по применению законодательства о культах» Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской Православной Церкви. По мнению его Председателя А.А. Пузина, необходимость выработки Инструкции была определена Постановлением ЦК КПСС от 13 января 1960 г., а не Постановлением Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением советского законодательства о культах». Она не являлась простым перечислением или изложением основ советского законодательства о культах. Ее содержательная часть – собрание правил, определяющих способы и методы осуществления государственного контроля за деятельностью религиозных объединений (в рамках Русской Право-славной Церкви), порядок и условия применения законодательства о культах министерствами, ведомствами и другими организациями, а также местными советскими органами [3]. Тем самым, Инструкция затрагивала круг вопросов, выходящих за пределы деятельности Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской Православной Церкви.

Год спустя, 16 января 1961 года Совет Министров СССР принимает Постановление «Об усилении контроля за деятельностью Церкви». Это Постановление и становится правовой основой для «хрущёвских гонений».

Постановление было названо «Церковные реформы» и эти «реформы» включали в себя:

1. Коренную перестройку церковного управления: отстранение духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях, что подорвало бы авторитет служителей культа в глазах верующих;

2. Восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих;

3. Перекрытие всех каналов благотворительной деятельности Церкви, которые ранее широко использовались для привлечения новых групп верующих;

4. Ликвидация льгот для священнослужителей в отношении подоходного налога, обложение их как некооперированных кустарей, прекращение государственного социального обслуживания гражданского персонала церкви;

5. Ограждение детей от влияния религии;

6. Перевод служителей культа на твердые оклады, ограничение материальных стимулов духовенства, что снизило бы его активность.

Инструкцией ЦК КПСС, датирующейся мартом 1961 г., были запрещены детские и женские собрания, кружки́ при приходах, паломничество, благотворительность, санаторно-лечебная помощь духовенству, официальные экскурсии, приходские библиотеки. Был введен запрет на помощь так называемым «затухающим» приходам и монастырям.

Таким образом, упрочившаяся в 1958 г. власть Н.С. Хрущёва, а также успехи научно-технической революции, вера многих советских граждан в возможность быстрого построения коммунистического общества, в котором нет места религии, позволили ему начать новые массированные гонения на Рус-скую Православную Церковь. Научно-атеистическая пропаганда на местах зачастую сводилась к грубому и примитивному администрированию. Однако в Центре создавались структуры, задачей которых являлось формулирование атеизма в виде научного учения. Одновременно предпринимались разноплановые шаги по подрыву материального благосостояния Церкви. Под давлением советских властных структур, ради материальных благ, целый ряд священнослужителей и церковных работников отреклись от Бога.

Литература:

1. Еремина В.М. Новейшая история Русской Православной Церкви (1917 – 2000 гг.): Курс лекций. - Режим доступа: http://vmeremina.narod.ru/istor3/istor3.htm

2. Центр документации новейшей истории Белгородской области (ЦДНИ БО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 878. Л. 198-203.

3. Подгорный В.И. Правовое положение религиозных объединений в условиях усиления государственного контроля за соблюдением советского законодательства о культах в 1950 – 1960-е годы (по материалам Белгородской области) // История государства и права. – 2008. – № 22. – С. 29.

17 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 17
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Игнатенко Анастасия Владимировна
Подписчиков 4556
15.01.2022, 02:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг463.7к
Синодальная богослужебная комиссия РПЦ составила и передала на рассмотрение ...
Подробнее
Неинтересно
-2
2
Юлия
Подписчиков 1836
07.01.2022, 09:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг408.7к
Каждый год 7 января русские восточные христиане отмечают Рождество Христово. Вместе ...
Подробнее
Неинтересно
-5
0
Алёна
Подписчиков 4963
03.05.2021, 22:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.4М
Основные постулаты советской идеологииИдеоло́гия – совокупность форм общественного сознания – политических,...
Подробнее
Неинтересно
0
37
Гость_8210653
Подписчиков 374
30.04.2020, 18:34
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг38.6к
Патриарх Кирилл: «Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет.
Подробнее
Неинтересно
-9
31
Мурсалов Асхат Вилаят оглы
Подписчиков 2635
26.11.2019, 20:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг307.2к
Новая метлаПришедший к власти после смерти И.В. Сталина в 1953 г. Н.С. Хрущёв полагал, что высокая ...
Подробнее
Неинтересно
-7
29