Взаимодействие подразделений УР со следственными органами в ходе расследования заказных убийств

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,50) ( 42)
581 просмотров
12 комментариев

Панацея для решения проблем

Взаимодействие подразделений уголовного розыска со следственными органами в ходе расследования убийств, совершенных по найму, должно выстраиваться на основании всестороннего соблюдения принципов всеобъемлющей налаженности, делового подхода и рациональности. Все это в совокупности способно принести положительные результаты в сфере успешного расследования и раскрытия рассматриваемой категории преступлений.

Подразделения правоохранительных органов, облеченные должностными обязанностями следственного, оперативно-розыскного и иного характера, применяют в своей непосредственной деятельности исключительно своеобразные, направленные на скорейшее раскрытие «заказного» убийства средства, способы и методы. Их результативность применения способна значительно возрасти при использовании их в различного рода сочетаниях, в комплексе.

Взаимодействие подразделений уголовного розыска со следственными органами выстраивается в строгом соответствии с заранее установленными принципами. Первым из них является принцип законности, т.е. соответствия характера и содержания осуществляемой деятельности нормам и положениям уголовного закона. В данном случае следователь, которому поручено вести расследование по делам об убийствах по найму, выдает органам дознания соответствующие указания, в которых содержится перечень розыскных и следственных действий, участвующих в производстве, и, соответственно, органы дознания принимают их к исполнению.

Вторым принципом взаимодействия является организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений. Этот принцип означает, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, работников какой службы и когда следует привлечь на помощь.

Третьим принципом взаимодействия является плановость и непрерывность расследования, так как наибольший эффект достигается именно благодаря согласованному планированию следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В плане указывается участие всех привлеченных к расследованию преступлений служб, указываются конкретные исполнители, устанавливаются определенные сроки. План может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным [1].

Кто нам нужен

Взаимодействие подразделений уголовного розыска со следственными органами в ходе расследования убийств, совершенных по найму, осуществляется в рамках следственно-оперативной группы. В ее состав должны входить: 1) следователь прокуратуры (несколько следователей); 2) оперативные работники уголовного розыска; 3) участковый инспектор, обслуживающий микрорайон, где совершено убийство; 4) эксперт-криминалист, выполняющий функции специалиста; 5) судебно-медицинский эксперт; 6) инспектор-кинолог.

Пример. Верховный суд установил следующее: приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. № 495 дсп (далее – Приказ) утверждена Инструкция по организации сов-местной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел (далее – Инструкция).

Раздел II Инструкции определяет порядок создания следственно-оперативных групп и обеспечения деятельности следственных групп, групп дознавателей.

К. обратился в Верховный суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующими положений пункта 11 Инструкции.

В свою очередь, Верховный суд РФ не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

При вынесении итогового решения высшей судебной инстанцией были использованы нормы:

  • Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248;
  • федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
  • типового положения о Главном следственном управлении (следственном управлении, отделе) при Министерстве внутренних дел, при Главном управлении (управлении) внутренних дел субъекта Российской Федерации, Следственном управлении (отделе) при управлении внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Следственном управлении (отделе, отделении) при управлении (отделе) внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах МВД России, утв. приказом МВД России от 4 января 1999 г. № 1, п. 7 которого гласит о том, что Главное следственное управление, Следственное управление, отдел активно взаимодействуют с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, экспертно-криминалистическую деятельность.

По смыслу Инструкции, специализированная следственно-оперативная группа – это организационно-управленческая форма обеспечения функции выявления, раскрытия и расследования преступления, создаваемая приказом начальника органов внутренних дел для обеспечения эффективного взаимодействия подразделений органа внутренних дел в процессе производства расследования по уголовному делу.

Взаимодействие подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в форме специализированной СОГ не означает слияние следственных и оперативно-розыскных функций.

Таким образом, поскольку п. 11 Инструкции не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, то в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

В конечном итоге, Верховный суд РФ вынес следующее решение: в удовлетворении административного искового заявления К. отказать [2].

Члены следственно-оперативной группы должны незамедлительно произвести:

1) опросы очевидцев произошедшего для установления примет наемников, использованного ими транспорта и других сведений, необходимых для раскрытия убийства по «горячим следам»;

2) осмотр места происшествия (с участием эксперта-криминалиста);

3) наружный осмотр трупа на месте его обнаружения. В случае необходимости кроме судебно-медицинского эксперта приглашаются и иные специалисты, например в области судебной баллистики, взрывотехники и т.д.;

4) назначение судебно-медицинской экспертизы трупа, а иногда некоторых других исследований;

5) преследование «киллеров» по «горячим следам» с применением служебно-розыскной собаки по направлению, указанному очевидцами. Этим занимаются инспектор-кинолог и оперативные работники;

6) обследование территории, прилегающей к месту убийства, силами оперативных работников. За границами места происшествия могут быть обнаружены важные следы и вещественные доказательства. Тогда границы следственного осмотра должны быть расширены;

7) блокировку путей возможного бегства наемников силами оперативного состава МВД и других правоохранительных органов;

8) подворно-поквартирный обход с проведением разведывательных опросов для выявления очевидцев и сбора информации о наемных убийцах. Их проводят участковый уполномоченный и оперативники [3].

Далее безотлагательно осуществляются допросы наиболее важных очевидцев, проверка подучетного контингента, задержания подозреваемых, их обыски, допросы. Если наемники использовали автотранспорт, то после выяснения его индивидуализирующих особенностей к розыску подключаются сотрудники ГИБДД и ее патрульных служб [4].

Подразделениям уголовного розыска в ходе расследования убийств, совершенных по найму, необходимо, в первую очередь, наладить тесное сотрудничество с подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции, так как эти подразделения в силу специфики своей деятельности располагают сведениями о связях предпринимателей, а также представителей бизнеса с уголовными группировками, характере их взаимоотношений, о личных телохранителях предпринимателей или лицах, выполняющих функции по охране самого предприятия, которые нередко используются для совершения убийства конкурентов, неугодных партнеров [5].

Для раскрытия этих преступлений значимыми являются собираемые этими подразделениями сведения:

-о наличии и движении материальных средств в так называемых «общаках» преступных групп и их использовании, источниках пополнения этих средств;

-о решаемых на сходках членов преступных сообществ вопросах, имеющих отношение к сфере экономики;

-о коррумпированных ответственных должностных лицах и их связях с преступными сообществами;

-о контрразведывательной деятельности членов этих сообществ;

-об организации личной охраны предпринимателей и их предприятий;

-о совершении преступлений по «заказам» с целью расправы с конкурентами, неугодными соучастниками, или по другим мотивам;

-о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также дельцов теневой экономики с традиционно уголовной средой, характере их взаимоотношений;

-о получении руководителями коммерческих предприятий, предпринимателями от лидеров криминальной среды денежных средств на заведение или расширение «дела», иных фактических данных, касающихся подпольного бизнеса [6].

Литература:

1. Особенности взаимодействия следователя и органов дознания по делам об убийствах по найму. – URL: Подробнее >>>.

2. См.: Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 11 Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. № 495 дсп: Решение Верховного суда Российской Федерации от 16 августа 2016 г. № АКПИ 16-559.

3. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Контракт; ИНФРА-М, 2015. – С. 544.

4. Батусов А.В. Особенности расследования умышленных убийств, совершаемых по найму // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2015. – № 7. – С. 214–215.

5. Кудрявцев А.В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел об убийствах, совершенных по найму // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2015. – № 1. – С. 93.

6. Доровин С.А. Особенности раскрытия заказных убийств // Концепт: Научно-методический электронный журнал. – 2016. – Т. 17. – С. 502–503.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Мурсалов Асхат Вилаят оглы
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 42
Рейтинг 4,50

Комментарии (12)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
2
Вниз

Как общая методика и алгоритм имеет место быть. Если бы следователи, хотя бы это читали...

+2 / 0
Вверх
1
Вниз

Спасибо за интересную публикацию.

+1 / 0
Вверх
0
Вниз

Благодарю за интересную публикацию.

0
Вверх
0
Вниз

Это Ваша методичка?

0

Это - часть Дипломной Работы...

+4 / 0

Так и поняла. Видно, что не на бегу написано... Спасибо.

0
Вверх
0
Вниз
Артём
Артём
29.11.2019 в 07:00
Одинцово

Интересно.

0
Вверх
0
Вниз

Дельная статья.

0
Вверх
0
Вниз

Мое внимание зацепил п. 11 Инструкции. Что хотел гражданский истец?

0

Посмотрела решение суда.

0

Читайте также

0 X