Страховые случаи для туристов: как не обманутся (часть 1)

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 6)
227 просмотров
1 комментариев

Тур за границу может сорваться по разным причинам, поэтому следует застраховаться. Однако наличие полиса не гарантирует, что страховщики будут стремиться компенсировать ваши убытки.

В каких ситуациях можно рассчитывать на страховые выплаты?

1. Невыезд за границу на отдых может произойти:

• из-за отказа в выдаче визы;

• из-за болезни туриста;

• из-за заболевания родственника;

• из-за отмены поездки по другим существенным причинам;

• из-за изменения срока нахождения за рубежом.

2. Иногда поездка становится невозможной по причине смерти как родственника туриста (имеются в виду близкие родственники – второй супруг, родители, родные и усыновленные дети, родные сестры-братья), так и самого путешественника.

3. Имущество туриста также может быть утрачено или же серьезно повреждено. К примеру, из-за пожара.

4. Туриста, уже заказавшего тур, оформившего визу и уплатившего деньги, призывают:

• на военные сборы;

• на срочную службу;

• в срочном порядке (прерывается отпуск) по служебной необходимости.

5. Иногда приходится принимать участие в судебном разбирательстве, таково решение суда. Так что поездка откладывается на неопределенное время.

В этих случаях компания-страховщик неминуемо будет обязана оплатить клиенту убытки, то есть произвести выплату страхового возмещения.

https://zen.yandex.ru/id/5c07af19b9ff7d00ab7fee14?clid=&token=

Наиболее частые страховые случаи

Чаще всего к страховщикам туристы вынуждены обращаться из-за болезни или отказа в выдаче визы. Однако не во всех случаях страховщики соглашаются компенсировать убытки. Не всякое заболевание может считаться страховым случаем. Так что следует сперва проконсультироваться с компетентным юристом, и только после этого заключать договор.

Дело в том, что лечиться застрахованный должен стационарно, чтобы этот случай заболевания был признан страховым. Иной раз туристу приходится «подгонять» историю болезни под страховой случай. Страховщикам предоставляются документы, не соответствующие истине, с ложным диагнозом или же преувеличенной степенью заболевания.

Такой «невинный» обман успеха не приносит, так как ответственный сотрудники страховой компании обязательно проверяет подлинность предоставленных документов. Подтверждать диагноз будет главврач, а ему нет смысла брать на себя ответственность за «липовые» диагнозы. Тем более, что такие ситуации наблюдаются нечасто.

Последствия фальсификации документов

1. Страховка выплачиваться не будет.

2. Страховщик может инициировать уголовное дело (статьи 159.5 УК РФ, а также ст.327 УК РФ, 159 УК РФ). Это его обязанность!

3. Чтобы как-то загладить ситуацию, «находчивому» туристу может быть придется неофициально выплатить проверяющему лицу сумму, намного превышающую его запросы к страховой компании; это также нарушение закона (ст. 291 УК РФ).

Однако, если заболевание гражданина действительно отмечалось, хотя и не в столь острой форме, будет трудно доказать его вину. Вероятно, придется лечь в больницу и пролечиться.

Что же касается страхования от невыезда, то следует учитывать ответственность турагента. Он обязан обращать внимание клиента на все особенности в договоре страховой компанией, при потребности разъяснять их загадочный смысл. Такие договоры после предварительных разъяснений передаются клиенту под роспись. Наличием этого полиса, находящимся на руках у застрахованного лица, подтверждают обязательства страховщика.

Однако к юристу нередко обращаются не только туристы, но и турагенты, на которых их клиенты, по каким-то причинам не получившие страховку, подали в суд.

Как турагенству можно снизить риски и убытки страховщика

Пример из практики: Тур семья приурочила к майским праздникам. Вылет был оформлен на 4-х человек: супругов и 2-х детей. Полис от невыезда оформлялся и на детей, так как вероятность, что они вдруг заболеют, всегда присутствует, и на взрослых. Так и случилось. Один ребенок заболел ветрянкой.

Последовало обращение в страховую компанию за получением страхового возмещения. Однако в его выплате было отказано. Заболевание не очень опасное, но тур, естественно, был сорван. Неудачливые путешественники решили, что смогут вернуть все деньги за туристическую путевку обратно. Но тут страховщики заявили, что выплаты осуществлять не станут, так как этот случай страховым считаться не может.

Как оказалось, в договоре страхования выплаты при инфекционных заболеваниях не предусмотрены. К тому же заболевание не привело к осложнениям, и ребенок не оказался в стационаре. Так что страховщики посчитали претензии к ним неуместными.

Сразу же виновной стороной в глазах клиентов стало турагентство, так как с сотрудниками именно этой организации туристы изначально решали все вопросы. После эмоциональных переговоров семья по неофициальному совету турагента подала иск в суд на страховщиков.

Судья признал правоту за страховой компанией. Если бы податели иска заранее проконсультировались с юристом, то обратили бы внимание на некоторые нюансы договора, в значении которых самостоятельно разобраться непросто.

«Хитрый» пункт в договоре страхования

Есть такое понятие, как обязанность турагента минимизировать убытки страховщика. Именно такой пункт был введен в этот договор страхования. Турагент был обязан помочь туристам в экстренных ситуациях скомбинировать свой отдых.

Пример практики: Если заболел один ребенок, тогда остаться с ним должен был один из родителей. Остальные члены семьи могли отправляться в тур, препятствий для этого якобы нет. Для заботливых родителей подобное предложение может показаться дикостью, но оно помогает страховщикам законным способом избежать страховых выплат.

Новый иск, поданный родителями, требовал возмещения убытков с туроператора, удерживающего их деньги необоснованно. Однако услуги оператора суд признал качественным. Все расходы на организацию поездки также были подтверждены.

Турагент, выступивший в очередном процессе в роли ответчика, тоже оказался невиновным лицом. Родители утверждали, что с условиями страхования они были ознакомлены уже после оплаты полиса. Но представитель туроператора подтвердил неправдивость такого заявления. Он предъявил электронную переписку с турагентом. Из нее становилось понятно, что в тот день, когда был назначен тур, агент сделал запрос оператору на счет условий страхования. Результат был прислан незамедлительно.

Кроме этого, в договор введен пункт по поводу обязательного ознакомления туриста со всеми предлагаемыми условиями. Присутствует подтверждающая подпись о его ознакомлении. Так что нарушения условий, обозначенных в ст. 17 закона о правилах страхования туристов, тут не отмечается.

Отказ от тура по причине изменения политической, экологической обстановки

Революции, теракты, тайфуны, цунами, а также прочие негативные для туристического бизнеса факторы предвидеть и предсказать можно, но не всегда. И вряд ли человеку, настроившемуся на отдых, захочется очутиться в зоне конфликта или военных действий.

Федеральный закон, регламентирующий туристическую деятельность статьей 14, указывает, что туризм должен быть безопасным. Если в какой-то стране туристам-россиянам начинает угрожать опасность, заинтересованные лица должны быть срочно и четко проинформированы.

Эта обязанность возлагается на соответствующий федеральный орган. Сведения передаются:

• от Ростуризма туроператору;

• от туроператора турагенту;

• от турагента клиенту.

При этом будущий путешественник, узнавших об обострении политической обстановки в конкретной азиатской стране, может самостоятельно потребовать у своего турагента разъяснений. По новому закону сотрудники турагентства теперь несут не меньшую ответственность, чем туроператор, если вопрос касается предоставления сведений о приобретаемом туристическом продукте.

В другом ФЗ, регламентирующем порядок въезда в РФ и выезда из страны, указывается следующее (ст. 5): если в государстве, куда направляется россиянин, отмечается обострение внутренней обстановки, в результате чего возникает потенциальная опасность для его свободы, здоровья, жизни, значит въезд туда нежелателен:

1. Правительство РФ не способно обеспечить безопасное пребывание своего гражданина в данной стране.

2. Право въезда в политически нестабильную страну может быть ограничено российским государством.

3. Если четких заявлений/рекомендаций от соответствующего федерального органа или же от Правительства РФ не поступало, а туристов смутила непроверенная информация, передаваемая некоторыми СМИ, значит указанная причина для отказа от тура не может считаться существенной.

Однако турист вправе отказаться от поездки в это государство по другим весомым причинам или же просто из-за потери интереса к достопримечательностям этой страны. Тогда такое решение туриста трактуется как отказ от исполнения условий договора в одностороннем порядке.

Если безопасности туриста угрозы нет, а лететь в взволновавшуюся страну уже не хочется, можно воспользоваться положениями ЗоЗПП РФ (Закон о защите прав потребителей). В этой ситуации (согласно ст. 32) туроператор возвратит встревоженному туристу потраченную на организацию тура сумму за вычетом оплаты уже осуществленных услуг. То есть с вычетом тех фактически понесенных расходов, которые туроператор сможет обосновать документально.

Турфирма свои обязательства выполнила:

• места были забронированы;

• услуги приезжающим были бы предоставлены;

• билеты имелись;

• все документы, необходимые для въезда в конкретное государство, отправлены по инстанциям.

Турагентство может организовать тур в другую страну, однако клиенту придется наново оплатить все расходы. Что делать туристу?

Турист имел право посетить экзотические края, но своевременно отказался. Значит он может получить значительную часть зря потраченных средств. Если же удастся подтвердить в суде тот факт, что туроператор знал о положении в стране (к примеру, еще не поступила официальная информация, но уже отметились серьезные конфликты) и не предоставил эти сведения клиенту (под роспись), значит он виноват.

Выводы:

1. Гражданину, приобретающему страховой полис, необходимо сперва показать его своему юристу. Может быть в документ включены такие пункты, которые в любой ситуации позволяют отказать клиенту в выплатах. Иногда достаточно простой консультации, если какие-то нюансы в договоре покажутся сомнительными или же явно противоречащими интересам клиента.

2. Юрист поможет определить виновное лицо. Это очень важно, так как необходимо знать, на кого именно подавать в суд.

3. Подписывая документы, которые могут иметь существенное значение, следует скрупулезно ознакомиться с их содержанием. Турагент может заявить, что он ответил туристу на все его вопросы. А подпись, поставленная собравшимся в путешествие гражданином, свидетельствует о том, что с предложенными условиями он полностью согласен.

Предложенные случаи – это только несколько примеров того, насколько бывает сложно доказать свою правоту и туристу, и турагенту, и туроператору. Всем этим участникам туристического рынка в каждой конкретной ситуации требуются консультации грамотного правоведа.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Сахно Юлия Анатольевна
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 6
Рейтинг 5,00

Комментарии (1)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
2
Вниз

Благодарю. Полезно знать.

+2 / 0

Читайте также

0 X