Девять правил экономии денег при покупке билетов на поезда
Сегодня автор решил немного отойти от сухой юридической тематики публикаций и поговорить о практическом опыте своих нередких путешествий.
Каждый из нас хотя бы несколько раз в жизни пользовался услугами железнодорожного транспорта и часто обращал внимание на то, что стоимость проезда в одном и том же направлении в разных поездах, в разное время и при разных обстоятельствах существенно отличается.
Я расскажу вам, как можно ощутимо сэкономить свой бюджет при покупке билетов на поезда дальнего следования.
Правильно планируйте свою поездку.
В подавляющем большинстве поездов дальнего следования действует программа «динамического ценообразования». Это значит, что стоимость билета зависит от спроса и количества оставшихся мест. Кроме того, билет всегда будет стоить дороже в пятничные, предпраздничные и послепраздничные дни.
Все названное хорошо отслеживается на динамике цены билета в плацкартный вагон (нижнее место) фирменного поезда № 25 по маршруту «Москва – Воронеж»:
-в день невысокого пассажиропотока 15 декабря 2019 года – 1904 рубля,
-такое же место на пятничный день 27 декабря и на день наибольшего пассажиропотока 30 декабря – уже 2524 рубля;
-на обычный будний день 21 января 2020 года – 2035 рублей;
-на такой же будний день 19 февраля 2020 года – также 2035 рублей;
-на послепраздничный день 25 февраля 2020 года – 2506 рублей.
Отсюда мы выводим правило первое: покупка билета заранее не гарантирует низкой цены,
и правило второе: если вам позволяет ситуация, выбирайте для поездки дни наименьшего пассажиропотока, избегая второй половины дня пятницы или воскресенья, предпраздничных и послепраздничных дней.
Фирменные поезда.
Для человека, желающего сэкономить, фирменный поезд, на мой взгляд, - не лучший выбор.
Во-первых, стоимость проезда в фирменном поезде, как правило, почти в полтора раза выше, чем в поезде обычном.
Во-вторых, в фирменном поезде в цену билета могут быть включены совершенно не нужные вам услуги, как:
-питание (автор на своем опыте убедился, что порции в поезде значительно меньше, чем в любом кафе; и тот же набор питания, зачастую более высокого качества, можно купить в отделе кулинарии любого супермаркета за значительно меньшую цену);
-«гигиенический набор с тапочками» (его также можно купить дешевле в супермаркете);
-застилка постели на верхней полке проводником (дорогое удовольствие, оказывается!);
-гарантированный биотуалет (который все равно будет закрыт, пока поезд не тронется, и проводник не обойдет пассажиров).
Итак, на том же маршруте «Москва – Воронеж» сравним цены на двух поездах, отправляющихся примерно в одно и то же время, и следующих одним и тем же маршрутом, на 16 декабря 2020 года:
-фирменный поезд № 25 «Москва – Воронеж»: 1904 рубля – плацкарт (нижнее), 3053 рубля – купе верхнее, 4593 рубля – купе нижнее;
-нефирменный поезд № 61 «Москва – Нальчик», цена билета до Воронежа: 1318 рублей – плацкарт (нижнее), 1865 рублей – купе верхнее, 2585 рублей – купе нижнее.
Внушительная разница?
В нефирменном поезде такие же полки, такой же постельный комплект, и, как правило есть биотуалет и кондиционер. За последние два года автору лишь дважды попадался вагон без биотуалета, причем один раз – в фирменном поезде. Наличие розеток для зарядки мобильного телефона от «фирменности» поезда никак не зависит; это – лотерея.
А отсюда – правило третье: выбирайте поезда, альтернативные фирменным.
С пересадкой бывает выгоднее?
Да, случается и такой казус. Часовая пересадка, покупка лишнего билета или пятиминутный переход сэкономят Вам, в зависимости от расстояний, до нескольких тысяч рублей.
Два живых примера:
1. Интересная деталь обнаружилась при покупке билета «Москва – Харьков». 16 декабря 2019 года по этому маршруту идет один единственный поезд № 95. И билет на нем от Москвы до Харькова стоит 4155 рублей в плацкартном вагоне, 7471 рубль – в купейном.
В то же время, если купить на этот же поезд сначала билет от Москвы до Белгорода, он обойдется вам в 1472 рубля – плацкартный вагон или 2793 рубля – купейный. Сразу покупаем билет на этот же поезд от Белгорода до Харькова: 1398 рублей – плацкарт, 2349 рублей – купе.
Итого получаем, что от Москвы до Харькова, разделив поездку на два этапа, мы можем доехать за 2870 рублей в плацкартном вагоне (экономим 1285 рублей) или за 5142 рубля в купейном (экономим 2329 рублей).
2. От Москвы до Йошкар-Олы фирменным поездом № 58 можно доехать за (цены на 16 декабря 2019 года) 2205 рублей в плацкартном вагоне или за 4064 рубля – в купейном, на нижних полках.
В этот же день на поезде № 72 от Москвы можно доехать до Чебоксар за 1403 рубля в плацкартном вагоне или 2511 рублей – в купейном, (а если экономить «по-черному», то за 768 рублей – в сидячем вагоне), затем потратить пять минут на переход к автовокзалу, подождать не более получаса и за 260 рублей доехать до Йошкар-Олы автобусом.
Получаем правило четвертое: посмотрите варианты поездки с пересадкой или с покупкой двух билетов вместо одного.
В настоящее время я знаю только один сервис, способный построить комбинированный маршрут. Это – «Яндекс-Расписания». Но об этом сервисе поговорим позже.
Отказывайтесь от тех услуг, которые вам не нужны.
Первое – страховка. Сайт РЖД при покупке билета будет по умолчанию предлагать вам сразу две страховки:
-страхование от несчастных случаев на время поездки от СК «Росгосстрах» за 150 рублей;
-медицинскую страховку от «ВТБ-Страхование» за 250 рублей.
В данной статье я не буду рассуждать на тему страховок, скажу лишь одно: не забудьте при покупке билета через сайт РЖД снять две галочки в разделе «страхование на время поездки», между Вашими паспортными данными и картой выбора места.
Если Вы покупаете билет в кассе, то сразу, как только кассир озвучит наличие мест, скажите кассиру: «Страховки мне не нужны, и попрошу их не предлагать!»
Второе – это питание. Даже если Ваш билет не предусматривает услуги питания, и сайт РЖД, и билетные кассиры на вокзалах будут настойчиво предлагать Вам эту услугу. Лично я знаю, что все это «добро» могу купить в любом супермаркете намного дешевле, поэтому всегда так же настойчиво отказываюсь.
И третье – всегда ли нужна постель? Возможно, Вы едете в плацкартном вагоне скорого поезда от Москвы до Рязани; я не думаю, что эти 2 часа Вы надумаете спать. Поэтому снимите галочку около пункта «оплатить постельное белье», и билет станет на 150 – 320 рублей, в зависимости от поезда, дешевле.
Итак, правило пятое: проверьте, нет ли в оплаченном пакете ненужных Вам услуг.
Программа РЖД-Бонус.
Суть данной программы состоит в том, что за каждую поездку Вы на свой виртуальный счет будете получать некоторое количество бонусных баллов, которые впоследствии также сможете потратить на оплату своих путешествий.
Для автора, если он, конечно, не накапливает баллы для оплаты дальней поездки, бесплатной оказывается примерно каждая шестая поездка на поезде дальнего следования.
Стоит помнить лишь о двух вещах:
-при покупке билета обязательно указывайте свой личный номер участника программы;
-в программе «РЖД-Бонус» не участвуют: билеты в вагоны ТрансКлассСервис (ТКС), указанные на сайте РЖД как купе (комфорт) и СВ (бизнес); Гранд-Сервис-Экспресс (поезда, идущие в Крым, а также поезд «Гранд-Экспресс), поезд «Мегаполис», а также поезда иностранных перевозчиков.
Правило шестое: если Вы совершаете четыре или более поездки в год, обязательно зарегистрируйтесь в программе «РЖД-Бонус»!
Сайты-посредники.
Помимо сайта РЖД, билеты на поезда можно купить и на сторонних сайтах, например, на том же Яндексе, или на туту. Ру.
Проверим стоимость билета «Москва – Воронеж» на 16 декабря 2019 года в поезде № 25:
На сайте РЖД она, как я уже говорил раньше, составит 1904 рубля в плацкартном вагоне и 4593 рубля – в купейном.
Яндекс те же самые места предлагает купить, соответственно, уже за 2113 и за 5098 рублей.
Туту. ру предлагает эти же места за 2043 и 5106 рублей.
Получаем правило седьмое: покупаем билеты только на сайте ОАО РЖД pass.rzd.ru, а также в билетных кассах и терминалах ОАО РЖД, и нигде более!
Дневные экспрессы.
На многих коротких маршрутах, поездка на которых длится не более 8 часов, есть так называемые «дневные экспрессы», а также поезда типа «Ласточка». Идут эти поезда, как правило, днем, и билеты в сидячие вагоны без дополнительных услуг такого поезда стоят значительно дешевле билетов в плацкартные или купейные вагоны других поездов, а сами «дневные экспрессы» нередко идут быстрее.
«Дневным экспрессом» или «Ласточкой» можно доехать от Москвы до Рязани, Курска, Белгорода, Липецка, Воронежа, и ряда других городов.
Правило восьмое: посмотрите, нет ли на вашем маршруте поезда с сидячими вагонами, особое внимание обратив на поезда «семисотой» нумерации.
Акции и скидки.
Также стоит помнить, что в разное время РЖД проводит различные акции, предлагая билеты по сниженным ценам. Так, в периоды невысокой нагрузки дешевле примерно на 40% стоят билеты в плацкартные вагоны на верхние боковые места, а также на места № 34 и 36; верхняя полка купейного вагона также будет стоить в большинстве поездов дешевле на 40%.
На сайте РЖД есть специальный раздел «Акции и скидки», с которым будет не лишним ознакомиться.
Правило девятое: посмотрите раздел «акции и скидки».
Надеюсь, эти девять нехитрых правил помогут сэкономить ваши деньги.
Как часто Вы пользуетесь поездами дальнего следования?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: