Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Возвратный платёж или как вернуть списанные с карты деньги?

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 13)
401 просмотров
5 комментариев

Бывают ситуации, когда возврат платежа с карты острая необходимость, например: вас обманули в магазине и списали деньги за товар, который вы не покупали, вы выезжаете из гостиницы и обнаруживаете, что с вас списали деньги за разбитое зеркало или опустошенный мини-бар, а вы "ни сном, ни духом". Эти деньги можно вернуть и процедура возврата носит звучное имя Chargeback.

Возвратный платёж (англ. chargeback) — процедура опротестования транзакции банком-эмитентом по письменному заявлению, в целях защиты прав плательщика, при которой сумма платежа безакцептно списывается с получателя (банка-эквайера) и возвращается плательщику, после чего обязанность доказательства истинности транзакции возлагается на получателя.

Технология возврата платежа используется в системах взаиморасчётов по пластиковым картам.

Процедура строго регламентирована платёжными системами МИР, Visa и MasterCard, в том числе имеет временное ограничение, а также минимальную сумму транзакции для подачи заявления.

Оглавление.

1.О возвратном платеже с точки зрения платежных систем.

2.Причины чарджбэка.

3.Сроки подачи заявления о возвратном платеже.

4.Какие подводные камни могут ждать вас?

О возвратном платеже с точки зрения платежных систем.

Можно радоваться: все-таки есть платежные системы с гарантиями, которые предоставляют своим клиентам возможность вернуть деньги на карту в случае незаконного их списания.

Сегодня chargeback (чарджбэк) – довольно нераспространенная услуга, но с каждым днем о ней узнают все больше людей. Теперь мы сможем вернуть деньги, утерянные вследствие какого-либо неприятного происшествия.

У банка есть обязательства перед клиентами в рамках договора, подписанного между ним и картодержателем, и соответствующих законодательных актов.

Возвратные платежи регламентируются правилами платежных систем, с которыми у банков есть договоры. Банкиры не обязаны выставлять требование на возвратный платеж, если факты, изложенные в вашем заявлении не попадают в рамки действующих правил платежных систем, договоров и законодательных актов.

Основания и процедура установлены в первую очередь Федеральным законом "О национальной платежной системе" от 27.06.2011 N 161-ФЗ.

Причины чарджбэка.


Согласно правилам платежных систем изначально принимают заявление сотрудники банка-эмитента, к которому обратился держатель карты. Держатель карты может потребовать оспаривания транзакции, если его ситуация подходит под одну из следующих категорий:

✅Мошенничество.

✅Товар не предоставлен. Услуга не оказана.

✅Транзакция произведена без ведома владельца карты третьим лицом (карту «взломали»).

✅Система авторизации дала сбой.

✅Техническая ошибка в процессе обработки платежа.

✅Банкомат не выдал наличные.

На самом деле их гораздо больше, это самые распространеные.

Сроки подачи заявления о возвратном платеже.


Максимальный срок на подачу заявления после осуществления платежа устанавливает банк в договоре с клиентом. Но надо знать, что даже когда вы этот срок пропустили, статья 9

Федерального закона "О национальной платежной системе" от 27.06.2011 N 161-ФЗ предписывает банку рассмотреть ваше заявление, а правила платежных систем подразумевают достаточно продолжительные сроки для отправки возвратного платежа. В большинстве случаев речь идет о 120 днях. В этом случае кредитное учреждение имеет возможность отправить требование о

возвратного платежа, и у вас имеются шансы получить свои денежки назад.

Российские банки очень любят устанавливать свои сроки подачи заявления на

возвратный платеж, что не является законным. Если вам говорят о 60 или 90 днях с момента транзакции, напомните сотрудникам банка, что их организация, подписавшая контракт с МПС, автоматически обязуется выполнять условия системы.

Какие подводные камни могут ждать вас?


К сожалению, сейчас каждая операция должна подтверждаться документами. В случае с началом процедуры возвратного платежа вам придется собирать доказательства того, что услуга или товар действительно не были предоставлены. Лучшим вариантом послужит приложение к заявлению договора об оказании услуг или поставке товаров. Кстати, для интернет-магазинов или брокерских компаний можно использовать оферту, расположенную на их официальном сайте.

В качестве доказательства могут послужить даже скриншоты переписки с продавцом или представителем мошеннической компании. Однако учтите: даже если вы имеете юридическое образование, вам, скорее всего, не удастся с первого раза собрать полный пакет документов, соответствующий правилам МПС.

Процесс возвратного платежа.


Как только держатель карты инициирует процесс возврата платежа, банк-эмитент карты отправляет спорную транзакцию в банк, обслуживающий владельца, фактически отменяя платеж. Счет владельца карты пополняется на сумму транзакции, а на счете оппонента средства замораживаются до тех пор, пока вопрос не будет разрешен.

У каждого банка-эквайера (банка, принимающего оплату картами) своя специфическая процедура обработки возвратных платежей, но все они регулируются в рамках, установленных брендом карты. Банк-эквайер обычно информирует владельца карты куда списаны денежные средства, что именно от них требуется, и для них важно точно следовать этим процедурам, чтобы защитить свои права в процессе возвратов платежей. Например, (владельцам карты) продавцам запрещено контактировать с покупателями, которые оспорили транзакцию.

Еще одно ОЧЕНЬ важное замечание: банк покупателя сам возвращает ему сумму оспариваемой транзакции, как только покупатель запросит возврат. Продавец НЕ должен осуществлять этот возврат сам!


Банк-эквайер списывает сумму оспариваемой транзакции со счета продавца, задача которого теперь - либо признать возвратный платеж, либо защищать это дело.

На этом этапе банк-эмитент либо согласится с эквайером и отклонит спор владельца карты, либо не согласится, и тогда продавец либо примет этот результат, либо отправит эту транзакцию в ассоциацию карт для окончательного арбитража.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Воронин Александр Игоревич
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 13
Рейтинг 5,00

Комментарии (5)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
4
Вниз

Спасибо. Интересная публикация.

+4 / 0
Вверх
3
Вниз

Очень полезная статья. Сталкивался лично при покупке в интернет-магазинах. В одном случае боролся с помощью полиции и прокуратуры. Ничего не добился, занимались футболом по ведомствам и территориальности. Второй случай был белее изощрённый. При покупке айфона 5S в посылке пришёл просто 5, а я не проверил на почте. Разбирательство с продавцом не привели к положительному результату.

+3 / 0
Вверх
3
Вниз

Благодарю.

+3 / 0
Вверх
1
Вниз

Спасибо. Полезно.

+1 / 0

Читайте также

0 X