Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Риски пользовательских соглашений: что делать, если ваше авторское право нарушено?

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,69) ( 16)
691 просмотров
2 комментариев

Читайте соглашения

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь еще в нулевых годах XXI века, споры относительно использования в них объектов интеллектуальной собственности стали наиболее актуальны уже во втором десятилетии.

Каждый из нас, регистрируясь в соцсетях, соглашается на обработку фото-и видеоматериалов. Как правило, любое приложение на вашем смартфоне запросит у вас разрешение на взаимодействие с вашей «Галереей» фото-и видеоснимков или предлагает принять пользовательское соглашение. Обычно пользователи ставят галочку и забывают об этом. Владельцы соцсетей обычно просят вас согласиться с этим:

«Размещая фотографии и/или видеозаписи и/или аудиозаписи и/или текстовый отзыв на сайтах и профилях социальных сетей, принадлежащих ИП Иванов И.И., посетитель и/или клиент добровольно соглашается с нижеследующим:

• при размещении на указанных интернет-сайтах фотографии и/или видеозаписи и/или аудиозаписи и/или текстового отзыва посетитель и/или клиент подтверждает, что является законным правообладателем указанных фото-, видеоматериалов;

• при размещении на указанных интернет-сайтах фотографии и/или видеозаписи, содержащих изображения гражданина, такой гражданин выражает свое согласие на обнародование и дальнейшее использование ИП Иванов И.И. изображения гражданина в сервисах интернет-сайта, а также размещаемых на нем информационных материалах, а также разрешает переработку таких фотографий и/или видеозаписей, в том числе перевод в электронную и цифровую форму, а также использование фотографий в литературных произведениях в виде книжных изданий и т.п.;

• претензий финансового и иного характера к ИП Иванову И.И. в связи с использованием своего изображения не имею. С условиями размещения и использования фото-, видеоматериалов пользователь ознакомлен и согласен».

Это вполне законная мера предосторожности для социальной сети. Поэтому, если вы хотите сохранить исключительное право на объект интеллектуальной собственности, то будьте внимательнее с пользовательскими соглашениями.

Будьте бдительны!

Также хотим отметить, что стоит аккуратнее пользоваться коммерческими хэштегами и хэштегами конкурсов. Приведем интересный пункт пользовательского соглашения одной из компаний:

«Что произойдёт, если я отвечу с хэштегом #YESPDru?»

«Вы передаете нам права на публикацию ваших фотографий в соцсети в рамках контента компании», а точнее: вы передаете компании неограниченное, неэксклюзивное, подлежащее переуступке, подлежащее передаче по сублицензии бессрочное и действующее по всему миру право на использование ваших материалов, размещаемых или уже размещенных в социальной сети и отвечающих условиям отбора материалов».

Но стоить отметить, что данная компания предлагает обезопасить пользователя от бесконечной эксплуатации материалов. В пользовательском соглашении есть пункт, по которому вы можете письменной заявкой отозвать передачу прав компании.

Таким образом, в нынешних реалиях первый совет такой: будьте внимательны с пользовательскими соглашениями.

Что говорит закон

Разберемся с юридическим бэкграундом этой темы. Глава 70 ГК РФ «Авторское право» в ст. 1274 говорит нам, что использование чужих фото-и видеоматериалов допустимо в таких случаях:

«Воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии и т.п., которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью». Поясним, что, если вами в публикациях и постах используется фото для информационной, научной, учебной, культурной цели, то разрешение автора не требуется, но необходимо указать его имя, исходное название публикации и дать ссылку на источник. В этом случае ваши права не будут нарушены заимствующей стороной.

Обратить внимание нужно и на ст. 1277 ГК РФ, которая запрещает без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение объектов авторских прав, в том числе фото-и видеоматериалов, если объект права используется в коммерческих целях, даже при его нахождении в общем доступе.

Также хотим отметить, что 9 июня 2015 года Пленум Верховного суда РФ разъяснил самый животрепещущий вопрос этой темы: «Если автор выложил фото в общий доступ, можно ли это фото использовать?»

Внимание обращено на тот факт, что размещение автором фото или видео на интернет-сайте или в соцсети не означает, что эти произведения теперь принадлежат данному сайту. Даже если фотограф выложил фото в группу, он таким образом не предоставил свое произведение в общее пользование. Фото все равно принадлежит автору, и вам нужно запросить его согласие.

Как поступить владельцу при использовании своей собственности сторонними лицами

Если автор увидел свои личные фото или используемые в коммерческих целях материалы там, где их быть не должно, следует действовать в таком порядке:

  • Убедиться в том, что разрешение соответствующему сервису не дано, в том числе посредством принятия пользовательского соглашения.
  • Зафиксировать незаконное использование своих материалов нотариальным протоколом.
  • Обратиться с претензией к администрации сайта или соцсети, компания-владелец или лицо несут ответственность за контент.
  • Обратиться в суд, потребовать погашения убытков и убрать с сайта конкретные материалы, особенно если созданный фото-и видеоматериал используется в рекламных целях и в коммерческих пабликах и на страницах сети Интернет.

Кроме того, права необходимо защищать и владельцам, и администраторам страниц, так как в судебной практике бывают случаи недобросовестного злоупотребления своими правами так называемых «потерпевших». Дадим следующие рекомендации:

  • Регулярно обновлять соответствующий раздел пользовательского соглашения. Тут понятно, что чаще всего оно не прочитывается пользователями, поэтому предлагаем такую систему: отказаться от постановки «галочки» согласия с правилами сразу. Разделить пользовательское соглашение на информационные блоки с заголовками. Например: «Соглашение на использование фото-и видеоматериалов».

После пролистывания данных блоков разрешить пользователю поставить желанный «крестик». Такая система используется, но далеко не везде. Позволит заострить внимание пользователя на отдельных моментах соглашения. Вариант не «стопроцентный», но немного более надежный.
  • Оформлять договоры со всеми лицами, участвующими в создании страницы: как с авторами, вносящими творческий вклад в создание результата, так и с лицами, оказавшими исключительно техническое, консультационное, организационное или материальное содействие.
  • Приобретать права на контент, используемый для оформления и информационного наполнения страницы.
  • Фиксировать документально и учитывать все расходы на создание страницы, в том числе рассмотреть возможность постановки результата интеллектуальной деятельности на баланс в качестве нематериального актива.

В случае, если у вас как у администратора/владельца или пользователя возник спор по данной тематике, специалисты нашего центра будут готовы вам помочь.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юридическая фирма Центр содействия бизнесу "СТЭНЛИ"
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 16
Рейтинг 4,69

Комментарии (2)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
1
Вниз

Тот получает отрыжку.

+1 / 0

Читайте также

0 X