Претензия - право или обязанность?

588 просмотров
17 дочитываний
10 комментариев

Здравствуйте, мои дорогие подписчики, читатели и все, мимо проходившие, на мою страничку заглянувшие.

Моих доверителей очень часто волнуют вопросы: обязательно ли писать претензию Ответчику до того, как писать иск в суд? и как правильно написать претензию?

Я решила поделиться с Вами своим опытом. Тем более, что я всегда ЗА то, чтобы доверители как можно меньше прибегали к помощи юристов)

Итак. Отвечаю.

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным тогда, когда он прямо предусмотрен законом или установлен договором между сторонами того или иного спора. В иных случаях написание претензии как бы и не обязательно. Вроде как - все супер. НО.

Я считаю, что в большинстве случаев все же необходимо направить претензию второй стороне, даже если такой порядок не является обязательным ни по закону, ни по договору. Почему?

Потому, что при несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возвращению судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ), а в случае принятия иска к производству - оставлению без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ). А еще по спорам в рамках Закона о "Защите прав потребителей" без претензии Потребителя Суд дополнительно не взыщет ни неустойку, ни штраф в пользу потребителя).

Поскольку самостоятельно разобраться в тонкостях данного момента без помощи юриста довольно - таки сложно, а так же то, что юрист за составление претензии обязательно попросит с Вас денежку, осознавая, что "кашу маслом не испортишь", я практически Все и по любому спору настоятельно рекомендую направлять досудебную претензию второй стороне (есть, конечно, исключения, когда направление претензии совершенно нецелесообразно, но таких исключений крайне мало).

К спорам с обязательным досудебным порядком, в частности, относятся:

Споры по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа

Споры при заключении договора в обязательном порядке,

Споры при изменении, расторжении договора

Споры при расторжении договора аренды

Споры при изменении, расторжении соглашения об уплате алиментов

Споры о защите прав потребителей финансовых услуг

Споры о выплатах по договору ОСАГО

Споры о нарушении исключительных прав

Споры о качестве туристского продукта (претензии туроператору)

Споры, вытекающие из договора об оказании услуг связи

Споры, вытекающие из перевозок пассажиров или грузов любым видом транспорта.

Это, кстати, не полный перечень споров, по которым в силу закона необходимо обязательное соблюдение досудебного порядка. Но я выбрала именно те, которые чаще всего попадаются доверителям.

Точно не требуется соблюдение претензионного порядка по гражданским делам:

об установлении фактов, имеющих юридическое значение

о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц

по корпоративным спорам

по защите прав и законных интересов группы лиц

приказного производства.

Все остальные "споры" законом не определены, а значит, (и это мое неумолимое мнение), что претензию все же лучше направить (хуже точно не будет).


Текст претензии не должен быть "утяжелен" деталями и нормами права. Он должен содержать краткие обстоятельства, вынудившие Вас обратиться к ответчику, и конкретное требование, то есть отвечать на один вопрос: "Что Вы желаете получить от Ответчика".

Почему? Все просто. Если в претензии Вы будете просить расторгнуть договор, а потом будете в иске просить суд признать сделку недействительной, то суд сочтет претензионный порядок не соблюденным.

Кстати, срок удовлетворения Вашего требования может быть отражен в тексте претензии.

Но, здесь следует учитывать, что общий срок для рассмотрения претензии по закону составляет 30 дней с даты получения претензии.

Так что даже, если Вы укажете срок 5 дней, а законом предусмотрено 30, то Ваше указание сроков не будет иметь никакого юридического значения.

Да, специальными законами может быть установлен и меньший срок (например, по Закону "о защите прав потребителей", срок для добровольного удовлетворения отдельных требований потребителя составляет 10 дней).

Иными словами, срок можно (и даже лучше) не указывать, он будет исчисляться автоматически в соответствии с законом, применяемым конкретно по Вашему спору.

Допустим, претензия содержит требование выплаты денежных средств. Тогда обязательно укажите реквизиты своего банковского счета (не номера карты, не номера электронного кошелька или номера телефона, а именно номера банковского счета). Если у Вас карта, счет, к которому она привязана, Вы можете узнать в Банке. В претензии обязательно укажите Ваши контактные данные: номер телефона, адрес, адрес электронной почты.

Многие мои доверители стараются расписать в претензии все нормы права, на которые они ссылаются, в обоснование своей претензии. "Грузят" текст претензии дополнительной информацией. На мой взгляд, прописывать это совершенно не обязательно. Да, я лично прописываю, но только для того, чтобы впоследствии было проще и быстрее написать исковое заявление по данному спору, откопировав текст претензии.

Претензию нужно писать в двух экземплярах. Конечно, лучше ее вручить второй стороне лично, чтобы ответчик расписался в ее получении на Вашем экземпляре (получено, дата, подпись, расшифровка подписи). Но, если это сделать невозможно (например, если Ответчик находится далеко или отказывается получать претензию), то тогда 1 экземпляр следует отправить ценным письмом с описью вложений в адрес Ответчика почтовым отправлением.

Важно! Претензия юридическим лицам отправляется на юридический адрес организации, а не по месту нахождения, например магазина, где Вы купили некачественный товар. Эти сведения содержит кассовый чек.

Физическим лицам претензия отправляется по месту их "прописки".

Выводы.

1.В любом случае нужно писать и направлять претензию, даже если претензионный порядок не предусмотрен ни категорией Вашего спора, ни законом, ни договором.

2.Претензию лучше написать самому, дабы сэкономить время и деньги на юриста. Претензия - всего лишь возможность урегулирования спора, а не подготовка к судебным тяжбам.

3.После того, как претензия написана и Вы имеете намерение обратиться за юридической помощью для составления иска и представления Ваших интересов в суде, к юристам лучше обратиться сразу, не ожидая истечения срока ответа на Ваши требования второй стороной (в некоторых случаях ожидание ответа может быть только во вред Вашим интересам).

Вот, пожалуй, и все).

С уважением к Вам, Т.С.

Вы решаете вопрос до суда?

Проголосовали:28

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

да
31 / -3
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
Поделиться в социальных сетях:
да
31 / -3
нет

Комментарии (10)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (10)

Читайте также

вчера, 10:35
ДТП из-за состояния дороги, ямы на дороге, с кого и как взыскать ущерб от аварии Взыскание ущерба при ДТП с содержателя дорогиМногие сталкивались с ситуацией, когда в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию дорог дорожными и коммунальными службами,...
1 29
19.02.2021, 12:31
Взыскание неустойки по ДДУ ⠀⠀В случае если сроки сдачи дома в эксплуатацию затягиваются, у дольщика есть право на:⠀⠀✅взыскание неустойки за нарушение сроков передачи квартиры,⠀⠀✅расторжение договора долевого участия,⠀⠀✅возмещение ...
0 45
18.02.2021, 15:50
Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО? Что делать? Каждый из нас, кто является водителем, может попасть в ДТП. И когда выясняется, что у виновника не оформлен полис ОСАГО, возникают вопросы: Что делать? и куда обращаться? Есть несколько вариантов ...
5 114
17.02.2021, 02:58
Госсекретарь США перечислил претензии к России Энтони Блинкен Фото: CARLOS BARRIA / ReutersГоссекретарь США Энтони Блинкен перечислил претензии Вашингтона к России. Об этом он рассказал в интервью NPR.Блинкен отметил, что Россия предприняла ...
2 83
13.02.2021, 21:17
Приобрел бракованный мопед. Как Закон о защите прав потребителей помог восстановить справедливость В 2003 году устроился я в Ростелеком по своей специальности. Всё меня устраивало, но не бывает плюсов без минусов. И самый главный минус, это каждодневные поездки (на чем придется) до места работы....
2 77
13.02.2021, 14:51
Образец претензии на возврат товара надлежащего качества. Образец претензии на возврат товара надлежащего качества нужен, если продавец не согласен обменять неиспользованный качественный товар просто по той причине, что товар не подошёл или не понравился....
5 49
03.02.2021, 10:40
История возврата бракованной игрушки Мы приобрели вот этот игрушечный вертолёт в качестве подарка ребёнку. Конечно, в магазине не стали ничего проверять. На следующий день решил-таки проверить его работоспособность, дабы не возникло ...
17 548
13.01.2021, 08:39
С 01 января финомбудсмен рассматривает новые споры потребителей. С 1 января финомбудсмен рассматривает в досудебном порядке споры потребителей с кредитными организациями и НПФНачиная с указанной даты кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы,...
0 68
08.01.2021, 22:59
Как вернуть новый авто дилеру обратно! Забирай свое ломучее ведро с гайками! Разбираемся вместе Приветствую вас, мои дорогие читатели!Убедительная просьба к вам поставить лайк и оставить комментарий под статьей, это очень поможет мне в моем деле, для вас нетрудно, а мне приятно!Возвращаем ...
11 1 182
16.12.2020, 16:23
Как составить претензию к исполнителю о ненадлежащем исполнении договора возмездного оказания услуг 1. Как оформить претензию2. Какие сведения указать в претензии3. Какие документы приложить к претензии1. Как оформить претензиюОформите претензию в письменном виде, так как только в этом случае ...
15 193
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение