Владимир
ВладимирПодписчиков: 4818
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.1М

Зачем Сталин ввёл раздельное обучение мальчиков и девочек в школах.

2 191 просмотр
387 дочитываний
10 комментариев
Эта публикация уже заработала 29,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В далёком брежневском детстве, я от одного из своих родственников услышал, что он учился в мужской школе, и в те годы было раздельное обучение мальчиков и девочек в СССР. И главное, что больше я этих сведений никогда не слышал! Ведь советские школьники с самого начала существования Советской России, обучались в общих школах. Так было или не было раздельное обучение в СССР?

С чего всё начиналось

В царской России, обучение мальчиков и девочек было раздельным во всех государственных средних образовательных учреждениях. Единственным исключением были коммерческие училища, в которых учились вместе, юноши и девушки. Но к 1917 году, таковых насчитывалось по Российской империи всего 17 штук, поэтому они были исключением из правила. Обучение до революции.jpg Сразу же после Октябрьской революции 1917 года, советские власти взяли курс на уравнивание в правах всех: пролетариев с крестьянами, учёных с рабочими, мужчин с женщинами. Именно под этим предлогом, в марте 1918 года, НарКомПрос РСФСР издал указ, о введении совместного обучения в среднеобразовательных школах. Более подробно и аргументировано, этот вопрос был изложен во время 8-го съезда ВКП (б), в апреле 1919 года. В это время, чудовищные изменения на территории страны, нивелировали такой сложный в психологическом плане переход в образовательной системе. Но до второй половины 30-х годов, такая форма образования принесла плоды, которые заметили на политическом Олимпе, и было положено начало переосмыслению такого подхода. Но в этот раз, причиной стало желание повысить уровень патриотизма у школьников и поднять дисциплину. Именно с этой целью, в самом конце 30-х годов, была введена школьная форма, очень похожая на гимназическую, дореволюционную. Были у учащихся фуражки, широкий пояс по типу военного и даже китель-гимнастёрка, в общем, обмундирование, очень похожее на военное, армейское. В мае 1941 года, новый секретарь ЦК ВКП (б), Александр Сергеевич Щербаков, поручил НарКомПросу подготовить материалы по целесообразности введения раздельного образования, для введения его уже с сентября 1941 года. Но этим планам помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Период раздельного обучения в СССР

Более плотно вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек начал рассматриваться осенью 1942 года. На заседании Совета Народных Комиссаров СССР 24.10.42 г, была рассмотрена записка «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР», где последовательно была рассмотрена проблематика совместного обучения и изложены преимущества раздельного образования. Основной упор делался на два постулата:

1. Природа девочек и мальчиков очень различна и особенно это проявляется в пубертатном возрасте. Подготовку к практической жизни, для детей каждого пола надо строить по своим, особым принципам.

2. Укрепление воспитательной работы и повышение уровня дисциплины. Подробно объяснялись психологические особенности разнополых подростков, находящихся в одном коллективе. Зачастую это проявлялось в «нездоровых» взаимоотношениях и снижении интереса к учёбе. Фундаментом под таким заявлением было утверждение, что за 25 лет после Октябрьской революции, неравноправие между мужчинами и женщинами полностью устранено. А именно борьба с дискриминацией по половому признаку, было главным побудительным мотивом для введения совместного образования в школах. Но было и чёткое осознание, что сразу такие преобразования осуществить невозможно. Ведь потребовалось бы изменить учебную программу, создавать новые здания и подготавливать педагогов.

Докладная записка, подготовленная Отделом школ ЦКВКП (б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР

О ВВЕДЕНИИ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В 1943/44 УЧЕБНОМ ГОДУ В НЕПОЛНЫХ СРЕДНИХ И СРЕДНИХ ШКОЛАХ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ ГОРОДОВ, СТОЛИЧНЫХ ЦЕНТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ

Постановление Совета Народных Комиссаров СССР N 789 от 31 мая 1943 года

Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1943 года раздельное обучение мальчиков и девочек в I-X классах всех неполных средних и средних школ областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов, для чего организовать в этих городах отдельные мужские и женские школы (список городов, в которых водится раздельное обучение мальчиков и девочек, прилагается.

2. Учебную работу в мужских и женских школах в 1943/44 учебном году вести по существующим учебным планам и программам неполных средних и средних школ.

3. Обязать наркомпросы союзных республик закончить к 10 августа 1943 года распределение учебных помещений для мужских и женских школ, а также распределение педагогов и учащихся по этим школам.

4. Возложить на тт. Косыгина и Потёмкина ответственность за проведение в жизнь раздельного обучения мальчиков и девочек во всех неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов РСФСР, перечисленных в прилагаемом списке, с начала 1943/44 учебного года.

5. Придавая большое государственное значение введению раздельного обучению в школах, Совнарком Союза ССР обязывает облисполкомы, крайисполкомы, Совнаркомы союзных и автономных республик обеспечить проведение в жизнь настоящего постановления, оказать органам народного образования необходимую помощь и представить в Совнарком СССР к 20 августа 1943 года отчёт о проведении подготовительных мероприятий по осуществлению раздельного обучения мальчиков и девочек.


Поэтому 16.07.43 г, Политбюро ВКП (б), было принято и утверждено решение о поэтапном переходе на гендерное образование. Во всех областных центрах и столицах Союзных и Автономных Республик и крупных городах, с 1 сентября 1943 года, должно было начаться обучение в раздельных школах для мальчиков и девочек. Но при этом, расстояние от места жительства до школы, не должно превышать 3 км. В расчёт принималось и количество школ в данном субъекте. Для перехода на раздельное образование в городе, должно быть, не менее 6 школ. При наличии возможностей, представители городского отдела ВКП (б), могли ходатайствовать о введении такой системы в каком-то конкретном городе. При всём этом, ответственность за введение новой системы была возложена на представителей ВКП (б) на местах. Ответственным в Политбюро ВКП (б) был назначен Косыгин А.Н. Контроль был настолько серьёзным, что если осенью 1943 года ученики не могли найти свою новую школу, то об этом докладывали напрямую самому Косыгину, а это как-никак уровень председателя СовНарКома.

Подробности перехода к раздельному образованию

В мужских школах планировалось больше времени уделять военной подготовке, лабораторным и практическим занятиям по физике, химии, биологии. В женских школах упор делали на эстетическом развитии учениц. Но количество учебных часов, уделённых базовым предметам, не снижалось! Сложности проявлялись с самого начала этой реформы. В связи со сложной обстановкой в военное время, некоторые школы были не подготовлены. В некоторых обучение проводилось в 3 смены, например, в г. Дзержинске, половину осени 1943 года, за двухместной партой сидели по 3-4 ученика. По мере освобождения оккупированных территорий в школьную реформу вливались новые субъекты, и тут проявилась ещё одна сложность – наполняемость. Например, в Ставрополье, после освобождения, осенью 1944 года, был отмечен сильнейший дисбаланс. Девочек в школах была в 7-8 раз больше, чем мальчиков. Учитывая, что удалённость школы от места проживания ученика не должна превышать 3 км, введение раздельного образования было сопряжено с совместным обучением в ряде школ. Для этого случая даже был издан специальный указ от 03.11.44 г, за подписью Косыгина. Сложность проявилась в отсутствии педагогов. В некоторых областях недобор учителей составлял более 1500 человек. При этом многие из педагогов были заняты на непрофильных работах, например, на заводах. В Новосибирской области, в 1944 году, с заводов и фабрик было возвращено в школы более 700 учителей. В этом же, 1944 году, после окончания школы начали выдавать не Свидетельство об образовании, а Аттестат зрелости! То есть было возвращено дореволюционное название документа. Продолжалось это до 1962 года. Особенностью реформы раздельного образования в СССР было то, что подавляющая часть таких школ была расположена в РСФСР! В Союзных Республиках такие школы встречались только в столицах. В 1948 году, была учреждена первая школа с углублённым изучением иностранного языка. В ней даже часть предметов преподавалась на иностранном языке. Это были зачатки «языковых спецшкол». Но и зарплата сотрудников таких заведений, были увеличены на 50%! Ведь им надо было знать в совершенстве и профильный язык. К 1954 году, на территории РСФСР, в 150 городах 2323 школы функционировали в системе раздельного обучения. Но тут проявилась сложная статистическая отчётность. Если для РСФСР, количество таких школ составляло более 55%, то на фоне всего СССР, большая часть учащихся обучалась в совместных школах.

Конец эксперимента

В начале 50-х годов, в «Литературной газете» появился цикл публикаций, поднимающих проблему раздельного образования для обсуждения в широких кругах всего населения. 8 апреля 1950 года, за авторством проф. Колбановского, в Литературке вышла статья «Волнующий вопрос». В ней поднималась проблема раздельного образования, и объяснялась необходимость возврата к прежнему, совместному обучению. За 5 месяцев до августа, в редакцию пришло около тысячи писем со всей страны. Писали люди самых разных социальных слоёв начиная от кухарок и кончая генералами. И за раздельное обучение, высказывалось очень мало людей. В основном все желали вернуть совместное обучение. 14 августа того же года, в этом же издании вышло продолжение статьи «Волнующий вопрос надо решить». Учитывая, что председатель Союза Писателей СССР К. Симонов и сам был сторонником совместного обучения, то тенденциозность предложенного материала, вместе с письмами граждан СССР, имела вполне понятное направление. В феврале 1953 года, К. Симонов отправил председателю ЦК КПСС Михайлову, копии писем и публикаций в «Литературной газете», с просьбой принять соответствующее решение. Особенность этого этапа реформы образования исключительно хорошо проявилась в том, что если в начале 40-х годов переход к раздельным школам разрабатывался кулуарно, то вот к возврату привлекли «общественное мнение». В результате недолгого обсуждения, 27 апреля 54 года, на Совете Министров СССР было принято постановление, о реорганизации школ с отдельным образованием, и возврате к прежней системе. С 1 сентября 1954 года, раздельное обучение мальчиков и девочек осталось только на уроке труда.

Итоги эксперимента с раздельным образованием и причины неудач

Сложности с наполняемостью классов в раздельных школах во время Великой Отечественной войны, проявилась и после её окончания. Но с противоположным знаком. Теперь в классах было много мальчиков. При этом возникли сложности с поддержанием должного уровня дисциплины. Любопытно отметить, что как переход в раздельной системе, так и возврат к совместному образованию, мотивировался стремлением повысить уровень дисциплины. По факту, сразу с момента учреждения раздельных школ, процесс был пущен на самотёк! Должного разделения учебной программы и оснащения школ оборудованием не произошло. Стремление Правительства СССР поднять уровень подготовки учащихся на высочайший уровень, не нашло отклика на местах. Появилась огромная текучка среди преподавательского состава и крайне высокий недобор учителей с гендерными условиями. Ведь в школах с раздельным образованием, должны были преподавать: мужчины в мужских школах; женщины в женских. И если были допущены небольшие послабления в вопросах подбора кадров, то вот жёстко стоял вопрос о директорах и завучах! В мужской школе, директор и завуч должны быть мужчинами! А в Москве, с 51 по 54 года, в 69 мужских школах, директорами были женщины. Что уж тут говорить про регионы… Чиновники от сферы просвещения и образования, убедительно доказывали, что раздельное образование несовершенно в принципе! Но этим они скрывали свои недоработки и просчёты! Почему? А надо посмотреть сухую статистику. В 1953 году, аттестат зрелости получили в СССР 93,8% выпускников. Но вот на этом фоне, в мужских школах аттестат зрелости получили 97,6% выпускников, а в женских – 97,4% выпускниц. Ещё более наглядно качество подготовки демонстрирует статистика получения золотых и серебряных медалей. Если в 1954 году, среди всех выпускников СССР медали получили 4,4% учащихся, то среди мужских школ медалистов было 11,2%, а среди женских 10,5%.

Руководить страной стали люди гораздо меньшего масштаба, лишённые дара предвидения и глобального мышления. Выращивание кукурузы стало более важной задачей, а выращивание детей оказалось слишком хлопотным, длительным и затратным делом.


Проголосовали:41

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

10 комментариев
Понравилась публикация?
44 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 10
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Данилова Мария Николаевна
Подписчиков 299
вчера, 16:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг576.8к
Я - мастер кисломолочной продукции и моя работа заключается в создании разнообразных вкусовых чудес из молока,...
Подробнее
Неинтересно
-1
20
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 15660
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг21.6М
Отмена дарения или мировое соглашение: или история о том, как сыну перешла ½ доли имущества,...
Подробнее
Неинтересно
-2
92
Алексей Васильевич
Подписчиков 5885
вчера, 13:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.1М
Здравствуйте, дорогие друзья, мои верные читатели!
Подробнее
Неинтересно
-2
112
Аверкова Татьяна Николаевна
Подписчиков 32328
вчера, 15:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Здравствуйте, уважаемые коллеги, читатели и подписчики!Давно хотела поделиться с вами этой легендой или былью.
Подробнее
Неинтересно
-1
60
Валерий Ш
Подписчиков 26748
вчера, 13:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг43.7М
Наткнувшись на этот ролик в Сети, я сначала посмеялся над забавной трактовкой ...
Подробнее
Неинтересно
00:28
Поделитесь этим видео
-2
53
Русский Бомж☆∘☆∘☆
Подписчиков 2356
вчера, 13:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.6М
фото из ЯндексаИз Грязи в князи...В 2024 году Алла Пугачёва вновь засобиралась на российскую землю,...
Подробнее
Неинтересно
-1
47
Назарова Евгения Александровна
Подписчиков 20101
вчера, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.6М
ВступлениеДобрый день, мои уважаемые читатели. Сегодня хочу с вами поговорить о жизни, но не о моей,...
Подробнее
Неинтересно
-1
47
Валентина
Подписчиков 17427
вчера, 08:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг15.4М
Все фото авторские, мысли авторские. Присоединяйтесь
Подробнее
Неинтересно
01:00
Поделитесь этим видео
-4
78
Разина Дарья Алексеевна
Подписчиков 45480
вчера, 21:47
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг19.5М
Автор о жизни (вспомнила 2010 г)Встречи с мужчинами с сайта знакомств - есть ли подвох?Добрый день,...
Подробнее
Неинтересно
-3
63
Бабкин Михаил Александрович
Подписчиков 66228
вчера, 14:26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг25.6М
С каждым годом все больше людей практически исключают расчеты наличными денежными средствами,...
Подробнее
Неинтересно
-2
47
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 19710
вчера, 13:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.3М
Добрый день гости и пользователи сайта. Ко мне обратилась женщина за консультацией ...
Подробнее
Неинтересно
00:09
Поделитесь этим видео
-1
22