Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Самый лучший новогодний подарок всех времен и народов

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,63) ( 137)
12 309 просмотров
31 комментариев

Краткое содержание:

… Его сделал России в 1812 году немецкий генерал Йорк фон Вартенбург.


В очередную годовщину окончания войны 1812 года имеет смысл вспомнить не только о победах русского оружия, одержанных на поле брани, но и еще о кое-каких обстоятельствах, связанных с изгнанием Наполеона из России. Событиях, прямо скажем, напоминающих то ли исторический анекдот, то ли детский стишок в стиле «говорят, под Новый год чти ни пожелается, то всегда произойдет, все тогда сбывается…». Впрочем – обо все по порядку.

1812 год

Обычно в наших учебниках истории военные события 1812 года заканчиваются на Березине: мол, французская армия перестала существовать как боевая сила, Наполеон сбежал во Францию – чего же боле?

Ан нет… Ситуация была не столь проста. Хоть основные силы Великой Армии и были разбиты к концу ноября 1812 года, но были кое-какие обстоятельства, делавшие исход войны не столь однозначным.

Почти все европейские страны (включая Пруссию и Австрию) в то время по-прежнему состояли в формальном союзе с Наполеоном. Союз этот был, разумеется, вынужденным, корсиканца в Берлине и Вене тихо ненавидели, но… по-прежнему боялись. Тем более, что всем было известно умение генерала Бонапарта набирать в считанные недели новые армии…

В общем, русскому командованию предстояло еще решить идти ли русским армиям, утомленным почти 1000-километровым маршем, дальше на запад вслед за французами или же остановиться на границе?

Если учесть, что в Прибалтике в составе корпуса маршала Макдональда стоял 20-тысячный отряд прусского генерала Йорка фон Вартенбурга, то вопрос был не праздный. И если бы этот корпус, отойдя за реку Неман, занял оборону, то… вполне возможно, что Кутузов выбрал бы второй вариант.

Но… русские генералы в конце 1812 года оказались не только хорошими командирами, но и удачливыми дипломатами. Когда в середине декабря 1812 года корпус Макдональда начал отступление от стен Риги к Неману, прусский отряд странным образом «замешкался» так, что между французами и пруссаками появился разрыв верст в 20. И вот в этот самый разрыв и вклинился 24 декабря 1812 года авангард русской армии под командованием генерала Ивана Ивановича Дибича.

С чисто военной точки зрения, это был шаг едва ли не безумный: отряд Дибича из 1400 человек уступал силам Йорка фон Вартенбурга в 10 с лишним раз – и в случае сражения был бы наверняка разгромлен. Но… генерал Дибич здраво рассудил, что Йорк фон Вартенбург отстал от французов не просто так – и решил рискнуть.

Переговоры

Риск оправдался: Йорк не стал атаковать русские войска, а предпочел 25 декабря вступить в переговоры с Дибичем, которые оказались тем более успешными, что велись на родном языке:

Дибич сам был уроженцем Пруссии и при рождении получил имя Иоганн Карл Фридрих Антон фон Дибич.

Через несколько дней на сельской мельнице в литовском местечке Тауроген (Таураге) была подписана конвенции, согласно которой прусские войска в обмен на беспрепятственный проход к Мемелю объявляли нейтралитет до 1 марта 1813 года.

Таким образом, таурогенская конвенция открыла русской армии путь в Восточную Пруссию.

Что, в целом, было понятно – с какой стати прусскому генералу гробить своих солдат ради интересов Наполеона?

Но, с другой стороны, этот шаг все-таки был для генерала Йорка крайне рискованной авантюрой, поскольку формально должен был в Пруссии расцениваться как измена со всеми вытекающими из этого последствиями в виде военно-полевого суда и расстрела. Прусский король, кстати, заявил, по первости, что именно так и будет, и даже послал генерала Гатцфельда в Париж с официальными извинениями. Но извинения извинениями, а одновременно развернулись и тайные переговоры Пруссии с Россией и Австрией. Между тем, среди широких слоёв прусского общества известие об «измене» Йорка вызвало полное одобрение, в стране начались волнения, армия стала выходить из повиновения королю – в результате уже 28 февраля 1813 года фельдмаршал Кутузов и военный руководитель Пруссии Шарнгорст подписали военный договор против Франции.

Позднее историки назовут поступок Йорка фон Вартенбурга самой смелой авантюрой в истории Пруссии… и самым большим новогодним подарком России.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Йорк фон Вартенбург ...

Проголосовало: 414

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Автор: Андрей Михайлов
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 137
Рейтинг 4,63

Комментарии (31)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
25
Вниз

Вся эта продажная Европа 18-19 века, нашей русской кровью решала свои проблемы, а сейчас учит нас жить! Сколько русских костей лежит по миру! Слава русскому солдату, лучше в мире нет, если бы еще наше правительство обратило внимание на прозябание такого народа, сохранившего столько жизней, государств, но после смелых и порядочных людей, потом к власти приходят, воришки и вруны...

+23 / -2

Вот-вот "Сколько русских костей лежит по миру. Слава русскому солдату"

Наши предки кровью отстояли Российскую империю, неоднократно по соплям европейцы от них получали, и боялись Россию.

Маркс: "Я спрашиваю вас, что же изменилось? Уменьшилась ли опасность со стороны России? Нет! ... Итак, для Европы существует только одна альтернатива: либо возглавляемое московитами азиатское варварство обрушится, как лавина, на ее голову, либо она должна восстановить Польшу, оградив себя таким образом от Азии двадцатью миллионами героев."

"Балканы, эта великолепная территория, имеет несчастье быть населённой конгломератом различных рас и национальностей, о которых трудно сказать, какая из них наиболее способна к прогрессу и цивилизации".

Энгельс: "Балканы, эта великолепная территория, имеет несчастье быть населённой конгломератом различных рас и национальностей, о которых трудно сказать, какая из них наиболее способна к прогрессу и цивилизации."

"О немецких интересах, о немецкой свободе, о немецком единстве, немецком благосостоянии не может быть и речи, когда вопрос стоит о свободе или угнетении, о счастье или несчастье всей Европы. Здесь кончаются все национальные вопросы, здесь существует только один вопрос! Хотите ли вы быть свободными или хотите быть под пятой России?"

Вот и проплатили господа англосакские банкиры 100 лет назад революцию в России. И если 1 бакс в 1916 г. стоил 6,7 рубля, то в 1923 он поднялся до 2 млн 350 тыс рублей. Вот оно ленинское счастье российскому народу. И этот картавый товарищ ввел в России григорианский календарь, по которому были "съедены" 13 дней в феврале 1918 г., и россияне стали праздновать Новый год в один день с европейцами. Между прочим Юлий Цезарь назначил первым днем года - 1-е января, потому что в этот день избранные комициями консулы вступали в должность. Вот так тихонько и непринужденно Российская империя легла под Римскую. Прошло 100 лет, посадили европейцы российского медведя на поводок и заставляют плясать за кусочик пряника. Теперь Российская империя одна из англосакских колоний, из которой они черпают дешевое сырье для своих нужд.

+11 / 0

Маша, цитаты приводят со ссылкой на том, страницу...

+2 / 0
Вверх
22
Вниз

Причем подарок и статья? Или я что-то не уловила?

+17 / -5

Автор, решил, что события произошедшие 25 декабря 1812 г., оказались подарком для российских солдат и России в предверии т. н. "Нового года".

Автор, видимо, не в курсе, что в 1812 г Россия жила по юлианскому календарю. И 25 декабря было 12 декабря (ну если, конечно, даты приведенные автором по григорианскому календарю). И впереди граждан Российской империи ждало Рождество Христово 25 декабря по юлианскому календарю (7 января по григорианскому). А уж через неделю после этого 1 января по юлианскому (14 января по григорианскому) Обрезание Господне т.н. Новый год.

+5 / 0

МарияПишет 02.01.2020 в 14:38
Автор, видимо, не в курсе, что в 1812 г Россия жила по юлианскому календарю. И 25 декабря было 12 декабря (ну если, конечно, даты приведенные автором по григорианскому календарю).

Даты в статье даны по юлианскому календарю.

Всего-то делов - минуту погуглить:

Подробнее >>>

ТАУРО́ГЕНСКАЯ КОНВЕ́НЦИЯ 1812 (По­ше­рун­ская кон­вен­ция), ... Под­пи­са­на Ди­би­чем и Йор­ком 18 (30) дек. на По­ше­рун­ской мель­ни­це близ м. Тау­ро­ген Росcиeнcкогo у. Ви­лен­ской губ. (ны­не г. Тау­ра­ге, Лит­ва).

+1 / 0

Андрей, ну, молодец, гуглить умеешь. А читать и считать?

Под­пи­са­на Ди­би­чем и Йор­ком 18 (30) декабря. Т.е. по юлианскому 18 декабря была уже подписана, а значит даты в статье приведены по григорианскому календарю.

+2 / -2

МарияПишет 02.01.2020 в 15:30
Под­пи­са­на Ди­би­чем и Йор­ком 18 (30) декабря. Т.е. по юлианскому 18 декабря была уже подписана, а значит даты в статье приведены по григорианскому календарю.

Для особо одаренных еще раз, по слогам:

Цитата:
Риск оправдался: Йорк не стал атаковать русские войска, а предпочел 25 декабря вступить в переговоры с Дибичем, которые оказались тем более успешными, что велись на родном языке...

Через несколько дней на сельской мельнице в литовском местечке Тауроген (Таураге) была подписана конвенции

0 / -1

Андрей, бли-и-и-н, че до тебя не доходит-то?

Ты в своей статье написал даты по григорианскому календарю.

25 декабря по григорианскому вступил в переговоры, 30 декабря по григорианскому подписали конвенцию.

30 декабря по григорианскому - это 17 декабря по юлианскому.

Впереди россиян, живущих в 1812 г. ждало 25 декабря по юлианскому (7 января по григорианскому) - Рождество Христово, и только потом Новый год.

+1 / 0
Вверх
17
Вниз
Роман
Роман

Подарок тогда был один.

-Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

И произошло это из-за того,

что население России не поддержало правительство.

Так как правители были оторваны от народа

Думая что имея армию могут все.

Собственно как сейчас, нечего не меняется.

+11 / -6

РоманПишет 02.01.2020 в 13:55
И произошло это из-за того, что население России не поддержало правительство.

Строго наоборот - уход из Москвы населения вместе с армией был совершенно уникальным и стихийным (!) примером ПОЛНОЙ поддержки этим населением своих властей (то есть царя и армии).

Наполеон много столиц занимал (и Вену, и Берлин, и Марид, и Лиссабон) и НИГДЕ население так не поступало. Только в России.

+12 / -1
Роман
Роман

Андрей МихайловПишет 02.01.2020 в 15:12
Наполеон много столиц занимал (и Вену, и Берлин, и Марид, и Лиссабон) и НИГДЕ население так не поступало. Только в России.

Да тут вы правы не в одной стране

мира не нашлось таких (гениев)

Сжечь столицу страны и убежать.

И при этом гордится таким поступкам.

И что случилось с захваченными столицами Наполеоном.

Их Наполеон уничтожил?

С такой логикой гитлеровская Германия капитулировала

тоже до этого не кто в мире так не поступал.

хитрый план , что-бы в будущем жить лучше победителей

+1 / -1

Роман из Орла! Вы плохо учили историю. Москву грабили и жгли ФРАНЦУЗЫ, а Кутузов дал приказ отступить, чтобы сохранить армию для дальнейшего наступления. Наполеон уничтожал столицу со злости, понимая, что проиграл.

+3 / -1
Роман
Роман

Лариса из Иркутска вы что правда там отмороженные.

Как можно было допустить врага к столице?

Сжечь город это не тактика победы.

Либо вы его отстояли, либо просрали третьего не дано.

Аху... я победа сжечь город и дома своего народа ради победы.

Оставить без крова тысячи людей своей страны ради?

_______________________________________________________________________

К вам в дом ломится преступник что-бы захватить ваш дом.

Полиция решает сжечь вашу квартиру, чтобы потом нейтрализовать преступника.

Преступник побежден вы без дома .

Вы счастливы.?

___________________________________________________________________

Из покон веков было захват столицы это победа.

Сжечь столицу это, как самоубийство страны.

Страшный грех.

И поэтому Россия грешная, побидительница живет хуже побежденных.

Вопрос почему Россия живет хуже Франции, Германии.

Африки

+1 / -2

РоманПишет 03.01.2020 в 23:21
Как можно было допустить врага к столице?

РоманПишет 03.01.2020 в 23:21
Сжечь столицу это, как самоубийство страны.

К сведению господ либерастов - столицей России в 1812 г. был Петербург, а не Москва.

РоманПишет 03.01.2020 в 23:21
Оставить без крова тысячи людей своей страны ради?

... победы над врагом.

Да, голубчик, именно так.

Но либерастам этого не понять.

РоманПишет 03.01.2020 в 23:21
Сжечь город это не тактика победы.

Это не тактика, это стратегия.

Причем именно победы.

Но либерастам это объяснять...

РоманПишет 03.01.2020 в 23:21
И поэтому Россия грешная, побидительница живет хуже побежденных.

Вопрос почему Россия живет хуже Франции, Германии

Давай, либерастик, не останавливайся.

Расскажи-ка про то, что следовало в 1941 Ленинград сдать. Да и Сталинград в 1942 тож... Баварскоое бы тогда попили ага.

У либерастов это любимая тема.

0 / -1
Роман
Роман

Андрей МихайловПишет 04.01.2020 в 11:43
Давай, либерастик, не останавливайся.

Расскажи-ка про то, что следовало в 1941 Ленинград сдать. Да и Сталинград в 1942

Ну так по вашей логике надо было сжечь.

1812 году не стали защищать а просто

сожгли вы считаете это правильно а 1941-1942 отстояли и это тоже правильно

Вы там это определитесь.

Надо бежать и все сжигать или воевать до последнего?

0 / -1

РоманПишет 04.01.2020 в 20:56
сожгли вы считаете это правильно а 1941-1942 отстояли и это тоже правильно.

Низачот, либерастик.

Тема пития баварского не раскрыта.

Постарайся еще разок.

0

Уберите отсюда - этого Романа с его картинками.

Детишкам место в садике!

Пусть там рисует свои смайлики!

Да и правильно писать на родном языке пусть сначала научится, прежде чем встревать в разговоры взрослых.

Смотрите на это убожество!

...тоже до этого не кто в мире так не поступал... это - раз!

...Да тут вы правы не в одной стране... и это - два!

Так что Ромик из Орла топай отсюда в школу

- пока не поздно!

А смайлики свои засунь себе в задницу!

Там им самое место!

+1 / -2
Роман
Роман

Когда сказать нечего, начинаю ошибки в правописании искать

Сергей из Калининграда с чего вы взяли что можете указывать кому как писать?

По национальности к Русскому языку вы не какого отношения не имеете

Вы просто гражданин РФ.

человек без национальности.

0 / -1

Рома, как далеки Вы от народа...

+2 / -1

АлександрПишет 02.01.2020 в 20:13
Рома, как далеки Вы от народа..

Рома как раз-таки близок к народу. Только не к тому, а к эхо-московскому. Богоизбранному.

+1 / 0
Вверх
6
Вниз

Генерал - истинной патриот Пруссии и защитник своего народа)

+5 / -1
Вверх
3
Вниз

Поступил, как нормальный человек, в интересах людей - что бы жили! А то им надо было, вставать на пути разъярённых солдат и ополченцев (видно, наслышаны были о таком слове, как ярость). Есть много исторических примеров (подтвержденных документально), когда малой численностью, нашими предками, побеждались многочисленные, великие армии. Почитайте про оголтелых, витязей и т.п. Так сказать, инет в помощь. Вообще, боевые действия 1812 года, оставляют много вопросов к историкам и юристам...

+3 / 0
Вверх
2
Вниз

Своя рубашка ближе к телу.

+2 / 0

Снимай рубашку, ближе к делу! :)

+2 / 0
Вверх
2
Вниз

Что-то хронометраж не совпадает.

+2 / 0
Вверх
1
Вниз

Надо любить свою страну и знать её историю. Спасибо. Очень интересно. Я поставила звезду с "5", но начала с первой звёздочки. А до пятой не смогла. Из-за своей невнимательности.

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

Андрей Михайлов! А вы кто по специальности? Вы историк? Почему мы должны вам верить?

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

Терпеть не могу то время. Какой то дебелизьм.

Начиная от формы и причёсок солдат и офицеров и заканчивая хождением строем под пули. Чем восторгаться?

+1 / 0

Читайте также

0 X