Прокуратура. Надзор за учетно-регистрационной дисциплиной
Краткое содержание :
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину доступ к правосудию, именно доступ к правосудию гарантирует полную реализацию основополагающих прав каждого человека, таких как право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т.д.
Право на доступ к правосудию возникает, как только в отношении гражданина совершено правонарушение, а его непосредственная реализация начинается с момента обращения с заявлением в правоохранительные органы.
Государство гарантирует возможность каждому лицу, пострадавшему от того или иного противоправного деяния, в разумный срок беспрепятственно воспользоваться правом обращения в правоохранительные органы за защитой своих нарушенных прав и интересов и отстаивать их в установленном законом порядке начиная со стадии возбуждения уголовного дела.
Прокурорский надзор
Функция проверки соблюдения правоохранительными органами требований законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях осуществляется как непосредственным руководством того или иного органа в рамках ведомственного контроля, так и органами прокуратуры в рамках реализации полномочий, закрепленных п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
Согласно федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание, является в том числе и соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
В соответствии с ведомственным приказом Генпрокуратуры России № 277 установлено, что проверки исполнения требований УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях необходимо проводить
- в органах внутренних дел,
- следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности,
- органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы,
- органах Федеральной службы судебных приставов,
- таможенных органах,
- органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы
– систематически, не реже 1 раза в месяц.
В случае выявления факта нарушения законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях прокурору следует незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования.
Полномочия прокурора
УПК РФ закреплены полномочия прокурора требовать от органов дознания и органов следствия устранения нарушений закона, отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания, дознавателя, следователя о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме того, прокурор, реализуя свои полномочия, предоставленные п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в случае выявления признаков состава преступления может вынести мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган или орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Надо отметить тот факт, что, выявив нарушение уголовного законодательства, прокурор не вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела, принять уголовное дело к своему производству, либо поручить его следователю или дознавателю, как это было до внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство в 2007 году (в связи с организацией Следственного комитета прокурор был лишен возможности оперативного реагирования на выявленные нарушения уголовного закона).
В связи с тем, что многие граждане до сих пор уверены, что прокуратура возбуждает уголовные дела и именно в прокуратуру подают заявления о преступлении, надо еще раз повторить, что в случае, если прокурору поступает сообщение о преступлении, либо прокурор выявляет нарушение уголовного закона в рамках проверки соблюдения федерального законодательства, а также надзора за органами следствия и дознания, прокурор вправе лишь направить полученное сообщение о преступлении по подследственности в орган дознания или следствия для проведения процессуальной проверки, либо же собрать материалы и вынести постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
Несмотря на широкие полномочия прокуроров в сфере надзора за органами предварительного следствия и дознания, руководитель органа предварительного расследования вполне может и не согласиться с позицией надзирающего прокурора и, несмотря на мнение прокурора в возбуждении уголовного дела по материалам прокурорской проверки, все-таки отказать.
Что касается требований прокурора об устранении нарушений уголовно-процессуального закона, руководитель следственного органа и следователь также могут не согласиться, и в таком случае прокурору необходимо будет обращаться к вышестоящему руководителю данного органа. Также прокурор, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, может оспорить решения, действия или бездействие должностных лиц в суде в рамках административного судопроизводства.
Выводы
Таким образом, не только у простых граждан, но и у прокуроров могут возникать сложности, не позволяющие в кратчайшие сроки восстановить конституционные права гражданина на доступ к правосудию, возникающие в случае вынесения органами следствия и дознания необоснованных и немотивированных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии явных признаков состава уголовно-наказуемого деяния.
Возможно, способствовать более эффективной борьбе прокурорских работников за соблюдением прав граждан помогло возвращение прокурорам полномочий по возбуждению уголовных дел при наличии достаточных на то оснований и поручение дознавателям и следователям уже производства по ним в соответствии с требованиями подследственности. Но, к сожалению, на сегодняшний день эта возможность на законодательном уровне не рассматривается. В связи с чем у прокурорских работников зачастую просто связаны руки, а у граждан теряется вера в правосудие.