Коммунизм. Социализм. Либерализм. Размышления об устройстве общества.
Краткое содержание :
Наверное многие из вас знают фильм "Республика ШКИД".
Тем кто его не видел - посмотрите, не пожалеете. Хотя лично у меня вызывает недоумение тот факт, что этот фильм назван комедией. Оставляю на совести жертв нового образования.
Тем, кто захочет обсудить предлагаю последовательный ряд вопросов и размышлений
.
Сначала немного фактов.
Создатель воспитательной системы Виктор Николаевич Сорока-Росинский был в конце концов уволен из своего же детища. Он терял близких, в частности жену Эллу Андреевну, учеников и друзей; его не понимали, увольняли, запрещали работать, не публиковали, не пускали обратно в любимый город; его окружали завистники и недоброжелатели. Он никогда не имел богатств, даже собственного угла. Никогда не был членом ни одной из партий.
Обстоятельства создания республики Шкид уникальны, и не повторятся. Но принципы, преданность общечеловеческим ценностям, чувства гражданственности, веры в будущее, понимание того, что оно достижимо и ради него стоит работать - не они ли должны лежать в основе общественного устройства?
Ситема им созданная, принципы:
Цели:
воспитать умение самостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения, принципиальность, ответственность, самостоятельность мысли;
воспитать чувство собственного достоинства;
раскрыть и обогатить творческие способности, объединяя их в единое целое, в один творческий коллектив.
Принципы системы:
Национальная школа и национальная психология. Основные принципы должны закладываться в семье; через религиозное воспитание и труд воспитание на традициях устного народного творчества.
Демократичность воспитания и обучения.
Принцип коллективного воспитания с учетом индивидуальности каждого.
Переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности. Всякое знание превращать в деяние.
В. Н. Сорока-Росинский в период всеобщего увлечения трудовой школой имел смелость придать своей школе иную направленность – на творческую интеллектуальную познавательную деятельность.
Ещё один факт:
Над могилой Макаренко он произнес следущие слова
"В сущности, мы с Макаренко делали одно дело. Разница только в том, что Макаренко был талантливее"
И вслед за Макаренко смело повторял в своих материалах уничижительное определение «педагогический Олимп».
А вот сам Макаренко... он так не считал. И именно его рецензия на книгу двух воспитанников республики Шкид дала возможность резко высказываться Н.К.Крупской. За чем последовало увольнение Виктора Николаевича.
Справедливости ради нужно сказать, что и сам Макаренко потом был уволен.
Ещё один важный факт
В авторстве сценария указан Л.Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев). Но нет Гриши Белых, в годы сталинских чисток замученного на следствии и умершего в тюремной больнице НКВД.
А теперь собственно размышления и вопросы
1. По какой причине оба создателя по сути автономных республик самоуправления были отвергнуты советским государством и отстранены от работы?
2. Возможно ли, что принципы построения их коммун приближаются к модели идеального общества?
3.Что помешало Макренко объединить услия с Сорока-Росинским?
4. Кем по сути был В.Н.Сорока-Росинский, коммунистом, социалистом, либералом, сплавом этих явлений?
5. Чему республика Шкид может научить нас сейчас?
У меня нет готовых ответов. Только размышления. И делиться я ими готова только в обсуждении... если оно вообще будет (терзают меня смутные сомнения).