Горячая вода в МКД не соответствует норме: кто виноват и что делать?
Краткое содержание :
Поставка горячей воды – одна из самых дорогих коммунальных услуг в многоквартирном доме. При этом люди нередко замечают, что из крана течёт чуть тёплая вода. Как же исправить сбой коммуникации, к кому обратиться и на какую компенсацию можно рассчитывать в подобных ситуациях?
Право потребителя на соблюдение санитарной нормы температуры ГВС
Нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 от 07.04.2009 г. предусмотрен минимальный показатель температуры горячей воды – не ниже 60 градусов Цельсия и максимальный предел, равный 75.
Отклонения от указанного температурного режима не допускаются на основании статьи 11 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установившей обязанность выполнять требования санитарного законодательства. Кроме этого, согласно п. 3 статьи 23 закона содержание жилых помещений должно отвечать действующим санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к качеству горячей воды для жителей домов установлены не случайно. Так, размножение болезнетворных вирусов и бактерий происходит быстрее в тёплой и влажной среде через систему ГВС. Особенно опасно распространение легионеллы, вызывающей тяжкое заболевание – легионеллезную пневмонию, вспышка которой уже была зафиксирована в 2007 году в России Подробнее ➤. При повышении температуры воды до 60 градусов рост бактерий замедляется и их размножение становится невозможным. При 70 градусах бактерия погибает. Предел для горячей воды в 75 градусов Цельсия также необходим, так как предупреждает случаи ожогов среди населения.
Ответственность за несоблюдение температурного режима
Кто же должен отвечать за поддержание безопасного температурного режима горячей воды – Управляющая компания (УК) или ресурсоснабжающая организация (РСО)?
Судебная практика формируется в сторону отсутствия ответственности РСО, что подталкивает граждан к предъявлению основного потока претензий к УК.
Верховный суд РФ в своём определении от 09.10.2018 г. № 309-КГ 18-15488 Подробнее ➤ подробно постарался разъяснить, почему именно УК отвечают, в первую очередь, за комфортное проживание населения в своих квартирах, а не РСО. Основной аргумент правосудия сводится к тому, что РСО отвечает за качество коммунальной услуги только до границы между внутридомовыми инженерными системами и централизованными сетями.
Для повышения пределов ответственности РСО нужен отдельный гражданско-правовой договор. Поэтому, во всех остальных случаях, если температура горячей воды оказывается ниже санитарной нормы в границах общедомового имущества, ответственными лицами перед гражданами становятся сотрудники УК.
Исходя из положений п. 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса РФ именно управляющая организация несёт ответственность перед жителями МКД за качество выполняемых работ и коммунальных услуг, соответствующее обязательным требованиям технических и санитарно-эпидемиологических регламентов.
В случае допущенных УК нарушений на основании статьи 6.4. КоАП РФ применяются санкции для юридических лиц в виде штрафа от 10 000 до 20 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Надзор в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Поэтому в случае нарушения санитарных требований и прав потребителя в досудебном порядке у граждан есть возможность призвать нерадивую УК к ответу с помощью таких госструктур, как:
- Районная администрация;
- Департамент ЖКХ;
- Государственная жилищная инспекция;
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Прокуратура (городская, районная, областная).
Следующим шагом для восстановления нарушенных прав будет обращение гражданина в суд.
Право потребителя на перерасчет платы за ГВС
Стоимость качественной услуги ГВС отражается в ежемесячных платёжках ЖКХ. Расчёт суммы ведётся в зависимости от наличия в квартире индивидуального прибора учёта (счётчика) либо его отсутствия. Если есть счётчик, то стоимость услуги формируется на основе количества использованных кубометров горячей воды. Если счётчика нет, то оплачивать услугу придётся из расчёта данных о количестве проживающих в квартире человек, норм потребления и тарифа на услугу.
Свод правила СанПиН 2.1.4.2496-09 допускает отклонение температуры от установленной нормы:
- в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 градусов Цельсия;
- в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) – не более чем на 3 градуса Цельсия.
За каждые 3 градуса Цельсия отступления от допустимых отклонений размер платы за горячее водоснабжение можно уменьшить на 0,1% от суммы, начисленной в расчётном периоде за каждый час подачи воды с нарушением. За подачу горячей воды, температура которой в точке разбора окажется ниже 40 градусов Цельсия, оплата потреблённой воды должна производиться по тарифу, установленному для холодной воды.
Температура воды – важный показатель качества коммунальной услуги, обеспечивающей безопасность потребителя. Поэтому решения вопроса о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований нужно добиваться с особой настойчивостью, используя все законные методы. Начните с Управляющей компании. Все заявки потребителей должны фиксироваться для дальнейшего рассмотрения.
Удачи Вам в делах и скорого разрешения проблем!
Каждый день разбираем правовые и практические аспекты нашей жизни. Подписчики первыми узнают новости рассылки.