Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

История правового регулирования договорных отношений (1 часть)

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 2)
188 просмотров
0 комментариев

Исходными правовыми началами современного гражданского права Казахстана, закрепленными в Общей части Гражданского Кодекса Республики Казахстан стали принципы равенства участников гражданских правоотношений, свободы договора, принцип невмешательства государства в частные дела, принцип неприкосновенности частной собственности, беспрепятственное осуществление гражданских права, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита. И эти принципы в той или иной степени получили отражение и в Особенной части ГК РК.

Одна из главных задач разработки современного Гражданского Кодекса РК состояла в том, чтобы поднять регулирование в сфере имущественных отношений нашего общества до уровня закона и тем самым сделать, насколько это возможно, ненужным регулирование их подзаконными актами, указами Президента, постановлениями Правительства и ведомственными нормативными актами. Именно таким образом достигается стабильность регулирования. Соединение нормативного материала в одном акте и его обозримость - должны были обеспечить и внутреннюю непротиворечивость соответствующих норм. Необходимо также признать, что некоторые законы, вышедшие уже после ГК, содержат значительные отступления от него.

Говоря о второй части Гражданского кодекса как о реализации стремления поднять на уровень закона регулирование обязательственных отношений, следует обратить внимание на некоторые институты, которые до последнего времени в значительной мере регулировались нормами подзаконных нормативных актов. Прежде всего, это относится к такому важнейшему договору, как договор поставки, где еще и сегодня действуют Положения о поставках, утвержденные Правительством. С введением в действие Особенной части ГК, то есть с 1 июля 1999 года они должны перестать быть действующими нормативными актами.

В первой главе второй части (гл. 25) по существу содержится исчерпывающее нормативное регулирование отношений купли-продажи вообще и отношений поставки в частности. Имелось в виду, что в развитие этих норм вряд ли должны издаваться какие-то дополнительные акты. То, что не урегулировано, здесь должно быть делом самих сторон, то есть то, чего им не хватает в нормативном материале соответствующей главы, они должны сами отразить в договоре.

Примерно то же самое можно сказать о регулировании договоров на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые до настоящего времени регулируются отдельными постановлениями Правительства, а в большей мере - ведомственными актами. Сейчас в Кодексе регулирование этих отношений охватывается институтом договора подряда, а параграфы 4,5 главы 32 призваны, достаточно полно, обеспечить регулирование этих отношений.

Очень серьезные изменения Гражданский кодекс внесет в сферу регулирования банковских сделок, отношений банков между собой и с клиентурой. Здесь сложилась очень давняя традиция, когда эти отношения в основном регулировали даже не постановления правительства, а акты Госбанка СССР, его инструкции. Еще и сегодня эти отношения регулируются в основном актами Национального банка Республики Казахстан, законодательный материал здесь крайне незначителен. Есть закон о Национальном банке, только что вышел в новой редакции закон о банках и банковской деятельности, но они в основном касаются отношений банков с государством, отношений коммерческих банков с Национальным банком. Там сравнительно мало норм, регулирующих отношения банка с клиентурой. Если посмотреть на главу 38 ГК, то надо признать, что никогда прежде в наших законах не содержалось столь подробных норм, регулирующих эти отношения.

Наконец, надо отметить, что те институты, которые являются новыми для нашего обязательственного права и впервые закреплены в ГК (договоры возмездного оказания услуг, финансирования под уступку денежного требования, доверительного управления и др.), естественно, сразу появляются как институты, урегулированные на уровне закона.

С возведением гражданско-правового регулирования на уровень закона тесно связаны и кодификационные задачи, которые преследует ГК: по возможности собрать в один акт, в один кодекс нормы, которые содержатся в отдельных нормативных актах и по своему характеру являются гражданско-правовыми.

Кодекс стремится к детальному регулированию тех отношений, которые он охватывает. Причиной тому отчасти являются обстоятельства, которые связаны с нашим особым положением. Мы живем в новых экономических условиях, когда ощущается нехватка достаточно квалифицированных юристов, способных работать в этих условиях. Участникам экономических отношений надо дать, по возможности, достаточно детальный нормативный материал, позволяющий избежать многих ошибок при урегулировании отношений в конкретных договорах. В значительной мере этим и объясняется детальность регулирования, свойственная второй части Кодекса.

Но ГК не исключает того, что могут и должны существовать и другие законодательные акты в сфере гражданского права.

Когда работа над второй частью ГК была уже завершена, стало очевидным, что для надлежащего регулирования гражданских отношений потребуется не так уж много (как считалось ранее) законов, которые были бы напрямую связаны с ГК. Причем почти все они будут не чисто гражданско-правовыми, а комплексными актами. Прежде всего - это транспортные уставы и кодексы, законы о поставках товаров для государственных нужд, законы о подрядных работах для государственных нужд, об организации страхового дела, о взаимном страховании и несколько других. В остальном законодательный материал в сфере обязательственного права удалось вместить в Гражданский кодекс.

Вторая часть Гражданского кодекса состоит из 38 глав, включающих 719 статей. Двадцать глав посвящены отдельным видам договоров и только четыре - обязательствам, возникающим не из договоров. Это обязательства, возникающие из деятельности в чужом интересе без специального поручения, из объявления конкурса и из публичного обещания награды, из причинения вреда и из неосновательного обогащения.

Структура второй части Кодекса довольно близка к структуре наших прежних кодексов. Сначала в нем помещены главы, посвященные договорам, затем идут главы, касающиеся внедоговорных обязательств. Исключение составляет глава о действиях в чужом интересе без поручения (гл. 42), которая оказалась "пристегнутой" к главе о поручении (гл. 41), так как тесно с ней связана: если такие действия получают одобрение того, в чьих интересах они совершались, то дальше к ним применяются правила о договоре поручения.

Что касается глав об отдельных видах договоров, то их последовательность тоже более или менее традиционна. Сначала идут главы, касающиеся договоров об отчуждении имущества в собственность, затем главы о предоставлении имущества в пользование - об аренде, найме жилого помещения, о безвозмездном пользовании имуществом. Затем идет большой комплекс глав, касающихся выполнения работ - подрядных, научно-исследовательских и др. Далее следует комплекс глав, касающихся договоров об оказании услуг. Здесь достаточно определенно выделяются две группы глав - те, которые посвящены банковским сделкам, и те, которые можно условно назвать главами, касающимися договоров о посредничестве, - договоров поручения, договоров комиссии и некоторых других.

С точки зрения характеристики содержания второй части Кодекса по мнению ряда ученых его главы можно разделить на три части.

Часть институтов, которые попали в раздел пятый Гражданского кодекса, - это традиционные для наших гражданских кодексов институты, содержавшиеся и в ГК 1964 года, а большая их часть имелась и в ранее действовавших ГК. К ним относятся договоры купли-продажи, мены, дарения, безвозмездного пользования имуществом, подряда, перевозки, хранения, поручения, комиссии, простого товарищества (в прошлом - договор о совместной деятельности), обязательства в связи с причинением вреда. Однако они помещены в новый Кодекс далеко не в том же виде, в каком содержались в прежних ГК. Некоторые из них претерпели существенные изменения.

Если взять такой институт, как договор дарения, он подвергся основательному реформированию. В ГК 1964 года дарению были посвящены две статьи. В новом Кодексе - 11 статей, касающихся договора дарения (гл. 27). Наиболее серьезные изменения связаны с тем, что если раньше договор дарения мы рассматривали только как договор реальный, заключаемый путем передачи вещи от дарителя одаряемому (хотя сохранялись некоторые консенсуальные договоры дарения, поскольку дарение недвижимого имущества требовало нотариального удостоверения и государственной регистрации), то теперь в ГК прямо говорится, что договор дарения может быть и договором консенсуальным. Возможен договор дарения, содержащий обещание подарить. К нему предъявляются довольно строгие требования: обязательная письменная форма, обязательное указание конкретного лица, которому предполагается подарить имущество, и самое главное - точное указание того, что является предметом дарения. При соблюдении этих условий обещание подарить, зафиксированное в договоре, влечет правовые последствия в виде того, что дарителя можно обязать исполнить договор. Связано это с тем, что сегодня наша жизнь становится другой, предметом оборота становятся ценности, которые раньше не были предметом договора. Естественно, если дается обещание подарить достаточно большое по ценности имущество и одаряемый, рассчитывая на это, делает какие-то приготовления к этому, производит какие-то затраты, то было бы несправедливо решать дальнейшую судьбу этих отношений в зависимости от того, хочет или не хочет даритель исполнить свой договор. В основном с появлением консенсуального договора дарения связаны и некоторые другие новые правила этой главы, прежде всего о возможности отмены дарения и возможности отказа от исполнения этого договора.

Достаточно серьезным изменениям подверглись правила о договоре хранения (гл. 39). Появился договор хранения, рассчитанный на чисто предпринимательские отношения, - договор хранения в товарных складах, заключенный, как правило, между предпринимателями. Сегодня уже есть фирмы, которые одной из основных целей своей деятельности делают профессиональное хранение товаров. Дальше неизбежно возникновение большого числа таких предпринимательских организаций. В связи с этим в ГК включены специальные нормы о товарном хранении, о повышенной ответственности профессионального хранителя. Участникам такого договора предоставляется возможность заключения договора хранения с выдачей ценной бумаги, товарно-распорядительного документа в виде складского свидетельства ("варранта", как его иначе называют) - документа, который позволит лицу, отдавшему товар на хранение, с помощью этой бумаги совершать сделки с этим товаром: продавать его, закладывать, брать под него кредит (ст. 799 и др.). Если говорить об аналогичных ценных бумагах, которые существуют в нашем праве довольно давно, то наиболее близок сказанному свидетельству коносамент, являющийся товаро-распорядительным, оборотным документом, с помощью которого, отправив морем груз, можно затем совершать с этим грузом соответствующие сделки.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Котовщикова Оксана Дмитриевна
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 2
Рейтинг 5,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Читайте также

0 X