Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Путин В.В. хочет радикально изменить Конституцию России.

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 11)
496 просмотров
9 комментариев

Владимир Путин поручил переписать 22 статьи. Изменения касаются всех ключевых органов власти. Поправки в Конституцию еще должны вынести на всероссийское голосование, но примут их, видимо, в любом случае — Госдума уже одобрила изменения в первом чтении.

список органов власти, которых касаются поправки:

Вот чего касаются поправки..

Президент РФ (статьи 81, 83, 107, 108, 111, 112, 125)

Совет Федерации (статьи 83, 95, 102, 129)

Государственная дума (статьи 97, 103, 111, 112)

Правительство РФ (статьи 78, 110, 111, 112)

Конституционный суд (статьи 79, 107, 108, 119, 125, 128)

Верховный суд (статьи 119, 128)

Прокуратура (статьи 83, 102, 129)

Региональные власти (статьи 71, 75, 77, 125, 129)

Местное самоуправление (статьи 71, 132, 133)

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

В Конституции закрепляют право федерального центра устанавливать ограничения для чиновников и тех, кто занимает выборные должности всех уровней: федеральных, региональных и муниципальных. Например, это может быть запрет быть депутатом для тех, у кого есть вид на жительство в другой стране.

Сейчас ограничения уже прописаны в федеральных законах. Перенос в Конституцию сильно усложнит процедуру отмены этой нормы.

Статья 75

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

5. В Российской Федерации гарантируются минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом.

В Конституцию переносят существующие нормы. Например, Трудовой кодекс уже привязывает МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения. После того, как эту норму закрепят в Конституции, ее будет намного сложнее отменить.

6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом.

Установлены рамки для пенсионной системы. Например, принцип солидарности поколений подразумевает, что часть доходов молодежи всегда будет идти на выплату пенсии пожилым людям.

При этом, по словам разработчиков поправок, принцип регулярной индексации пенсий не означает автоматического повышения пенсий для работающих пенсионеров (она не индексируется с 2016 года).

Статья 77

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В Конституцию добавили требование о постоянном проживании в Российской Федерации. Возможно, федеральный закон в будущем конкретизирует эту норму и определит срок, в течение которого кандидат на пост главы региона должен будет прожить в России.

Аналогичное ограничение появится для депутатов, сенаторов и судей. Но его не будет для руководителей федеральных госорганов, премьер-министра, вице-премьеров, федеральных министров и прочих руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Статья 78

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

5. Руководителем федерального государственного органа может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Устанавливается общее ограничение для руководителей федеральных государственных органов: федеральных министерств, служб, агентств, Центрального банка РФ, Следственного комитета России, Центральной избирательной комиссии РФ и так далее.

Как и для членов правительства, для них не вводят требование о постоянном проживании в России. Его пропишут только для глав регионов, депутатов, сенаторов и судей.

Статья 79

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

В Конституции формально сохранится приоритет международных договоров над российскими законами, но эта поправка позволит российским властям не исполнять отдельные решения межгосударственных органов. Для этого судьям Конституционного суда достаточно будет уличить эти органы в «неверном», то есть неконституционном истолковании международных договоров. Таким образом, процедура будет похожа на ту, что сейчас действует в отношении решений ЕСПЧ.

ГЛАВА 4

Президент Российской Федерации

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства.

Будет ужесточен ценз оседлости для кандидата на пост президента.
Введут полный запрет избираться главой государства гражданам, которые имеют или имели когда-то в прошлом иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране. Исключение сделают только для жителей Крыма и Севастополя, получивших российское гражданство в 2014 году.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Один и тот же человек за всю свою жизнь сможет только два раза занимать пост президента России.

Будущие президенты без изменения этой нормы не смогут побить рекорд Владимира Путина, избиравшегося главой государства четыре раза: два раза подряд, пропуск срока и еще два раза подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности;

Сейчас президент не может отправить в отставку одного премьер-министра — только со всем правительством вместе. Эта поправка позволит президенту уволить председателя правительства, а само правительство сохранить. Согласия Госдумы на такую отставку ему не требуется (впрочем, как и сейчас, на отставку правительства целиком).

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

б¹) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;

Здесь частично описана процедура формирования правительства:

президент и премьер-министр сначала договариваются о структуре правительства;
затем президент решает, какие органы власти будут подчиняться непосредственно ему, а какие — премьер-министру.
Как это будет устроено на практике, непонятно.

Если президент сам отправляет премьера-министра в отставку, то новый премьер не сможет поменять структуру правительства.

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в¹) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

Каждый член правительства, в том числе руководитель одного из силовых ведомств, подчиняющихся непосредственно главе государства, имеет право подать в отставку. Принимать ее будет не премьер-министр, а сам президент.

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, и освобождает их от должности;

Президент сам может отправить в отставку любого вице-премьера или министра, утвержденного Госдумой. Главе государства теперь даже формально не нужно заручаться предложением главы правительства.

д¹) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

В Конституции будет очерчена сфера деятельности силового блока, непосредственно подчиняющегося президенту. Он будут ведать вопросами:

обороны

безопасности государства

внутренних дел

юстиции

иностранных дел

предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий

общественной безопасности

То есть речь, видимо, идет о Минобороны, ФСБ, МВД, Минюсте, МИД, МЧС и Росгвардии.

Представители силового блока будут назначаться президентом после консультаций с Советом Федерации. Увольнять глава государства их будет самостоятельно.

Каким образом будут проходить консультации, пока непонятно.

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;

В Конституцию переносят существующие нормы из законов «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации».

После того, как эти нормы закрепят в Конституции, их будет намного сложнее поменять. То есть вряд ли судьи Конституционного суда снова смогут самостоятельно выбрать себе председателя — вопреки воле администрации президента РФ, как это было в 2003 году с Валерием Зорькиным.

е¹) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

Поменяется процедура назначения региональных прокуроров. Раньше президент должен был дождаться представления генерального прокурора и согласовывать кандидатуру регионального прокурора с местным парламентом. Теперь президент будет сам решать, кого назначить региональным прокурором, после чего и должен будет лишь проконсультироваться с Советом Федерации.

Владимир Путин объяснял, что надеется таким образом избавить региональных прокуроров от неформальных обязательств перед местными властями; они должны стать более объективными и беспристрастными.

е²) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;

е³) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

Поменяется процедура назначения региональных прокуроров. Раньше президент должен был дождаться представления генерального прокурора и согласовывать кандидатуру регионального прокурора с местным парламентом. Теперь президент будет сам решать, кого назначить региональным прокурором, после чего и должен будет лишь проконсультироваться с Советом Федерации.

Владимир Путин объяснял, что надеется таким образом избавить региональных прокуроров от неформальных обязательств перед местными властями; они должны стать более объективными и беспристрастными.

е⁴) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

Президент теперь сможет инициировать отставку главных российских судей, а Совет Федерации — прекращать их полномочия. Сейчас невозможно добиться отставки судьи в обход коллег. С принятием поправки зависимость судей от президента вырастет.

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

ж¹) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;

Госсовет становится конституционным институтом. Формировать его будет президент.

Госсовет будет обеспечивать ряд исключительных полномочий президента России. Сейчас этим занимается администрация президента.

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации (сенаторов Российской Федерации) — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В России появятся сенаторы. Поправки в Конституцию узаконят расхожее, но формально неправильное название членов верхней палаты российского парламента. При этом Совет Федерации в Сенат переименовывать не будут: для этого потребовалось бы внести изменение в первую главу, а это невозможно сделать без принятия новой Конституции.

2¹. Членом Совета Федерации (сенатором Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Непосредственно в Конституции закрепляется часть требований к сенаторам, уже записанным в в федеральном законе. При этом формулировка ценза оседлости будет иной: в законе речь идет о постоянном проживании на территории конкретного субъекта РФ, в Конституции — на территории всей РФ. Возможно, федеральный закон в будущем тоже облегчит это ограничение.

Поправки в Конституцию вводят аналогичный ценз оседлости для глав регионов, депутатов и судей. Но его не будет для руководителей федеральных госорганов, премьер-министра, вице-премьеров, федеральных министров и прочих руководителей федеральных органов исполнительной власти.

3. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Поправки закрепляют в Конституции существуюший запрет на иностранное гражданство для депутатов и вводят упоминание ценза оседлости. Возможно, федеральный закон в будущем конкретизирует эту норму и определит срок, в течение которого кандидат в депутаты должен будет прожить в России.

Аналогичный ценз оседлости вводится для глав регионов, сенаторов и судей. Но его не будет для руководителей федеральных госорганов, премьер-министра, вице-премьеров, федеральных министров и прочих руководителей федеральных органов исполнительной власти.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

В Конституцию переносят существующие нормы из законов «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации».

После того, как эти нормы закрепят в Конституции, их будет намного сложнее поменять. То есть вряд ли судьи Конституционного суда снова смогут самостоятельно выбрать себе председателя — вопреки воле администрации президента РФ, как это было в 2003 году с Валерием Зорькиным.

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

В Конституции будет очерчена сфера деятельности силового блока, непосредственно подчиняющегося президенту. Он будут ведать вопросами

обороны

безопасности государства

внутренних дел

юстиции

иностранных дел

предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий

общественной безопасности

То есть речь, видимо, идет о Минобороны, ФСБ, МВД, Минюсте, МИД, МЧС и Росгвардии.

Представители силового блока будут назначаться президентом после консультаций с Советом Федерации. Увольнять глава государства их будет самостоятельно.

Каким образом будут проходить консультации, пока непонятно.

л) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность прокуроров субъектов Российской Федерации;

Поменяется процедура назначения региональных прокуроров. Раньше президент должен был дождаться представления генерального прокурора и согласовывать кандидатуру регионального прокурора с местным парламентом. Теперь президент будет сам решать, кого назначить региональным прокурором, после чего и должен будет лишь проконсультироваться с Советом Федерации.

Владимир Путин объяснял, что надеется таким образом избавить региональных прокуроров от неформальных обязательств перед местными властями; они должны стать более объективными и беспристрастными.

м) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Президент теперь сможет инициировать отставку главных российских судей, а Совет Федерации — прекращать их полномочия. Сейчас невозможно добиться отставки судьи в обход коллег. С принятием поправки зависимость судей от президента вырастет.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту утверждение по представлению Президента Российской Федерации на назначение кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации;

Мы не знаем. Кажется, что просто поменяются формулировки.

а¹) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д¹» статьи 83 Конституции Российской Федерации;

Утверждать вице-премьеров и несиловых федеральных министров теперь будет Государственная Дума, а не президент. Кандидатуры будет предлагать премьер-министр.

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный такой закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Если президенту не нравится закон, принять его будет еще сложнее. Раньше в случае конфликта с парламентом он мог только наложить вето на закон, принятый обеими палатами. Но депутаты и сенаторы квалифицированным большинством могли преодолеть это вето, и президент обязан был подписать закон.

Теперь глава государства сможет обратиться в Конституционный суд и как минимум отсрочить подписание закона, преодолевшего его вето. После этого все будет зависеть от судей КС. Если они решат, что закон противоречит Конституции, то президент не должен его подписывать. И только если решат иначе, то будет обязан. А Конституционный суд, судя по поправкам, станет более зависим от президента.

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Президент теперь с помощью Конституционного суда сможет попытаться заблокировать подписание и вступление в силу федерального конституционного закона. Раньше глава государства в принципе не мог его отклонить, так как для принятия ФКЗ необходимо так много голосов сенаторов и депутатов, что их явно хватило бы для преодоления вето президента.

ГЛАВА 6

Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

3. Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Закрепляется действующая норма о запрете иностранного гражданства для премьер-министра и членов правительства. Вводится возрастной ценз.

Для членов правительства, как и для руководителей прочих федеральных государственных органов, не вводят требование о постоянном проживании в России (ценз оседлости). Его пропишут только для глав регионов, депутатов, сенаторов и судей.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.

Мы не знаем. Кажется, что просто поменяются формулировки.

2. Предложение о Представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации.

Премьер-министр сможет уйти в отставку один — без правительства. У главы государства также появится право отправить в отставку только премьер-министра — без роспуска всего правительства.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства Российской Федерации освобожден от должности Президентом Российской Федерации.

Если президент решил уволить одного премьер-министра без роспуска всего правительства, то новому премьер-министру в наследство от прежнего достанутся и структура, и персональный состав правительства.

В случае добровольной отставки премьер-министра на его преемника это ограничение, судя по формулировкам, не должно распространяться.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры представляет Государственной Думе на должности утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д¹» статьи 83 Конституции Российской Федерации. Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.

Утверждать вице-премьеров и несиловых федеральных министров теперь будет Государственная Дума, а не президент. Кандидатуры будет предлагать премьер-министр.

3. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.

Президент теперь формально не сможет повлиять на персональный состав вице-премьеров и несиловых федеральных министров.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Поправки закрепляют в Конституции существуюший запрет на иностранное гражданство для судей и вводят ценз оседлости. Возможно, закон в будущем конкретизирует эту норму и определит срок, в течение которого кандидат на должность судьи должен будет прожить в России.

Аналогичный ценз оседлости вводится для глав регионов, депутатов и сенаторов. Но его не будет для руководителей федеральных госорганов, премьер-министра, вице-премьеров, федеральных министров и прочих руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя.

Резко сократится число судей Конституционного суда. Сейчас их 15 (при максимуме в 19), а станет 11.

Кроме того, в Конституции появится определение Конституционного суда. Оно будет похоже на то, что сейчас записано в ФКЗ, но из него уберут слова о том, что суд осуществляет судебную власть «самостоятельно и независимо».

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5¹. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность законов, принятых в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации;

Президент России теперь может попытаться заручиться поддержкой Конституционного суда в конфликте с парламентом. КС по запросу президента сможет заблокировать и федеральный закон, преодолевший президентское вето, и федеральный конституционный закон.

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации;

В Конституции формально сохранится приоритет международных договоров над российскими законами, но эта поправка позволит российским властям не исполнять отдельные решения межгосударственных органов. Для этого судьям Конституционного суда достаточно будет уличить эти органы в «неверном», то есть неконституционном истолковании международных договоров. Таким образом, процедура будет похожа на ту, что сейчас действует в отношении решений ЕСПЧ.

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их подписания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Президент России сможет проверить конституционность региональных законов, еще не подписанных главой субъекта.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом.

В Конституцию перенесут существующую норму из федерального конституционного закона.

Статья 128

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В Конституцию переносят существующие нормы из законов «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации».

После того, как эти нормы закрепят в Конституции, их будет намного сложнее поменять. То есть вряд ли судьи Конституционного суда снова смогут самостоятельно выбрать себе председателя — вопреки воле администрации президента РФ, как это было в 2003 году с Валерием Зорькиным.

2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Судя по этой поправке, вместо закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», которым сейчас регулируется назначение президентом РФ федеральных судей, будет принят федеральный конституционный закон.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных других федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Мы не знаем. Выглядит как несущественная правка.

Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В Конституции появится определение прокуратуры РФ. Оно будет похоже на то, что сейчас записано в федеральном законе.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Мы не знаем. Выглядит как несущественная правка.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Поменяется процедура назначения региональных прокуроров. Раньше президент должен был дождаться представления генерального прокурора и согласовывать кандидатуру регионального прокурора с местным парламентом. Теперь президент будет сам решать, кого назначить региональным прокурором, после чего и должен будет лишь проконсультироваться с Советом Федерации.

Владимир Путин объяснял, что надеется таким образом избавить региональных прокуроров от неформальных обязательств перед местными властями; они должны стать более объективными и беспристрастными.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

ГЛАВА 8

Местное самоуправление

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

В Конституции появляется термин публичной власти. Он объединяет в единую систему государственную власть и формально остающееся независимым от него местное самоуправление.

Как это отразится на местном самоуправлении, непонятно.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Раньше государственная власть должна была компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, возникшие из-за любых ее решений. Теперь формально речь идет только о решениях, имеющих государственное значение.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Вы согласны на изменения в Конституции РФ.

Проголосовало: 13

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать Голосовать
Автор: Юрий Анатольевич. Гражданин
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 11
Рейтинг 5,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (9)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
2
Вниз
Андрей
Андрей
29.01.2020 в 14:12
Бийск

А "суслик" вообще есть чтобы его перекрашивать?

+2 / 0

АндрейПишет 29.01.2020 в 14:12
А "суслик" вообще есть чтобы его перекрашивать?

Правильно. Проект конституции РФ так и остался проектом. Также как и сама ОПГ под названием РФ. А мы все существуем в мороке и не подозреваем, что союз до сих пор жив. Ведь почти 30 лет назад какие-то люди по зомбоящику сказали, что союз уничтожен. А потом они ещё много что говорили. А народ верил им и позволял грабить себя и свою страну. И до сих пор это продолжается.

+3 / 0
Андрей
Андрей
29.01.2020 в 18:34
Бийск

Согласен, но хотелось бы услышать мнение юристов, но они скользские...

+3 / 0
Юрий Анатольевич. Гражданин
Юрий Анатольевич. Гражданин
29.01.2020 в 21:39
Москва

+1 / 0
Андрей
Андрей
29.01.2020 в 22:36
Бийск

Если честно у меня нет ни капли уважения к называющими себя юристами. На это есть весомые причины.

+2 / 0
Юрий Анатольевич
Юрий Анатольевич
19.02.2020 в 12:08
Москва

+1 / 0

АндрейПишет 29.01.2020 в 18:34
Согласен, но хотелось бы услышать мнение юристов, но они скользские...

Потому что все юристы разные. А наша законодательная база очень огромная. Один юрист будет ссылаться на закон, другой ему в ответ покажет поправки к этому закону. Тот в ответ постановление от такого-то года, а оппонент предъявит на обозрение какой-нибудь указ президента и т.д. Короче, всё очень сложно. Поэтому и выпускают на волю маньяков-убийц, т.к. попался адвокат хороший, который знает все эти десятки тысяч поправок с постановлениями к законам. Плюс коррупция, запугивание, сговор (возможно даже мировой). Если есть кто юрист, то поправьте меня, если я не прав.

+2 / 0
Юрий Анатольевич. Гражданин
Юрий Анатольевич. Гражданин
30.01.2020 в 14:09
Москва

+1 / 0
Вверх
0
Вниз
Юрий Анатольевич
Юрий Анатольевич
18.02.2020 в 16:50
Москва

Может это сначала решитьПодробнее >>>

0

Читайте также

0 X